Спецкоординатор ООН: решения США по Палестине не меняют позицию организации

Николай Младенов. Михаил Почуев/ ТАСС
Николай Младенов

Николай Младенов о перспективах мирного урегулирования на Ближнем Востоке

Палестино-израильское урегулирование фактически зашло в тупик на фоне прекращения переговоров между сторонами, действий США и продвигаемой Вашингтоном "сделки века". О том, как видят выход из этой ситуации в ООН, в специальном интервью ТАСС рассказал спецкоординатор Всемирной организации по ближневосточному урегулированию Николай Младенов. Речь шла о его переговорах в Москве с главой МИД РФ Сергеем Лавровым, роли России в регионе, а также об отношении к решению Соединенных Штатов признать законными поселения Израиля на Западном берегу реки Иордан.

— Какова цель вашего визита в Москву? Это плановая поездка или есть какая-то причина, по которой вам срочно нужно было встретиться с российскими коллегами? Что конкретно вы обсуждали с главой МИД РФ Сергеем Лавровым и замглавы МИД Сергеем Вершининым?

— Я приехал по приглашению Сергея Лаврова в рамках регулярных консультаций с РФ по работе над ближневосточным мирным урегулированием. Мы должны были обсудить три важные темы. Во-первых, как нам работать сообща для поддержания международного консенсуса по разрешению палестино-израильского конфликта на основе двугосударственного решения в рамках международных резолюций ООН и двусторонних договоренностей, потому что этот международный консенсус сталкивается с все большими вызовами. Тем не менее он остается единственным законным и жизнеспособным способом достижения стабильного мира.

Вторая тема — это перспектива проведения палестинских выборов. Сейчас есть соглашение между сектором Газа и Западным берегом [реки Иордан] о проведении выборов. И я очень надеюсь, что в начале следующего года состоятся выборы в законодательное собрание, за которыми последуют президентские выборы.

Это очень важно, ведь палестинцы не имели возможности голосовать с 2006 года, и есть надежда, что выборы будут способствовать процессу примирения и единству сектора Газа и Западного берега.

Нам необходимо обсудить это с российской стороной. Третья тема — это наша совместная работа в Газе по предотвращению очередной кризисной ситуации. Россия активно работает в Совете Безопасности ООН. Это особенно важно сейчас, когда в целом регионе много очагов напряженности и "горячих точек". И нет необходимости в появлении новой "горячей точки" на карте мира.

— Как вы оцениваете российские подходы?

— Я считаю работу с Россией, которая является одним из членов ближневосточного "квартета" наряду с США, ООН и ЕС, очень конструктивной. Это четыре посредника, задачей которых является поиск решения конфликта. Особенно важно, что мы поддерживаем международное право с помощью уже принятых резолюций. Я очень высоко оцениваю поддержку Советом Безопасности ООН работы в Газе, которая сейчас особенно актуальна. Следует отметить, что Россия всегда активно взаимодействовала со всеми палестинскими фракциями, поддерживая единство в этом контексте. Обсуждение палестинских выборов также представляет особую важность.

— На каком уровне сейчас работает ближневосточный "квартет"? Есть ли необходимость созыва встреч в данном формате на высоком уровне, например на уровне министров? Считаете ли вы нужным расширить данный формат путем вовлечения других стран? Может, мы должны взглянуть на пример сирийского урегулирования и создать нечто вроде астанинского формата или встреч в Женеве?

— Я верю, что ближневосточный "квартет" как таковой является краеугольным камнем, приемлемым механизмом посредничества в арабо-израильском конфликте. К сожалению, за последние почти четыре года у нас не было встреч на уровне руководителей (внешнеполитических ведомств — прим. ТАСС) из-за меняющейся позиции США.

Однако я надеюсь, что нам удастся вернуться к формату "квартета", потому что это единственный способ законного посредничества между израильской и палестинской сторонами и начала переговоров между ними

В 2016 году мы опубликовали совместный доклад, подготовленный в формате "квартета" с Россией, США и ЕС, который выделяет главные препятствия на пути возрождения мирного процесса. Это строительство поселений, использование силы, разделение Западного берега и сектора Газа и многие другие конкретные трудности, которые должны быть преодолены. К сожалению, реальность такова, что оккупация продолжается, что приводит к бесперспективности двугосударственного решения. В конце концов, мы пробовали в прошлом — и это было достаточно успешно — в рамках "квартета" донести нашу позицию до арабских стран, до Лиги арабских государств, до стран Персидского залива, до Египта, Иордании, Саудовской Аравии, в частности. И в конечном счете я думаю, что арабские страны могут сыграть реальную роль в этом процессе. Однако мы долгое время не проводили встречи на уровне руководителей, хотя продолжали встречаться на уровне посланников в течение этого времени. Сейчас почвы для восстановления переговоров [на уровне руководителей] по вопросам окончательного статуса Палестины нет, как это было в прошлом. И в настоящее время с более практической точки зрения я концентрируюсь на том, что мы можем сделать в Газе для предотвращения очередной войны, для поддержки палестинцев в их собственном избирательном процессе. Ведь если мы можем предотвратить войну и вернуть единство Газе и Западному берегу, это, несомненно, отчасти поможет возвращению сторон конфликта за стол переговоров. Конечно, этого не будет достаточно, так как есть множество препятствий и сложностей, в частности, со стороны Израиля, но тем не менее это точно будет полезно.

