Летом этого года в московском "Манеже" должна была открыться масштабная выставка к 90-летию со дня рождения народного художника СССР, основателя Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, которого не стало три года назад. Пандемия нарушила эти планы. О том, состоится ли выставка, почему русская школа живописи так популярна в Италии, какие перемены ждут академию в ближайшие годы и в чем ее важнейшая миссия, рассказал в интервью ТАСС сын Ильи Сергеевича, народный художник РФ, ректор академии Иван Глазунов.
— В прошлом году стало известно о планах открыть в "Манеже" летом 2020 года большую выставку к 90-летию Ильи Сергеевича. По понятным причинам теперь это невозможно осуществить. Увидим ли мы выставку в этом году?
— Обсуждаем сейчас с Департаментом культуры Москвы новые даты выставки, но пока нет решения, будем смотреть по ситуации. Надеюсь, что выставка пройдет осенью или зимой. Пандемия остановила нас на самом активном этапе подготовки. Когда люди разъехались по разным городам, в режиме самоизоляции невозможно подготовить и осуществить такой масштабный проект.
К открытию этой выставки мы готовимся уже полтора года. Мы — это большая творческая группа, которую я возглавляю как куратор. Также это ученики Ильи Сергеевича, и, конечно, в подготовке участвует вся наша большая семья, в том числе моя сестра Вера, которая занимается архивными документами.
Участвует и моя дочь Ольга — она художник, заканчивает академию в мастерской исторической живописи, продолжает династию Глазуновых и Бенуа. Как вы знаете, жена и муза Ильи Сергеевича, моя мама, происходила из знаменитой художественной семьи Бенуа. Оля занимается составлением экспозиции и помогает, работает с режиссерами-документалистами, так как специально к выставке готовится много кинохроники.
— Глава столичного департамента культуры Александр Кибовский говорил, что выставка была задумала еще при жизни Ильи Сергеевича. Папа рассказывал вам о своем видении экспозиции?
— Он очень любил "Манеж". Это огромное пространство, которое не каждый художник может заполнить, он часто об этом говорил. В таких масштабных проектах я всегда помогал ему делать экспозиции. Но, конечно, выставка при жизни художника и выставка памяти отличаются. Выставка в "Манеже" — портрет эпохи на фоне художника и художник на фоне эпохи. Кроме его творчества и творчества его учеников интересно передать еще и то время: жизненные связи, друзей, людей, с которыми он много сделал.
Кроме того, что-то будет показано в первый раз. То, что при жизни папы было глубоко личным, а теперь поможет раскрыть его новые грани.
— Что мы увидим на выставке?
— Основная часть экспозиции — его картины разных лет, графические работы, театральные. Хотим показать всю многогранность личности, в разных проявлениях. И портреты, и поездки, и книжную графику, и иллюстрации к русской классике, естественно. Потому что без чего-то одного не будет полного портрета.
Конечно, будут работы его учеников, то есть продолжения Ильи Сергеевича. Важно отметить, что он всегда учил не копировать лично его, не перефразировать и не повторять. Также хотим показать много писем, документов с помощью современных технологий.
Обязательно будет раздел, посвященный охране культурного наследия. Ведь Илья Сергеевич многое сделал в этом направлении и очень многих людей к этому привел. Потом, обязательно должно быть показано его увлечение предметами старины, искусства. Спасенные им буквально из огня иконы, которые он не как коллекционер собирал, а именно спасал. В провинциальных городах в те годы, допустим, в храме открывались какие-нибудь городские бани, а иконостас просто сжигали, утилизировали. И вот в те годы спасали то, что можно было спасти. И эти предметы и есть часть его знаменитого собрания.
Наши искусствоведы готовят статьи и рассказы о его общественной деятельности, о его учениках, ведь о масштабе личности после ухода художника из жизни судят еще по тем людям, которым он сумел передать свой огонь, свое мировоззрение, и таких благодарных учеников, активно и успешно работающих сейчас, очень много. О них тоже расскажем.
— А планируются ли юбилейные выставки в других городах?
