Совет Безопасности ООН принял резолюцию в поддержку прекращения боевых действий в Сирии, начиная с полуночи 27 февраля по времени Дамаска (01:00 мск). Документ, подготовленный Россией и США, получил поддержку всех 15 стран-членов СБ.
В принятой резолюции 2268 отмечается, что сирийские правительственные войска и группировки оппозиции поставили РФ и США в известность о том, что они принимают условия прекращения режима боевых действий. В этой связи члены СБ требуют, чтобы стороны выполнили взятые на себя обязательства, и боевые действия прекратились "в полночь 27 февраля 2016 года".
Позиция США
Договоренность о прекращении огня в Сирии, начиная с 27 февраля, является наилучшим шансом добиться сокращения уровня насилия в стране и сделать "подлинный шаг" в направлении политического урегулирования конфликта. Об этом заявила постоянный представитель США при ООН Саманта Пауэр на заседании Совета Безопасности.
По ее словам, "есть сомнения" насчет того, будет ли режим прекращения боевых действий "соблюдаться с самого начала". "Или, что так же важно, удержится ли он со временем. Этот скепсис более, чем оправдан, учитывая предыдущие попытки этого Совета и других международных организаций остановить чудовищное насилие и безмерные страдания сирийского народа. Однако этот "послужной список" не меняет того, что это (прекращение огня) - наш лучший шанс сократить насилие", сказала Пауэр.
При этом она предупредила, что "будет чрезвычайно трудно, особенно на начальном этапе", поддерживать режим прекращения огня. По ее словам, в этой ситуации важны не формулировки в принятой в пятницу резолюции СБ ООН, а то, как будут стороны следовать своим обязательствам.
"В стенах этого Совета мы постоянно повторяем, как заезженная пластинка, что этот кризис не может быть разрешен только силой, что необходимо политическое решение, - отметила постпред США. - Сегодня у нас есть шанс. Если мы можем добиться того, что режим прекращения боевых действий соблюдается - а это очень большое "если", мы сделаем подлинный шаг в направлении политического урегулирования".
Позиция ООН
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун приветствовал принятие резолюции по Сирии, повторив слова постпреда США Саманты Пауэр.
"Выполнение этой резолюции в полной мере, в том числе обеспечение беспрепятственной и постоянной доставки гуманитарной помощи, - наш лучший шанс сократить уровень насилия в Сирии", - убежден Пан Ги Мун. По его словам, сейчас важны не "слова, которые содержаться в этой резолюции", а то, способна ли она реально изменить ситуацию и облегчить страдания сирийского народа, а также создать условия для перезапуска политических переговоров в соответствии с Женевским коммюнике и другими международно признанными документами.
97 вооруженных группировок
С режимом прекращения огня к полудню 26 февраля согласились 97 вооруженных группировок в Сирии. Об этом заявил на брифинге в женевском Дворце Наций спецпредставитель генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура.
"В установленный срок, к полудню в пятницу, 97 вооруженных групп, а также правительство страны, основные региональные и международные игроки, сообщили о своем желании согласиться с рамками прекращения боевых действий",- отметил он.
Эмиссар ООН напомнил, что соглашение о прекращении огня не распространяется на террористические группировки "Исламское государство" и "Джебхат-ан-нусра" (запрещены в РФ).
"Контроль из Женевы"
Де Мистура также сообщил, что в Женеве разместится один из операционных центров, который станет частью механизма контроля за прекращением враждебных действий в Сирии.
Он напомнил, что ранее сопредседатели Международной группы поддержки Сирии (МГПС), Россия и США, сообщили о создании своих операционных центров - в Москве, Вашингтоне, Латакии (Сирия) и Аммане (Иордания). "У нас в Женеве в этом здании, в ООН, также есть операционный центр. Этот механизм предназначен для того, чтобы собирать информацию о нарушениях и передавать ее насколько возможно быстро двум сопредседателям, потому что на них лежит первейшая задача заниматься случаями несоблюдения (режима прекращения боевых действий)", - пояснил эмиссар ООН.
По его словам, внимание будет уделено как разовым случаям несоблюдения этого режима, так и систематическим. Целевая рабочая группа МГПС по прекращению враждебных действий, собравшаяся на свое первое заседание в Женеве 26 февраля, считает, что "военный ответ на нарушения должен быть крайней мерой", когда сопредседатели исчерпали все другие методы воздействия на нарушителя. Кроме того, военный ответ "должен быть пропорциональным".
"ВС Сирии имеют право ответить на нарушения"
Сирийская армия имеет право отвечать на "любое нарушение" режима прекращения огня, заявил постоянный представитель Сирии при ООН Башар Джаафари на заседании Совета Безопасности.
"Сирийское правительство подтверждает право своих вооруженных сил отвечать на любое нарушение (режима прекращения огня - прим. корр.), совершенное террористическими группами против сирийских граждан или против сирийских вооруженных сил", - сказал Джаафари. По его словам, Дамаск "продолжает взаимодействовать с российской стороной для того, чтобы обозначить районы и вооруженные группы", на которые распространяется соглашение.
