Российский режиссер-документалист Сергей Мирошниченко — обладатель множества высоких наград не только в России, но и за рубежом. За годы творчества ему удалось запечатлеть Владимира Путина сразу после его избрания президентом в 2000 году, снять выдающихся деятелей культуры, среди которых писатели Александр Солженицын, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, актер Георгий Жженов, дирижер Валерий Гергиев, а также охватить большую часть жизни людей в масштабном проекте "Рожденные в СССР".
24 июня заслуженному деятелю искусств России исполняется 65 лет. В интервью ТАСС режиссер рассказал о том, почему в новом возрасте он хочет избежать творческой суеты, чего не хватает современной российской документалистике и какой из ответов героев своих картин он вспоминает чаще других.
— Сергей Валентинович, сегодня невозможно избежать такого вопроса: как вы проводили самоизоляцию?
— Этой весной я был очень далеко, на финской границе, но работал постоянно, на дистанции сделал очень много. Я готовил сценарий для одного важного цикла. Сейчас буду стараться снимать две работы, но в целом много снимать теперь не буду и с осторожностью подойду к выбору тем. Наступает такое время, когда лучше о себе не испортить впечатление. У людей в этом возрасте начинается суета. На мой взгляд, теперь нужно быть очень внимательным к себе и к тому, что ты выпускаешь.
— Могли бы рассказать, над какими именно проектами вы работаете? О каком важном цикле идет речь?
— Я сейчас работаю над фильмом "Рожденные в СССР. 35 лет", и в нем, конечно, будет эпизод, посвященный коронавирусу. Также я в качестве продюсера готовлю цикл документальных фильмов об истории русских тюрем. На нашей студии "Остров" создали замечательную работу "Кресты", ее уже отобрали на Варшавский кинофестиваль, где состоится европейская премьера. Это фильм с современными героями и экскурсом в историю. На самом деле это огромная история нашей страны, потому что здесь много людей, которые отбывали наказание, и людей, которые будут отбывать наказание, их родственников или пострадавших. Думаю, проект будем обговаривать с интернет-платформой. Часть серий снимет Ангелина Голикова, которая сделала фильм "Кресты". Она преподаватель во ВГИКе и крепкий режиссер.
— Проект "Рожденные в СССР" является, пожалуй, одной из самых известных ваших работ. Вам действительно удалось охватить значимый период жизни людей — героям вот уже по 35 лет. При просмотре предыдущих частей становится очевидным, как они меняются: в семь лет они охотно делятся своим взглядом на мир, но с возрастом становятся все более закрытыми. Каким будет этот новый фильм?
— Фильм будет драматичным.
Но картина не будет только мрачной, потому что многие герои складывают жизнь очень грамотно. Сейчас очень модно казаться — быть интересными в Instagram, например, а на самом деле проживать тяжелую жизнь. Фильм будет о том, что надо как раз жить, а не казаться.
— Как теперь строится взаимодействие с этими людьми?
— Уговорить людей рассказать про свою жизнь каждый раз сложно, я это понимаю. Быть на виду — сложно. Каждый раз встреча героя со мной — отчасти как встреча с ангелом-хранителем. Он должен рассказать правду, но делать это полностью он не будет, а если и расскажет, то попросит что-то не показывать. И я такую просьбу выполню неукоснительно.
Я верю в то, что проект будет идти до 70 лет, уже без меня. Мы для этого сделали все: выкупили права у английской стороны за очень большие деньги. Я рад, что нашелся человек, который помог мне сделать так, чтобы права были на российской территории. Нам нужно еще вывезти архив — 7 лет и 14 лет (архив картин "Рожденные в СССР. Семилетние" и "Рожденные в СССР. Четырнадцатилетние" — прим. ТАСС), который находится в Великобритании, и весь его оцифровать. Это очень большие деньги. Но некому объяснить, что это необходимо для истории нашей страны.
— Вы же и сами не только режиссер, но еще и педагог. Какие качества вы стараетесь привить своим ученикам, каким принципам хотите их научить?
— Скорее всего, во ВГИКе я больше не буду набирать студентов. Уже прошло много времени, между молодыми ребятами и мной большой ментальный разрыв, но своих студентов я очень люблю. Я могу сказать, что мы учим их быть профессионалами. Если не учить профессии, то картины становятся неглубокими, человек не может создавать в фильмах состояние. Если ты делаешь настоящее кино, очень важно, чтобы в нем было состояние, тот самый саспенс, — а его надо научиться делать. Поэтому мы проигрываем в творчестве западноевропейскому и американскому кино. В этом трагедия.