— Куда вы направитесь дальше? Какие поездки планируете совершить?

— После визита в Москву я возвращаюсь в Иерусалим. Я думаю, мы будем прилагать наши усилия к работе с арабскими странами, а затем с ЕС, США.

— Хотелось бы поговорить о действиях США. Президент Трамп последовательно проводит политику по поддержке Израиля. Это и перенос посольства в Иерусалим, и признание легитимными израильских поселений на Западном берегу реки Иордан. Как вы считаете, насколько серьезный ущерб эти действия наносят процессу урегулирования кризиса?

— Эти решения США не меняют позицию ООН. Поселения остаются незаконными согласно международному праву. И статус Иерусалима, так же как и поселения, и границы, — это все часть вопросов окончательного статуса (Палестины — прим. ТАСС), которые должны обсуждаться сторонами. Этот блок вопросов был одобрен Советом Безопасности ООН, резолюциями Генеральной Ассамблеи. Так что очень важно, чтобы все, в том числе наши американские коллеги, вернулись к этому консенсусу. Так как, на мой взгляд, если мы не будем следовать по пути последовательного решения вопросов окончательного статуса, мы не сможем найти устойчивое решение конфликта. Решение на основе создания одного государства или двух государств — так вопрос не стоит. Вопрос в том, что в реальности существуют одно государство и постоянная оккупация, которая всегда будет приводить к насилию, вызывать недовольство, создавать угрозы безопасности Израиля и будущему палестинцев. Решение, которое основано на признанных международным сообществом параметрах, приведет к созданию двух жизнеспособных государств, которые смогут сотрудничать друг с другом. Мне кажется, чем раньше мы вернемся к этому пути, тем лучше, потому что та реальность, которую мы сегодня имеем, очень деморализует людей.

Если взглянуть на все это с позиции обычного палестинца с Западного берега реки Иордан, который живет на Западном берегу, то получается, что ему уже 25 лет назад была обещана государственность, а затем эту перспективу отнимают.

Тогда мало что остается. В то же время мы становимся свидетелями продолжающейся экспансии израильских поселений и отсутствия какого-либо политического процесса, направленного на достижение двугосударственного решения конфликта.

Я боюсь, что, если все продолжится в том же духе, деморализация превратится в ярость, что создаст очень сложную внутреннюю обстановку. В Газе ситуация еще хуже, ведь она последние 12–13 лет была под контролем ХАМАС, была отделена от законного палестинского руководства, находилась в очень суровых условиях, с максимально ограниченными условиями для развития. Все это порождает бедность, и в таких условиях быстро растет разочарование. Поэтому нам необходимо найти не просто гуманитарное решение или решение вопросов безопасности "на земле", а найти перспективу политического решения.

— Трамп продвигает так называемую сделку века, которую критикуют многие страны, в том числе и Россия. Министр Лавров заявлял, что США хотят отказаться от двугосударственного решения. Есть ли у вас понимание, что именно предполагает эта сделка? Может ли она стать эффективным решением?

— Название "сделка века" — очень амбициозное. Сейчас только начало века, еще много времени. У нас были хорошие дискуссии с американскими друзьями касательно того, что если их предложение основывается на двугосударственном решении в соответствии с линией ООН по разрешению конфликта, способствует возвращению сторон за стол переговоров, то в таком случае это предложение конструктивно и полезно при текущей ситуации "на земле".

К сожалению, мы видим на протяжении последних нескольких лет, что отношения между палестинским руководством и Соединенными Штатами полностью испортились

Они больше не говорят друг с другом. Это сказывается негативно [на общей ситуации]. Тот факт, что США прекратили финансирование БАПОР (Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ — прим. ТАСС), других программ, закрыли программы по помощи как палестинцам, так и израильтянам "на земле", также не помогает ситуации.

В конечном счете в ООН мы связаны теми решениями, которые были приняты Генассамблеей, Советом Безопасности, теми параметрами, на основе которых обе стороны — израильская и палестинская — были согласны двигаться дальше. Мы продолжим работать с Соединенными Штатами, с другими игроками, чтобы вернуть всех за стол переговоров, подразумеваемый международным консенсусом. Надеюсь, мы продвинем вперед дискуссии по решению вопроса окончательного статуса.

— Как вы оцениваете тот факт, что ни США, ни Израиль не приняли участия в проводимой ООН конференции по вопросам создания свободной от оружия массового уничтожения зоны на Ближнем Востоке?