Постпред Сирии положительно отозвался о принятой СБ ООН резолюции в поддержку российско-американских договоренностей о прекращении огня и назвал их "важным шагом в направлении политического урегулирования". Он подтвердил готовность Дамаска "способствовать осуществлению режима прекращения боевых действий", а также указал на важность усиления соседними странами контроля за границами с целью пресечения поддержки вооруженных группировок.
"Резолюция - свидетельство конструктивного взаимодействия РФ и США"
Единогласное одобрение Советом Безопасности резолюции в поддержку российско-американского заявления о прекращении огня "показательно и говорит о том, что мы с американцами конструктивно сотрудничаем в этом плане и намерены продолжать добиваться реального прекращения огня". Об этом заявил в беседе с журналистами заместитель главы МИД РФ Геннадий Гатилов.
"Резолюция была очень важной и своевременной, потому что прекращение огня начинается с минуты на минуту и такая поддержка со стороны международного сообщества демонстрирует приверженность и Совета Безопасности, и всех государств в ООН тому, чтобы прекращение огня действительно состоялось, - подчеркнул он. - Это очень сложная задача. Над ней работают различные специальные группы - и в Женеве, и в регионе, поэтому мы очень рассчитываем, что при содействии и поддержке Совета Безопасности все-таки удастся продвинуться в решении этой архисложной задачи".
На вопрос о том, как будет осуществляться мониторинг за соблюдением прекращения огня, Геннадий Гатилов сообщил о созданных для этого специальных целевых группах. "Туда входят, разумеется, и Россия, и США как соавторы резолюции, также как и другие члены Международной группы поддержки Сирии, - продолжал он. - Будет создан специальный механизм, позволяющий отслеживать ситуацию в районах, где будет установлено прекращение огня. Будет поступать соответствующая информация и доклады о том, как поддерживается этот режим. Если будут нарушения, то эти группы будут рассматривать ситуацию со всех сторон и принимать соответствующие решения. Доклады будут предоставляться в Совет Безопасности ООН". "Механизм пока еще не до конца отлажен, но в принципе общие контуры его уже известны", - добавил российский дипломат.
Затронув вопрос о гарантиях того, что соглашение будет соблюдаться, Геннадий Гатилов напомнил о выраженной ранее сирийским правительством готовности участвовать в режиме прекращения огня и соблюдать его. "Наверно, дело сложнее будет обстоять с оппозиционными группировками, - пояснил он. - Их много, они разношерстные, они находятся в различных регионах, и как они себя поведут - это большой вопрос". Он подчеркнул, что "все страны, которые имеют влияние на определенные группировки, противостоящие друг другу, должны предпринимать все усилия для того, чтобы сдерживать их и не допускать с их стороны нарушений прекращения огня".
Отвечая на вопрос корреспондента ТАСС об использовании горячей линии по Сирии, Геннадий Гатилов отметил, что "есть контакты между военными - российскими и американскими, а в регионе - в Аммане - есть соответствующий центр, так что, в принципе, соответствующий механизм поддержания рабочих контактов уже начал работать".
Реакция Франции
Франция приветствует единогласное принятие резолюции 2268 Совета Безопасности ООН, касающееся прекращения боевых действий в Сирии. Об этом говорится в заявлении министра иностранных дел Франции Жан-Марка Эйро.
Министр особо отмечает, что "Франция оказала свою поддержку одобрению этой резолюции, создающей надежды на немедленное улучшение того положения, в котором находится сирийский народ". "Реализация этой договоренности станет проверкой готовности сирийской администрации, России, Ирана и вооружаемого им ополчения вести поиск путей урегулирования конфликта на переговорной основе", - сказал глава французского дипломатического ведомства. "Прекращение военных действий должно означать прекращение армейских операций, проводимых сирийской администрацией против умеренной оппозиции, а также прекращения ею поддержки тех сил, которые выступают против этой оппозиции. Также это должно означать прекращение всех осад городов и всех атак против гражданского населения", - говорится в заявлении.
"Эта договоренность напоминает нам о том, что из режима прекращения огня должны быть исключены только группировки "Исламское государство", "Джебхат ан-Нусра" и те террористические организации, которые включены в список Совета Безопасности. Любая атака на какую-либо другую группировку будет означать нарушение режима перемирия", - подчеркивает министр. Он заверяет, что "Франция самым строгим образом будет следить за соблюдением этих обязательств, основанных на венской и мюнхенской договоренности и резолюциях 2254 и 2268 Совета Безопасности ООН".
Жан-Марк Эйро отмечает в своем заявлении, что "именно на основе таких условий могут быть возобновлены в Женеве межсирийские переговоры относительно параметров возможного переходного политического периода".
Министр также напоминает, что "резолюция 2268 предусматривает полное выполнение тех обязательств, которые берут на себя стороны конфликта в рамках международного гуманитарного права, в частности в том, что касается обеспечения (без создания каких либо препятствий и выдвижения предварительных условий) оказания гуманитарной помощи пострадавшему населению".