Я воспитываю очень одаренных людей, они получают госпремии, но они не востребованы. У меня есть студентка, которая получила госпремию, международные награды, но приглашала ее работать только группа Fox. Нормой стало не приходить в институт, не отбирать наиболее понравившихся ребят, не приглашать их к себе на студии. Считается, что с ними будет морока, что они думающие люди. Лучше выбрать человека непрофессионального и сделать что-то невнятное, но быстрое, без особых затрат. Это стало распространяться везде, и в игровой режиссуре в том числе, когда режиссер не имеет никакого значения в картине.
Наша культура не может существовать без гениев, а гениев надо растить. Я бы хотел, чтобы у нас были созданы такие структуры, где бы отслеживались талантливые студенты, им бы давали вырасти, как когда-то дали после ВГИКа вырасти мне.
— Нужно ли в документалистике сохранять нейтралитет и получается ли это?
— Я учу своих студентов быть субъективными, быть сопричастными событию. Только это интересно зрителю. Объективность, как правило, не интересует никого. Так и в литературе — субъективный взгляд писателя. Я думаю, что настоящее игровое кино — тоже субъективный взгляд.
В документальном кино несколько сложнее. Ты должен быть корректен по отношению к человеку, ты не должен его убить своей картиной, не должен воздействовать так, чтобы герой тебя потом с топором разыскивал (смеется).
Найти правильную форму трудно. Помню, как я снимал Георгия Степановича Жженова (фильм "Георгий Жженов. Русский крест" — прим. ТАСС). Он был жестким человеком, на площадке у нас часто возникали конфликты, он бросал мне в лицо какие-то слова. Я это оставил в картине: моменты, где я был слаб. Оставил специально, чтобы показать, что мы на равных. Я внедряюсь к нему в душу, но и он имеет право высказать мне все то, что он думает.
Может быть, поэтому картина имела такой большой успех, — потому что автор был рядом. Я не люблю, когда автор возвышается над человеком и рассматривает его как какое-то насекомое. Он должен быть рядом. Если народ падает, ему плохо, ты должен быть рядом с ним, если народ болеет, то ты должен быть рядом с ним. Самые выдающиеся режиссеры в мире были теми, кто стоял рядом с людьми, переживающими те или иные трудности.
— Как вы выбираете своих героев? Я имею в виду и обычных людей, и знаменитых. Как вы понимаете, что этот человек — именно тот, о ком вы хотите рассказать?
— Это бывает по-разному. Например, фильм "Кресты" появился из интересного события — наша известнейшая тюрьма в Петербурге переезжала со старого места на новое. Я благодарен, что нам дали это снять, помогали, благодарен заключенным, которые пошли навстречу и тоже помогали в съемках. Писатели, которых я снимал, — это люди, которые меня воспитали.
— Я заметила, что вы своим героям задаете простые вопросы, на самом деле, но при этом очень сложные. Какой из ответов на когда-либо заданные вами вопросы запомнился вам больше всего?
— Последнее время все чаще я вспоминаю Александра Исаевича Солженицына. В оригинале картине был ответ на вопрос "Что такое раскаяние?" и "Что происходит с нашим обществом?". Этот эпизод на телевидении не показали. Он сказал, что так много мы сейчас совершили ошибок, уже в новейшее время, так много было произвола и, к сожалению, коррупции.
Несмотря на то что судьба и Бог дали нам возможность освободиться от идеологического прошлого и двинуться вперед, мы не сумели покаяться в этих грехах. Покаяние, как он говорил, — это религиозное понятие, не все на него способны. Но раскаяться в том безобразии, которое мы творим — сами творим, — мы не способны. Когда мы сможем раскаяться в том, что мы сделали, тогда, может быть, и страна вздохнет и пойдет дальше. Она заслуживает того, чтобы быть лучше. У нас прекрасная страна, хорошие люди.
— Сергей Валентинович, наверное, завершить беседу хотелось бы на позитивной ноте. Приближается ваш день рождения, как вы планируете отметить праздник?
— Все будет позитивно, знаете почему? Потому что ваше поколение этого хочет, оно хочет изменений, и они будут к лучшему. Время за вами. Я верю в то, что все будет нормально. А праздновать я буду очень далеко, где финская граница, но с российской стороны, на берегу Балтийского моря. К моему маленькому домику приплывают лебеди. Я выйду, они передадут мне привет ото всех. Там и будет мой день рождения.
Беседовала Валерия Высокосова