В июне этого года главы государств и правительств Евросоюза на онлайн-саммите с лидерами стран "Восточного партнерства" подтвердили приоритетное для внешней политики блока значение этой программы, направленной на сближение с ЕС Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины. Однако пандемия и ее последствия, негативно отражающиеся на экономике европейского сообщества, могут стать факторами, которые заставят ЕС, по крайней мере временно, сосредоточиться на внутренних проблемах, отодвинув интеграцию в рамках проекта на второй план.
"Восточное партнерство" — многосторонняя программа Европейского союза, направленная на развитие регионального сотрудничества с шестью бывшими республиками СССР. Она была инициирована министрами иностранных дел Швеции и Польши Карлом Бильдтом и Радославом Сикорским. Официально программа была запущена 7 мая 2009 года.
Евросоюзом были поставлены две задачи, мотивирующие государства на сближение с ЕС: подписание с ними соглашений об упрощении и последующей отмене визового режима и о свободной торговле. Участникам программы также рекомендовано принять на себя контрактные обязательства по проведению реформ, направленных на внедрение европейских правил в национальное законодательство, что на языке ЕС называется "усиление институтов и сближение юридических норм".
В зависимости от глубины принятых на себя обязательств страны "Восточного партнерства" получают целевую финансовую помощь от ЕС. По данным Еврокомиссии, на эти нужды Брюссель выделил только в 2014–2017 годах €2,8 млрд. Следующий саммит инициативы с участием глав государств планируется в марте 2021 года.
По мнению профессора Люблинского католического университета, эксперта проекта Team Europe ("Команда Европа") при представительстве Европейской комиссии в Польше Беаты Пискорской, "Восточное партнерство" с момента его создания по инициативе Польши и Швеции более 10 лет назад сейчас утратило интенсивность".
"Первоначальные планы, начиная от создания "кольца друзей" вокруг ЕС, основанного на верховенстве закона, демократии, правах человека и свободной рыночной экономике, не до конца были реализованы. Несмотря на то что основная среднесрочная цель партнерства была достигнута на 50% — соглашения об ассоциации и свободной торговле были подписаны с половиной стран-бенефициаров (Украиной, Молдавией и Грузией), и с ними был установлен безвизовый режим, — сотрудничество, несмотря на первоначальный энтузиазм с обеих сторон, несколько замедлилось", — указала Пискорская в беседе с корреспондентом ТАСС.
Причины замедления
По словам Пискорской, этому есть несколько причин. Во-первых, ЕС в течение нескольких лет боролся со многими внутренними кризисами, касающимися беженцев, финансов, популизма, общих ценностей, Brexit'а, но и, конечно же, в последние месяцы — пандемии коронавируса.
"Это в значительной степени отвлекает внимание ЕС от проблем и вызовов по соседству, даже если они касаются безопасности и стабильности. С другой стороны, значительная дифференциация стран-партнеров с точки зрения политического устройства и близости отношений с ЕС является ключевым фактором, определяющим масштабы сотрудничества в рамках инициативы", — указала профессор.
Как считает Пискорская, "возможность укрепления отношений ЕС со всем "Восточным партнерством" в настоящее время очень маловероятна", так как подход шести стран к этому проекту очень разнороден. Украина, Грузия и Молдавия — более интегрированы с ЕС, Армения — менее заинтересована в сотрудничестве, а у Азербайджана и Белоруссии — очень незначительны связи с блоком.
Влияние пандемии
"Вспышка коронавирусной пандемии изменила приоритеты многих стран и правительств — государства сосредоточились на спасении экономик, — отметила эксперт. — В специфических условиях пандемии, затронувшей весь мир, под вопросом стоят заявления лидеров Евросоюза на июньском саммите о том, что "Восточное партнерство" является приоритетом внешней политики ЕС". "Скорее всего, в условиях прогнозируемого экономического кризиса в Европе и мире приоритеты во внешней политике ЕС изменятся", — констатировала она.
По мнению Пискорской, "еще более сомнительно, чтобы эти государства пополнили ряды ЕС еще до Западных Балкан". "Поэтому представляется, что наиболее реальным сценарием будет продолжение прежних условий партнерства для государств, наиболее заинтересованных в этом, то есть Украины, Грузии и Молдавии, однако по-прежнему без предоставления им перспективы членства", — указала она.
Логичным было бы предположить, что в условиях вызванных пандемией проблем Евросоюз предложит своим партнерам на востоке какую-то помощь. Но, судя по всему, ресурсов на "круг друзей" не хватает.