— Я считаю, что у всех членов международного сообщества без исключения есть заинтересованность в снижении угрозы риска еще одной гонки вооружений на Ближнем Востоке, распространения ядерного оружия. Дискуссии вокруг темы свободной от ядерного оружия зоны ведутся в ООН очень давно. Я надеюсь, что все страны будут способны найти путь возвращения за стол переговоров по этому вопросу, потому что, безусловно, если смотреть на глобальную перспективу, распространение вооружений остается одним из главных рисков для международного мира и безопасности. Мы должны приложить все силы, чтобы предотвратить это. Конечно, эта тема особенно остро стоит на Ближнем Востоке, но не только там.

— Российская сторона выражала надежду, что после формирования нового правительства Израиля урегулированию может быть дан новый шанс. Но пока, как мы видим, его формирование откладывается. Есть ли у вас надежда, что как в Израиле, так и в Палестине в ближайшее время может сложиться политическая обстановка, которая будет способствовать установлению мира?

— Многие израильтяне очень злы из-за того, что после состоявшихся дважды выборов у них до сих пор нет правительства. Повышается риск проведения выборов в третий раз. Их президент открыто призывает все политические партии сделать все возможное, чтобы избежать еще одних выборов. В то же время, если взглянуть на палестинскую сторону, у них очень долго вообще не было никаких выборов. Я надеюсь, каким бы ни был исход израильского внутриполитического процесса, это произойдет как можно скорее, и появится стабильное правительство, которое будет продвигать свое видение будущего и с которым мы продолжим работать. Потому что угрозы, которые существуют "на земле", к примеру ситуация в секторе Газа, не допускают промедления. То же самое относится к палестинской стороне. После более чем десяти лет без выборов людям крайне необходима возможность определиться с лидерами, отдать свой голос за будущее своего народа как в секторе Газа, так и на Западном берегу реки Иордан, в Восточном Иерусалиме. Каким образом это произойдет? Я надеюсь, что к середине следующего года мы будем со стабильным правительством в Израиле и обновленными легитимными институтами власти в Палестине. 

— В завершение хотелось бы задать более общий вопрос. Какие условия должны сложиться для установления стабильного мира между Израилем и Палестиной? Где мы сейчас находимся, в тупике, из которого пока нет выхода, или через какое-то время мы сможем увидеть прогресс, который был, к примеру, на рубеже веков?

— Я не хочу говорить, что мы в тупике, потому что особенно на Ближнем Востоке никто не хочет, чтобы все закончилось тупиком. Как бы трудно это ни было, мы должны возродить перспективу политического решения этого конфликта. Конечно, сегодня это не самый кровопролитный конфликт, если сравнивать с Сирией, Йеменом и так далее, но он остается одним из фундаментальных конфликтов, которые необходимо разрешить в целях укрепления стабильности во всем регионе. Если израильско-палестинский конфликт удастся урегулировать, то мы избавимся от одной из точек радикализации в регионе. Необходимо отметить, что есть много скепсиса как на палестинской, так и на израильской стороне. Трудно встретить израильтянина, который верил бы в то, что очередной раунд мирного процесса не закончится еще большим насилием и усилением террористической угрозы для Израиля. Я не встречал палестинца, который бы верил в то, что после очередного раунда мирного процесса Палестина не потеряет еще больше земли и перспектив. Нам нужно быть очень осторожными, потому что мы сталкиваемся не только с политическими трудностями при возрождении мирного процесса, но и с очень скептично настроенным общественным мнением с обеих сторон. Расхождения между палестинцами и израильтянами в последние годы крайне драматичны. Они не связаны так друг с другом, как это было в прошлом. Это создает много сложностей. 

Хотел бы вернуться к отчету ближневосточного "квартета" 2016 года, который очертил десять обоснованных рекомендаций относительно того, что должно быть сделано для повышения шансов на успех переговоров. Безусловно, это длинный список шагов, которые должна сделать израильская сторона. Они касаются строительства поселений, проблемы ограничения деятельности палестинцев в "Зоне C" на Западном берегу реки Иордан — и это только главное из этого списка. Палестинской стороне необходимо преодолеть раскол между Газой и Западным берегом, прекратить боевую активность со стороны Газы. Есть список шагов и для международного сообщества в плане создания условий для переговоров. Если мы как международное сообщество сегодня просто поднимем флаг, будем говорить о необходимости вернуться к переговорам, я боюсь, что это будет неубедительно. Мы должны удостовериться, что условия, которые мы создаем, могут привести к успеху. Я опасаюсь, что чем больше времени мы тратим в ситуации, которая сложилась сейчас, тем меньше шансов на успех, и появляется больше рисков, связанных с насилием, ростом проблем. Мы продолжим очень активно разговаривать с Россией, американцами, европейцами, арабскими странами о том, что мы можем сделать. Надеюсь, израильские и палестинские лидеры обозначат своим народам перспективы и донесут необходимость возобновить процесс мирного урегулирования.   

Беседовали Иван Колыганов, Джамиля Рахимуллина