29 мая станут известны итоги работы комиссии по расследованию причин аварии ракеты-носителя "Протон-М", произошедшей 16 мая.
Как сообщил ТАСС источник в ракетно-космической области, аварийная комиссия, работающая в Центре им. Хруничева (изготовителе "Протона"), выявила нарушения при производстве ракеты-носителя. "Это, безусловно, человеческая ошибка. Произошло нарушение во время производства ракеты", - подчеркнул собеседник агентства. Он отказался указать точную причину аварии, пояснив, что сначала о ней будет доложено в правительство.
Ранее Роскосмос утвердил состав аварийной комиссии. Ее председателем стал глава Роскосмоса Игорь Комаров.
В комиссию также вошли представители коллегии Военно- промышленной комиссии при правительстве РФ, Роскосмоса, Минобороны РФ, Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК), головных отраслевых институтов и предприятий ракетно- космической промышленности.
Версии и причины аварии
Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин считает, что причинами аварии являются конструктивные особенности или нарушение технологий. "По сути дела, речь, видимо, идет либо о некоей конструктивной особенности, либо о нарушении технологии, которые приводят к аномальному поведению двигателя при определенных обстоятельствах.
По его словам особенностью аварии является то, что она полностью повторяет аналогичную в 1988 году, а также в прошлом году. "То есть отказ одной и той же системы двигателя, третьей ступени ракеты-носителя "Протон" изготовления Воронежского КБ", - сказал вице-премьер.
По мнению вице-премьера, Россия должна переходить на цифровое проектирование в ракетной отрасли, постепенно отказываться от "Протонов", ориентируясь на другие ракеты-носители, в том числе на "Ангару".
В свою очередь, высокопоставленный источник в ракетно-космической отрасли, непосредственно участвовавший в создании "Протона", считает, что нынешняя авария не похожа на прошлогоднюю, которая была вызвана разрушением подшипника в рулевом двигателе третьей ступени.
Мнения экспертов
Академик Российской академии космонавтики им. Циолковского, главный редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Маринин в беседе с корр. ТАСС подчеркнул, что точную причину аварии в итоге могут и не установить. "Во время всех аварий точную и однозначную причину установить удается очень редко. Как правило, это решение имеет вероятностный характер. Например, что с вероятностью 90% причина была такой, но остаются еще 10%, что причина была в другом.
С его мнением не согласился член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского Андрей Ионин. "Я думаю, что телеметрии достаточно. Работа на предприятиях - нормальный второй этап работы госкомиссии, когда у специалистов есть более четкие версии произошедшего. Теперь они поехали проверять их на предприятия", - сказал он ТАСС.
Редактор журнала "Вестник ГЛОНАСС" Константин Крейденко считает, что причиной аварии ракеты могли стать ощибки при ее производстве.
"На мой взгляд, причина того, что произошло с ракетой-носителем "Протон-М", - в производственном дефекте. Где-то во время изготовления третьей ступени не было соответствующего контроля технологических, монтажных операций или не было достаточного контроля материалов, которые использовались для производства узлов и агрегатов ракеты. Причину нужно искать в этом", - сказал ТАСС Крейденко.
Кроме того, подчеркнул эксперт, медленная модернизация наземного комплекса управления не позволяет увеличить объем наблюдаемой и обрабатываемой информации с систем ракеты- носителя во время предстартовой подготовки.
Последствия аварии и ответственность
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев считает необходимым предусмотреть материальную ответственность для виновных в срывах космических проектов, в том числе, запусков ракет-носителей.
Премьер поручил "довести все до конца, потому что это бьет по репутации программы наших пусков, это абсолютно очевидно, даже при понимании того, что финансовые последствия были застрахованы, и никто из участников этой программы прямых финансовых убытков не понес".
Глава Минкомсвязи Николай Никифоров считает, что авария "Протона" приведет к сдвигу запусков российских телекоммуникационных аппаратов на два-три месяца.
Как подчеркнул глава ведомства, "мы жестко отстаиваем принцип, что на наши деньги мы должны производить российские спутники". Ранее он не раз высказывался против заказа гражданских спутников за рубежом, признавая при этом, что пока цены на отечественные аппараты завышены.
"За все должна быть ответственность, - заявил Никифоров. - Если производитель сдает нам спутник позже срока, платит штраф в размере упущенной выгоды от использования этого спутника, если у Роскосмоса сдвиг запусков "Протонов", но он должен не просто разобраться с "Протонами", но и оплатить нам ущерб", - заявил министр.
В свою очередь источник в международной страховой отрасли, знакомый с деталями условий страхования старта ракеты сообщил, что российские структуры, включая Роскосмос, не несут материальной ответственности в связи с неудачей запуска "Протона".
В соответствии с полученной ТАСС информацией, достоверность которой была подтверждена, страхование спутника осуществила компания Marsh, также известная как Marsh and McLennan. Это - крупная международная страховая структура, основанная в США, базирующаяся в Нью-Йорке и имеющая представительство, в том числе, в Москве. К услугам Marsh обратилось министерство связи и транспорта Мексики, которое по существу являлось владельцем спутника.
Позиция США
Как ранее сообщал ТАСС, американский участник неудачного запуска "Протона", компания International Launch Services (ILS, "Интернэшнл лонч сервисиз"), мажоритарная доля в которой принадлежит российскому Государственному космическому научно-производственному центру (ГКНПЦ) имени М.В. Хруничева, проведет собственное расследование обстоятельств аварии.
Совет "изучит итоговый доклад комиссии" и подготовленный ей план дальнейших действий с целью недопущения подобных инцидентов впредь "в соответствии с нормами экспортного контроля правительств США и России", сообщили в компании. Она обещала "обнародовать (дополнительные) детали (происшедшего) по мере появления (новой) информации".
Аварии при запусках ракет-носителей в России и за рубежом с 2011 г. Досье
Аварии и нештатные ситуации при запусках российской ракеты-носителя "Протон-М". Досье
Неудачи при запусках российских ракет-носителей с 2010 г. Досье