"В нынешних условиях, особенно во время пандемии, на первом месте стоит необходимость поддержки экономик государств-членов, которые ослаблены из-за локдауна, а также обеспечить меры поддержки гражданам стран "Восточного партнерства" в борьбе с коронавирусом", — сказала Пискорская, выразив мнение, что "это ставит под сомнение эффективность нынешней формы работы этого проекта, особенно в финансовом измерении".
"Поэтому в этот непростой момент для всех стран и международных организаций сложно однозначно сказать, будет ли Европейский союз и дальше интересоваться проектом", — резюмировала она.
Каково будущее?
Многие политики и эксперты сходятся во мнении, что "Восточное партнерство" нуждается в реформировании. Польские власти считают, что инициатива должна стать более амбициозной. "Эта программа требует пересмотра, чтобы соответствовать меняющемуся миру и новой геополитической реальности в регионе", — говорил не так давно ныне уже экс-министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович, предлагая реформировать этот проект в областях сближения правовых норм, институционализации и расширения сотрудничества по отдельным вопросам. Он имел в виду противодействие нелегальной миграции, развитие транспортной инфраструктуры, энергетическую безопасность и защиту окружающей среды. По словам бывшего министра, в существующих соглашениях, нацеленных на сближение стран бывшего СССР с ЕС, некоторые цели недостаточно амбициозны, а многие задачи чрезмерно сложны.
Молдавский премьер-министр Ион Кику выступил с мнением, что еще до пандемии интеграционный проект подошел к моменту истины. "Он либо обновится, получив новое дыхание, либо медленно, но уверенно будет терять свою политическую актуальность. Пандемия ускорила этот процесс", — сказал он.
"Несомненно, необходимо модифицировать этот формат, адаптировать его к текущим вызовам, стоящим перед обеими сторонами, потому что дальнейшее сотрудничество между отдельными государствами — членами этой инициативы и ЕС, а также между отдельными государствами "Восточного партнерства" по многосторонней формуле — будет очень трудной или даже невозможной задачей", — отметила Пискорская.
По ее мнению, "приоритетом Евросоюза будет создание сильных государственных институтов в этих странах и социально-экономическое развитие, что может оказать положительное влияние на весь регион". "Двустороннее сотрудничество со странами "Восточного партнерства" будет играть все более важную роль, а это означает, что значение проекта как "политического зонтика" будет уменьшаться. Это неизбежно приведет к усилению различий между подходами к ассоциированным и неассоциированным странам, возможно, даже к созданию "Восточного партнерства" разных скоростей", дифференциации инструментов партнерства и даже к неоднократно предлагаемому в ЕС созданию "Восточного партнерства плюс".
Новый элемент
Тем временем в Евросоюзе начинает вырисовываться новый, достаточно неожиданный инструмент, который он может использовать во внешней политике и укреплении отношений с государствами "Восточного партнерства". Речь идет о вакцинации от коронавируса.
Пока вакцины нет, но уже известно, что стратегия вакцинации Еврокомиссии включает подписание контрактов на предзаказ препаратов с шестью западными компаниями. Первый из этих контрактов — с AstraZeneca на 400 млн доз — вступил в силу 27 августа, и Еврокомиссия уже заплатила по нему €336 млн. В общей сложности Еврокомиссия намерена получить от 1 до 2 млрд доз вакцин от всех шести производителей.
Население всех стран ЕС составляет менее 450 млн человек. В этой связи Еврокомиссия уже неоднократно объявляла, что намерена поставлять вакцину бесплатно или по льготным ценам станам-партнерам, не отвечая на вопросы, какими будут конкретные условия этих поставок.
Как считает Пискорская, "если удастся произвести установленное количество вакцин, доставка их по льготным ценам соседним государствам может стать новым инструментом во внешней политике ЕС и в отношении государств "Восточного партнерства". "В рамках контрактов на закупку ЕС заранее обязывает производителей предоставлять производственные мощности для поставок всем странам и призывает к свободному перемещению вакцин и материалов без ограничений на экспорт также за пределы государств ЕС. Это может привнести новое качество в отношения с Восточной Европой, укрепить имидж и авторитет ЕС в странах "Восточного партнерства", — заявила эксперт, подчеркнув, что в будущем эта инициатива может быть также дополнена усилиями ЕС, направленными на более обстоятельное реагирование на трансграничные риски для здоровья.
Ирина Полина, Варшава