"Играть в шахматы онлайн можно так же, как вживую". Дворкович о турнирах FIDE и пандемии
Шахматы оказались одним из редких видов спорта, в который продолжают играть, только игры переместились в онлайн. В интервью ТАСС президент Международной шахматной федерации (FIDE) Аркадий Дворкович рассказал о росте популярности онлайн-турниров, отметил инициативу российских гроссмейстеров провести турнир в поддержку врачей и высказал надежду, что пандемия коронавируса скоро прекратится, а отмененные турниры будут сыграны в этом году.
— В эти дни все больше появляется онлайн-турниров…
— Шахматная жизнь должна продолжаться, несмотря ни на какие сложности и ограничения. И шахматы в этом роде уникальны тем, что в них можно играть онлайн почти точно так же, как вживую, в отличие от большинства других видов спорта, которые требуют перехода на реальные спортивные площадки. Конечно, есть и минусы: частично теряется или существенно меняется психологическая и эмоциональная составляющие, поскольку уходит то напряжение, которое человек испытывает, оказавшись лицом к лицу с соперником. Появляются определенные риски с использованием компьютерных подсказок, и это пока что влияет на возможность организации официальных чемпионатов мира онлайн. Пока мы только тестируем систему контроля и видим определенные риски. Но тем не менее это остается шахматной игрой во всем ее многообразии. Все, что происходит на досках, — очень интересно и захватывающе. А видеодополнение, то есть возможность видеть участников на экранах, также дает возможность почувствовать напряжение их мыслей, видеть, как гроссмейстеры себя ведут.
Считаю, что это очень интересный вид шахмат, который будет стремительно расти в ближайшее время и даст импульс развития всему шахматному движению. Мы видим, как все большее число людей в разных странах присоединяются к игре, все большее число крупнейших мировых изданий включают в свою повестку новости из шахматного мира.
— Онлайн Кубок наций. Насколько сложно его было организовать?
— Любой турнир организовать непросто, и от идеи до воплощения прошло уже несколько недель. Мы занимаемся всеми деталями, было важно заручиться поддержкой партнеров. В данном случае это крупнейшая в мире онлайн-платформа Chess.com и генеральный партнер и соорганизатор турнира — правительство Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Дальше надо было получить согласие от всех ведущих шахматистов, согласовать графики. Вы правильно сказали, что онлайн-турниров много, и не так просто найти интервал, который был бы удобен всем. Тем не менее это сделать удалось. У нас будет шесть очень сильных команд: четыре национальные сборные — Китай, Индия, США, Россия, сборная Европы и сборная "остального мира". Пожалуй, из ведущих гроссмейстеров не будет участвовать только действующий чемпион мира Магнус Карлсен. Но остальные сильнейшие будут играть, и это будет очень интересный турнир, где будет сочетаться командная борьба и тот фактор, что все будут находиться на расстоянии друг от друга. Кроме того, это одно из уникальных смешанных соревнований. Это редкий случай, когда в сборных будут и мужчины, и женщины.
— С Карлсеном вы все же общались и вели переговоры об участии?
— Конечно, он настроен очень позитивно и конструктивно. Мы в отличных отношениях, просто в этом турнире он не смог принять участие из-за занятости в других проектах.
— Турнир будет традиционным?
— В этом году мы планируем разные форматы турниров, и думаю, что именно этот турнир не будет регулярным. В ближайшее время мы готовимся провести ряд индивидуальных турниров с блицконтролем. Это позволит вовлечь значительное число участников, и эти турниры могут стать регулярными. Для нас примером является идущий сейчас турнир Карлсена, где принимают участие восемь сильнейших гроссмейстеров. Для аудитории игроков-любителей мы скоро объявим о серии кросс-платформенных турниров, то есть таких соревнований, которые пройдут сразу на нескольких игровых платформах, что позволит вовлечь максимальное число непрофессиональных шахматистов. Кроме того, на лето, в те сроки, когда планировалась Шахматная олимпиада, мы собираемся организовать крупнейший командный турнир, который, по сути, будет цифровым двойником Шахматной олимпиады. Сейчас мы прорабатываем все детали.
— Вы будете одним из капитанов сборных на Кубке наций. Как готовитесь к этой роли?
— Действительно, я являюсь капитаном команды "остального мира". Но у меня есть профессиональные помощники, которые оказывают шахматную помощь участникам, занимаются с ними и при необходимости будут организовывать тренировочные сессии в онлайне. Конечно, мне будет интересно соперничать с капитаном команды Европы, 13-м чемпионом мира Гарри Каспаровым.
— Интересно, с ним легко было договориться, учитывая, что он сейчас в США и занимается больше политической деятельностью?
— Он достаточно быстро согласился поучаствовать в нашем проекте, понимая, что шахматный мир нуждается в таких интересных событиях и его участие наверняка привлечет внимание миллионов любителей шахмат. Мои коллеги по органам управления FIDE находятся с ним в контакте.