— Конечно. Надеемся на Петербург — это его родной город, где он пережил блокаду, потерял родителей и в который он возвращался сотни раз. В Петербурге обязательно надо делать его памятную выставку. Может быть, меньшего масштаба, чем в Москве, но с той же идеей. И в других городах, конечно, тоже.
— И, конечно, надо смотреть на ситуацию. Многие опасаются, что может быть вторая волна, чего, безусловно, не хотелось бы.
— Конечно. Я все мониторю, читаю, что осенью может быть вторая волна и опять будет то-то и то-то закрываться. Не хотелось бы, конечно. Это сбивает планы очень: и института, и художников, и выставочные проекты.
— Возвращаясь к выставке в "Манеже": какие музеи, частные собрания в ней участвуют?
— Илья Сергеевич в основном все подарил Москве. В региональных музеях, конечно, тоже есть его работы. Например, в Туле знаменитый цикл к годовщине Куликовской битвы. Есть портреты в частных собраниях. Кстати, его работ достаточно много в частных собраниях в Италии. Например, портреты Марио Дель Монако, Федерико Феллини. Много портретов, подаренных им.
— Учитывая пандемию, мы вряд ли сможем их увидеть на выставке?
— Наверное, сможем. Уже есть предварительные договоренности со всеми владельцами этих картин. Все можно сделать, привезти и показать: зависит от ситуации в мире с пандемией. Там есть действительно интересные вещи, которые было бы важно объединить.
— Как раз хотела спросить про Италию. У академии очень хорошие отношения с этой страной. Какие совместные проекты проходят или запланированы?
— Италия и Илья Глазунов — это особая тема. Еще в советские времена он порой за свой счет возил студентов еще из Суриковского института и давал им возможность увидеть музеи Ватикана, Венецию. Его первый международный такой выход начался в Италии.
В год, когда он ушел из жизни, в Риме, в зале Витториано, открылась выставка картин на русскую историческую тему, лучшие дипломные работы. Экспозицию посвятили его памяти, это была мемориальная выставка в честь него как открывателя Италии для многих своих учеников.
Сейчас у нас проходит выставка "Образы России. Живописная традиция Академии Глазунова" в туринской Академии изящных искусств "Альбертина". Из-за коронавируса ее закрывали, но уже открыли — она продлится до 20 сентября. И с туринской академией у нас есть планы по сотрудничеству.
Сейчас в мире и у нас бродят тенденции, что современное искусство, традиции не нужны. Естественно, нужен новый взгляд художника, он всегда будет обновляться, но это такой процесс живой. Вот наша выставка в Турине — она за последние семь лет современных выставок там самая посещаемая. Об этом с удивлением и восторгом нам написали из Турина. А это о чем говорит? Что наша традиционная школа не только успешна, но и несет людям ту самую пищу для души, которая нужна всем.
— А с какими еще странами сотрудничает академия?
— Сейчас, конечно, Китай очень интересуется европейскими традициями. Думаем о сотрудничестве с ними. Турецкая академия недавно изъявила желание с нами сотрудничать, поскольку Стамбул, а в свое время Константинополь, это тоже важный такой пункт для русской культуры. Возможно, будут обмены. Сербская академия с нами хочет сотрудничать.
— Как академия пережила период самоизоляции, ограничений, дистанционного обучения? И какие выводы вы для себя сделали?
— У нас было затишье, как и везде. Было закрыто общежитие. студенты были на удаленном обучении. Что касается лекций и занятий по истории искусства, естественно, академия сразу влилась в новую форму обучения. Даже, может быть, это было полезно для студентов, потому что дало импульс для переоценки ценности очного образования. Конечно, очное ничем не заменить, особенно это касается творческих профессиональных факультетов, где занимаются живописью, скульптурой, архитектурой, реставрацией.
