Первые итоги отборочных голосований в Айове: пять реальных претендентов на пост президента

AP Photo/ Evan Vucci
У демократов госсекретарь США Хиллари Клинтон "сыграла вничью" с сенатором Берни Сандерсом, а у республиканцев миллиардер Дональд Трамп неожиданно проиграл сенатору Теду Крузу

ВАШИНГТОН, 2 февраля. /Корр. ТАСС Андрей Шитов/. Круг реальных претендентов на президентское кресло в США сузился до пяти человек. Таков основной итог голосований, состоявшихся в понедельник в демократической и республиканской партийных организациях штата Айова. Местные избиратели подтвердили свою репутацию людей, для которых не существует незыблемых авторитетов. Во всяком случае, оба фаворита отборочного внутрипартийного этапа президентской предвыборной гонки споткнулись.

Ничья не в пользу Клинтон

У демократов бывшая "первая леди" и госсекретарь США Хиллари Клинтон "сыграла вничью" с сенатором Берни Сандерсом.

Конечно, такой итог не в ее пользу, особенно если учесть, что она придавала особое значение победе в Айове после того, как восемь лет назад проиграла там в такой же схватке мало кому известному на тот момент сенатору Бараку Обаме.

К тому же Сандерс может реально рассчитывать на успех на первичных выборах, которые состоятся 9 февраля в Нью-Гэмпшире, граничащем с его родным Вермонтом. Но все же в целом Клинтон, по общему мнению местных специалистов, по-прежнему несравненно сильнее.

Победа Круза над Трампом в пользу Рубио

У республиканцев Айова развеяла ореол непобедимости, окружавший в последнее время миллиардера Дональда Трампа.

Вопреки ожиданиям он проиграл сенатору Теду Крузу, который, по общему мнению, лучше всех провел в Айове организационную работу по выявлению и мобилизации своих сторонников.

После голосования Трамп выступил с двухминутной речью, продемонстрировав непривычное для него смирение и пообещав подумать о том, чтобы купить в Айове ферму. Он также напомнил, что, по опросам избирателей, продолжает с очень большим отрывом опережать всех своих преследователей в Нью-Гэмпшире. Круз же произносил свою победную речь, выдержанную в откровенно патетических тонах, около часа.

Интересно, что у американских букмекеров после айовского голосования высоко взлетели ставки на еще одного участника республиканской гонки - сенатора Марко Рубио. Он заранее прогнозировал свое третье место, умело управляя ожиданиями избирателей и прессы. В итоге же молодой законодатель совсем немного отстал от Трампа - при том, что в отличие от него принадлежит к республиканскому "мейнстриму" и считается вполне приемлемым для партийной верхушки. По этой же причине он в глазах местных политологов выглядит в целом предпочтительнее Круза, бравирующего радикально консервативными взглядами.

Итоги практические и символические

Борьба в Айове, как и вообще на всем отборочном этапе президентского предвыборного цикла, шла за голоса выборщиков - делегатов будущих номинационных партийных съездов. В абсолютных цифрах состоявшееся голосование по сути никому не принесло никакого превосходства: у демократов мандаты выборщиков делятся пока между Клинтон и Сандерсом в соотношении 22 к 21, у республиканцев между Крузом, Трампом и Рубио - 8 / 7 / 7.

Но символическое значение Айовы огромно. Это первая реальная проба сил, политический барометр, на который в дальнейшем будет во многом ориентироваться вся страна. Не случайно сразу после голосования двое политиков - демократ Мартин О'Мэлли и республиканец Майкл Хакаби - объявили о выходе из гонки.

И это лишь первые последствия стартового дня. Что на самом деле означают его итоги, американцам будут в ближайшие дни разъяснять местные политологи и журналисты. Эта работа уже началась, а сами претенденты на президентское кресло изо всех сил стараются на нее повлиять, "подкручивая" мнения и оценки в выгодную для себя сторону.

Справочная информация

Республиканцы назовут своего кандидата в президенты на общенациональном съезде партии 18-21 июля, а демократы - 25-28 июля. При этом общее количество делегатов съезда у партий разное. Для того, чтобы стать кандидатом республиканцев, претенденту необходимо заручиться поддержкой 1237 из 2472 участников съезда, а у демократов надо привлечь голоса 2383 из 4764 делегатов.