— Говоря об аудитории турнира, какие у вас прогнозы?
— Думаю, что совокупная аудитория будет измеряться миллионами. Прежде всего, конечно, за счет стран с огромной численностью населения. Так как среди участников — Китай и Индия, то аудитория будет очень масштабной. Далее уже последуют Россия, США и Европа. Поэтому рассчитываем на десятки миллионов. Отмечу, что эксперты будут комментировать на всех самых распространенных международных языках, в том числе на китайском. Никаких проблем с восприятием турнира не будет.
— Не так давно у FIDE была цель довести глобальное число играющих в шахматы до миллиарда человек. Сейчас эти планы все еще на повестке?
— Сейчас такую задачу мы не ставим. Просто потому, что очень сложно посчитать реальное число играющих, а любая цель должна быть измерима. Мы видим, сколько людей играет на крупнейших онлайн-платформах. Это десятки миллионов человек, осязаемая аудитория с огромным потенциалом. Исследование авторитетной компании Nielsen Сonsulting, проведенное специально для нас, выявило огромный интерес к шахматам. Но о сотнях миллионов я говорю осторожно, предпочитая оперировать цифрой в десятки миллионов. Но возможно, что многие шахматисты не делают это публично, а играют дома, в семьях, и тогда общее число может быть больше.
— Вы наверняка слышали о благотворительном онлайн-турнире в поддержку врачей России. Ваше мнение?
— Это отличная инициатива Владимира Крамника — помогать собирать деньги для врачей, которые сейчас борются с коронавирусом. Мы, несомненно, поддержим эту инициативу и постараемся сделать что-то подобное в более широком масштабе. Знаю, что недавно был благотворительный проект в Юго-Восточной Азии, в Сингапуре, где участвовали ведущие шахматисты. По моим сведениям, удалось собрать порядка $30 тыс.
— Турниры, которые были отложены из-за пандемии в начале года, — они будут доиграны?
— Мы следим, какие решения принимают наши коллеги по другим федерациям. В теннисе, действительно, пока не сдвинулся только US Open. Уимблдон отменен совсем, Roland Garros сдвигается на осень… Футбольные чемпионаты все же имеют шанс возобновиться — в некоторых странах над этим серьезно раздумывают. Это касается также и НХЛ, и НБА.
В шахматах мы перенесли практически все соревнования на осень, Шахматная олимпиада перенесена на следующий год. Особо хотел бы отметить, что мы находимся в постоянном контакте со всеми нашими партнерами и благодарны им за поддержку и готовность продолжать взаимовыгодное сотрудничество. Я говорю о наших международных и российских партнерах — Coca-Cola, Cisco, РЖД и других. Что касается основных турниров, то пока еще есть шанс провести их во второй половине года, но решение будем принимать только тогда, когда будет полная ясность. Для нас приоритетным в этом году является завершение Турнира претендентов, который определит соперника Карлсена в матче за первенство мира. Пока еще мы рассчитываем, что это произойдет в августе-сентябре, чтобы было время на проведение матча за шахматную корону, как было запланировано — в конце декабря. Кроме того, важно завершить серию женских Гран-при. Там остался один этап, постараемся его провести во второй половине года.
— А что по матчу за шахматную корону? Он пройдет в Дубае?
— Пока контракт не подписан, потому что нет ясности по срокам проведения. Тем не менее мы обсуждаем с партнерами вариант, при котором, даже если не будет проводиться в эти сроки ЭКСПО, все равно в Дубае может пройти матч за первенство мира. Мы от этой идеи не отказались и продолжаем ее обсуждать. Тем не менее ясность будет через несколько недель.
— Как функционирует FIDE в условиях пандемии коронавируса?
— FIDE, естественно, функционирует в постоянном режиме. Мои коллеги по руководящим органам федерации находятся в разных городах и странах, как и прежде. Мы никогда не работали в одной точке, дистанционная работа для нас привычна, а очные встречи носили деловой характер и чаще были приурочены к проведению соревнований. Сейчас мы общаемся онлайн каждый день и продолжаем управлять шахматной жизнью, развивать ее. По нашей инициативе уже начались онлайн-семинары для тренеров, арбитров, некоторые уже состоялись. Они вызывали огромный интерес, и здорово, что люди могут повышать свое мастерство, несмотря на непростую ситуацию.
— Будет ли в этом году конгресс FIDE?
— Конгресс FIDE должен был пройти одновременно с Шахматной олимпиадой. Но так как она перенесена на следующий год, то вероятность проведения конгресса в этом году довольно мала. Но мы подумываем о проведении онлайн-конгресса, который, может, не будет столь же масштабным, но будет полезен для сверки часов, обмена практиками, принятия ряда решений.
— Заключительный вопрос. Для вашей команды в Кубке наций важна победа или участие?
— Речь идет о спорте, где всегда важна победа. Но и участие является большим праздником для всех шахматистов, команд. Но каждая команда будет, безусловно, бороться за победу.
Андрей Карташов