Сейчас все творческие вузы об этом говорят. Очень много уроков, мастер-классов по живописи в интернете, но по ним нельзя пройти профессиональную подготовку, это в плане хобби можно смотреть. Изучить натуру и получить точный, профессиональный навык можно только непосредственно от педагогов в классе. Поэтому у нас и экзамены не могут быть полностью удаленными. Некую часть можно сделать на удалении, но экзамены по специальным предметам, где есть рисунок, живопись, композиция, — это невозможно.
— За последние несколько месяцев музеи запустили множество онлайн-проектов: лекции, экскурсии, выставки и специальные мероприятия. Вы посещали что-нибудь? Как вообще вы относитесь к такому формату и будет ли что-то в академии?
— У нас будет день открытых дверей в середине июля в таком режиме. Если говорить о проектах музеев, я, как пишущий искусствовед, очень часто для своей работы обращаюсь за научными материалами в интернет, все это становится материалом для изучения, для каких-то комментариев и ссылок.
Онлайн-выставки никак не могут заменить нашего таинства общения с произведением искусства непосредственно в зале музея. Потому что есть созерцательные особенности человеческие, которые нельзя перевести в цифру.
— Недавно возобновилась реконструкция академии. Она была начата в 2013 году, но заморожена на долгий срок. Что произошло? И как удалось решить проблемы и запустить процесс?
— Эта остановка была связана с болезнью и уходом Ильи Сергеевича. Нарушились все планы. Когда я стал возобновлять стройку, надо было уже заново просить бюджет, потому что к тому времени его забрали обратно в казну. Кроме того, изменились строительные нормативы, и надо было делать перепроектировку. Сейчас нам, слава богу, выделили деньги, отнеслись с пониманием и к нашим проблемам, и необходимости выставочного зала для молодых художников.
Благодаря реконструкции у нас наконец-то появится свой выставочный зал, и многие проблемы будет решать проще. Он должен быть готов в 2024 году.
— Как вообще развивается академия? Какие новые пути вы видите?
— Стараюсь сохранить весь дух, который отец внес в свое детище. Но традиции наши надо приумножать. И, конечно, время меняется тоже — на вызовы времени надо отвечать.
У нас будет шире международное сотрудничество, оно нужно. И он об этом сам мечтал. Думаю, что череда итальянских выставок академии — это было в память о нем, о чем он мечтал и не успел осуществить.
Обязательно будут расширяться горизонты для художников. Наши студенты будут больше общаться с другими вузами, в том числе с театральными. Также думаем открыть сценографию у нас в академии, потому что это тоже традиции русской художественной школы.
— Когда может открыться такой факультет?
— В новом учебном году будем плотно заниматься этим вопросом. Еще у нас в академии появился хор — это тоже расширяет студенческое понимание искусства, потому что у нас происходит глубинное изучение древнерусской традиции.
В академии усилился факультет реставрации, активно сотрудничаем с музеями. В этом году сделали открытие для Переславль-Залесского музея иконы XVI века, которая находилась у них в фондах, была не раскрыта и оставлена для упражнений студентам-реставраторам как поздняя икона XIX века. Мы обнаружили в ней XVI век и редкий сюжет. Вот такие бывают открытия, и они очень нужны сейчас для нашего искусства и для понимания нашей культуры.
Конечно, сейчас пандемия нарушает все планы. Академия может какое-то время работать удаленно, но, как я уже говорил, для любого вуза, связанного с искусством, необходимо очное образование. Это главный механизм передачи знаний, и, когда возникает живой и творческий контакт между мастером и учеником, возникает то, из чего рождается искусство. Творческий процесс — это не только некая фиксация того, что художник видит, — это таинство, рождение художественного образа. Искусство ведь и лечит, и воспитывает, и окрыляет. Это все возможно только в реальной творческой мастерской, в живом творческом общении.
— Недавно Михаил Ефимович Швыдкой правильно заметил, что сейчас искусство особенно важно, потому что оно оказывает психотерапевтический эффект, помогает людям не сойти с ума, когда все так навалилось.
— Согласен. Конечно, и сегодня, и во все времена в мировой сокровищнице искусства находились и находятся ответы на все суетные вопросы нашего бытия.
Беседовала Наталия Крючкова