Во Франции подвели итоги Каннского кинофестиваля

EPA-EFE/ SEBASTIEN NOGIER
Главный приз - "Золотую пальмовую ветвь" - получил режиссер из Японии Хирокадзу Корээда

КАНН /Франция/, 20 мая. /ТАСС/. Международное жюри 71-го Каннского кинофестиваля во главе с австралийской актрисой Кейт Бланшетт подвело в субботу вечером итоги двухнедельного киносмотра. Главную награду - "Золотую пальмовую ветвь" - в этом году получил японский режиссер Хирокадзу Корээда за фильм "Магазинные воришки", актриса Самал Еслямова, сыгравшая главную героиню в российском фильме "Айка", получила приз за лучшую женскую роль.

Проблемы семьи и общества

Сквозной темой, объединяющей фильм-победитель с другими призерами, стали семейные проблемы. Фильм Корээды, во французском прокате получивший название "Семейное дело" (Une Affaire de famille), - житейская японская драма о семье рабочего, которая живет на пенсию бабушки. Для пропитания они вынуждены красть еду в супермаркетах.

Однажды на улице они подбирают беспризорницу, которая постепенно становится членом семьи. Несмотря на все трудности, семейство живет счастливо. Все меняется, когда они узнают, что их приемная дочь объявлена в розыск.

"Правда, что меня называют "семейным режиссером", и сегодняшняя награда еще больше укрепит это реноме, но я хотел бы попробовать себя и в других жанрах. Но правда, что с годами мое восприятие семьи меняется, и, возможно, позже у меня будут и другие фильмы о семье", - заметил сам Корээда на пресс-конференции после награждения.

Мигранты и дети

Тему кризиса института семьи затронула в своем фильме и ливанский режиссер Надин Лабаки, получившая приз жюри за фильм "Капернаум" (Capharnum). Главные герои социальной драмы - ливанские дети, подвергающиеся насилию со стороны родителей в современном Бейруте.

Картина затрагивает целый комплекс проблем современного ближневосточного общества - приток беженцев, нелегальная миграция, семейное насилие над детьми. Протагонист картины - 13-летний Зейн, сбежавший из дома из-за несправедливости погрязших в нищете родителей. После побега он попадает в тюрьму за покушение на соседа, за которого насильно выдали замуж его любимую сестру. Отбывая свой срок, мальчик выходит на связь с ливанским телевидением и в итоге становится истцом в громком процессе против своих родителей. "Я обвиняю их в том, что они родили меня на свет, и хочу, чтобы им запретили иметь детей", - отвечает он на вопросы судьи о сути претензий.

Как подчеркивает автор картины, все ее герои и истории более чем реальны. "В жизни все еще гораздо хуже, чем мы показываем в фильме", - говорит она. "Я не знаю, как можно решить эти проблемы. Сама я не смогу спасти этих детей, но я хотела бы пригласить вас к размышлению, поскольку несчастное детство приносит беды этому миру, и мы вместе должны подумать, как это исправить", - сказала Лабаки, получая награду.

Награда российского фильма

Сюжет "Капернаума" Лабаки во многом перекликается с фильмом российского режиссера Сергея Дворцевого "Айка". Исполнительница главной роли - Самал Еслямова из Казахстана - получила приз за лучшую главную роль в нем.

"Айка" - это социальная драма, названная по имени ее главной героини. Лента повествует о жизни в Москве молодой нелегальной мигрантки из Киргизии.

Сама актриса на пресс-конференции заверила, что при работе над картиной, которая потребовала от нее колоссального физического напряжения, она не задумывалась о возможных наградах, но лишь заботилась о том, чтобы точно выполнить указания режиссера. "Когда делаешь картину, важно, чтобы она получилась такой, какой задумывал ее режиссер, такой, какой мы ее хотели видеть. Это была наша главная цель, она помогала нам идти вперед", - сказала Еслямова.

"Мы очень долго работали над этой картиной, нам важно было сделать классный фильм, большой фильм", - добавила актриса.

Фильм "Айка", снятый при поддержке Министерства культуры РФ, являлся одним из двух представителей России в основной конкурсной программе 71-го Каннского кинофестиваля. Наряду с ним борьбу за награды вел фильм Кирилла Серебренникова "Лето" о молодости лидера группы "Кино" Виктора Цоя, но наград фестиваля эта картина в итоге не получила.

Успех итальянцев и диссидент Панахи

Сразу две награды в этом году получили представители итальянского кинематографа. Лучшим актером был признан Марчелло Фонте, который исполнил главную роль в криминальной драме Маттео Гарроне "Догмэн" (Dogman). Герой фильма - скромный владелец собачьей парикмахерской в провинциальном итальянском городке, приторговывающий наркотиками.

Приятельские отношения с криминальным типом, который своей брутальностью наводит ужас на всю округу, разрушают репутацию безобидного "собачника" и ставят его самого на грань жизни и смерти.

Его соотечественница Аличе Рорвахер получила премию за лучший сценарий за работу над фильмом "Счастливый Лазарь" (Lazzaro felice). Главный герой картины - наивный мальчик из небольшой итальянской деревушки. Юноша работает в родном селе на местное аристократическое семейство и сближается с одним из его детей. "Очень рада получить награду одновременно с Марчелло. Давно нас, итальянцев, тут не было, и вот, наконец, получилось", - заметила режиссер после награждения.

Награду за лучший сценарий Рорвахер разделила с опальным иранским режиссером Джафаром Панахи, который представил на этом фестивале картину "Три лица" (Se rokh). Кинематографист пользуется широким признанием на Западе, но у себя на родине находится под домашним арестом из-за обвинений в антиправительственной деятельности.

В центре сюжета ленты Панахи - история о том, как известной иранской актрисе поступает письмо с просьбой о помощи, и та обращается к самому Панахи, с которым они вместе отправляются на поиски автора послания. Над этим фильмом он работал в качестве режиссера и сценариста. "Надеемся, что в следующий раз Джафар Панахи сможет лично быть в Канне", - отметили представители режиссера, получавшие награду в его отсутствие.

Гран-при и специальный приз

Гран-при Каннского фестиваля в этом году достался американцу Спайку Ли. Его фильм "Черный клановец" (BlackKklansman) - это история об афроамериканском сотруднике полиции, который под прикрытием успешно внедрился в ряды организации белых расистов.

Лучшим режиссером признан польский кинематографист Павел Павликовский, представивший фильм "Холодная война" (Zimna wojna). В центре сюжета этой мелодрамы - история любви музыканта и певицы на фоне обострения холодной войны между Западом и странами соцлагеря.

"Золотую камеру" - премию за лучший дебютный фильм - получил бельгийский режиссер Лукас Донт за фильм о балерине-трансгендере "Девочка" (Girl). Картина, участвовавшая в программе "Особый взгляд", ранее была удостоена в этой категории приза за лучшую мужскую роль, а также получила премию Международной ассоциации кинокритиков FIPRESCI.

Специальный приз 71-го Каннского фестиваля вручили патриарху французского кино, одному из основателей "новой волны" Жан-Люку Годару. На нынешнем смотре 87-летний мэтр представил экспериментальную картину "Образ и речь" (Le Livre d'image), которая представляет собой нарезку из ранних работ режиссера и других классических лент мирового кинематографа с закадровым текстом, который зачитал сам Годар.