20 сентября 2014, 04:38

Красноярский театр оперы и балета возродил "Лебединое озеро" в первой редакции Чайковского

"Наш спектакль значительно отличается от того "Лебединого озера", которое привыкли видеть зрители", - заявил хореограф постановки, заслуженный артист РФ Сергей Бобров

МОСКВА, 20 сентября. /Корр. ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. В Красноярском театре оперы и балета возродили знаменитый балет "Лебединое озеро" в первой авторской редакции Петра Чайковского, которая абсолютно не известна современной публике.

Постановку осуществил художественный руководитель Красноярского театра оперы и балета, заслуженный артист РФ Сергей Бобров. Серия премьерных показов пройдет с 3 по 5 октября. Об этой работе хореограф рассказал в интервью ИТАР-ТАСС.

"Чайковский написал всего три балета, которые появились на свет в такой последовательности: "Лебединое озеро" (1876), "Спящая красавица" (1890), "Щелкунчик" (1892)", - напомнил Сергей Бобров. - Любопытно, что до этого на счету великого композитора значился лишь детский одноактный балет "Озеро лебедей", сочиненный им для своих племянников и предназначенный для скромного домашнего представления. Однако несколько лет спустя по заказу дирекции императорских театров Чайковский напишет свой бессмертный шедевр - "Лебединое озеро", которое станет для него "пробой пера" в балетной музыке". 

История свидетельствует: премьера "Лебединого озера" в постановке Вацлава Рейзингера состоялась 20 февраля 1877 года в Большом театре. Но первая редакция балета особого зрительского успеха не имела и вскоре была снята с репертуара.

Классикой мировой хореографии признан другой спектакль, появившийся на свет в 1895 году, после смерти композитора. Его братом - Модестом Чайковским - было написано новое либретто "Лебединого озера", постановку которого в Санкт-Петербургском Мариинском театре осуществили Лев Иванов и Мариус Петипа.

"И хотя эта версия до сих пор остается самой знаменитой, данное обстоятельство отнюдь не охладило желания балетмейстеров следующих поколений предложить зрителям собственный вариант легендарного спектакля", - заметил Бобров.

По его словам, только в Большом театре, где "Лебединое озеро" является своеобразной визитной карточкой, оно уже пережило как минимум пять редакций. Среди постановщиков балета - такие именитые мастера, как Александр Горский, Асаф Мессерер, Владимир Васильев. Дважды обращался к гениальному творению Чайковского Юрий Григорович.

О Сергее Боброве

О Большом театре 51-летний Сергей Бобров знает все. Выпускник Московского хореографического училища, он с 1981 по 2001 год был солистом балетной труппы ГАБТа. Параллельно он освоил и профессию хореографа: в 1992 году закончил балетмейстерский факультет Московской академии хореографии, где учился на курсе народного артиста СССР Юрия Григоровича.

С 2007 года Сергей Бобров - худрук Красноярского театра оперы и балета. Здесь им поставлено 16 балетов. "Лебединое озеро" станет 17-м по счету.

Как признался Бобров, возрождение "Лебединого озера" Чайковского в первоначальном варианте - его давняя мечта.

"Отправной точкой стал для меня провокационный вопрос гендиректора Большого театра Владимира Георгиевича Урина о том, каким могло бы быть новое "Лебединое озеро" в преддверии 175-летия Чайковского, которое весь мир отметит в 2015 году? Окончательно поняв, что пора, я начал глубокое, детальное исследование этой темы, проследив все перипетии этого балета, открыв для себя множество удивительных моментов, историй, с ним связанных", - информировал Бобров.

В чем отличие первой версии

Из проведенных исследований Бобров выделил главное. "Чайковский сочинял балет как драматический, что нашло отражение и в музыкальной партитуре, и в либретто, которое создавалось также в соавторстве с композитором, - рассказал хореограф. - Когда же Мариус Петипа и Лев Иванов совместно с главным дирижером Мариинского театра, композитором Рикардо Дриго выпускали свою версию, то серьезно изменили партитуру, поменяв порядок номеров и дописав большое количество музыкального материала, далекого от симфонизма". 

По его словам, их постановка получилась более салонная, чем замышлял Чайковский. "Но нельзя не отдать им должное, благодаря им балет стал великим. Но, наверное, интересно посмотреть и по-новому оценить версию самого Петра Ильича", - сказал Бобров.

Он заверил, что в своей работе старался максимально приблизиться к оригиналу. "Наш спектакль значительно отличается от того "Лебединого озера", которое привыкли видеть зрители", - заявил хореограф.

"Во-первых, партии Одетты и Одилии будут исполнять две балерины, а не одна - именно так написано в партитуре у Чайковского, - пояснил Бобров. - Во-вторых, необычным будет исполнение белого адажио без кордебалета, потому что не может интимный дуэт Одетты и Принца происходить в присутствии других лебедей. И это было непременным условием композитора, писавшего в свое время: "Если дуэт происходит в окружении лебедей, это то же самое, что заниматься этим на площади".

"Наконец, в-третьих, в нашей постановке появляется новый непривычный персонаж - Сова, олицетворение вселенского Зла, как написано в оригинальном либретто, - уточнил Бобров. - Эта колдунья преследует Одетту, стремясь погубить в ее лице Добро. Но Одетта должна погибнуть не от злых чар, а от любви к земному человеку, исполнив тем самым карму, предписанную ей на роду. Ведь ее мать также погубила злая Сова за любовь к земному рыцарю, дочерью которого и является Одетта". 

По его словам, у Петипа злодеем был Ротбарт, волшебник, который заколдовал Одетту. "Если принять эту точку зрения, то сразу возникает вопрос: а кто такие в этом случае остальные лебеди? И откуда взялись лебедята, которые появляются на озере, если Ротбарт заколдовал одну Одетту?" - говорит Бобров.

"Однако, несмотря на явное расхождение в сюжете, "Танец маленьких лебедей" мы все же решили сохранить. Нам бы не хотелось лишать зрителей удовольствия увидеть его и в нашей постановке", - пообещал он.

Бобров сообщил, что оформление спектакля также приближено к первозданному. "Картина художника Карла Вальца, написанная к спектаклю 1877 года, будет инсталлирована в сценическое пространство нашего спектакля и станет его центральным элементом, - рассказал Бобров. - Над сценографией для нашего спектакля работает известный австрийский театральный художник, профессор Гаагской академии художеств Хартмут Шоргхофер, сотрудничающий со многими престижными оперными домами по всему миру. Костюмы изготавливаются из бархата, кружева, настоящих птичьих перьев и стразов".

Премьерой "Лебединого озера" в Красноярском театре оперы и балета откроется III Международный форум "Балет ХХI век". Он продлится с 5 по 9 октября и пройдет при поддержке Министерства культуры РФ, губернатора и правительства Красноярского края, администрации Красноярска. Предстоящему смотру посвящена пресс-конференция, которая состоится 22 сентября в агентстве ИТАР-ТАСС.