ООН, 18 ноября. /Корр. ТАСС Олег Зеленин/. Совет Безопасности ООН продлил в четверг на один год срок полномочий Совместного механизма ООН и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) по расследованию химических атак в Сирии (СМР), предписав специалистам уделить внимание деятельности террористов по разработке боевых отравляющих веществ. Соответствующая резолюция была принята единогласно.
В документе "самым жестким образом" осуждается "любое применение токсичных химикатов в качестве оружия в Сирийской Арабской Республике" и в ультимативной форме подчеркивается, что страна "не будет использовать, разрабатывать, производить и каким-либо другим образом получать в свое распоряжение, накапливать и хранить химическое оружие".
Совместный механизм ООН и ОЗХО по расследованию химических атак приступил к работе в Сирии 1 марта. В течение нескольких месяцев эксперты изучали девять подтвержденных случаев применения отравляющих веществ, возложив ответственность за три из них на правительственные силы, а еще за один - на боевиков террористической группировки "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ).
В конце октября мандат СМР был продлен до 18 октября, что дало членам Совбеза время на переговоры о внесении возможных изменений в круг задач, возложенных на следственную комиссию. В то время как западные члены СБ намеревались оставить полномочия экспертов без изменений, Россия настаивала на расширении сферы деятельности механизма. В частности, Москва предлагала возложить на СМР задачу по сбору информации о химических атаках, которые готовят террористы и другие негосударственные субъекты, а также расширить мандат миссии на соседний Ирак.
В итоге работа СМР по-прежнему будет сосредоточена на Сирии, где Миссия ОЗХО по установлению фактов подтвердила новые случаи применения химического оружия. В то же время в принятой резолюции Совбез ООН призвал следователей консультироваться с комитетами СБ, специализирующимися на вопросах, связанных с нераспространением оружия массового поражения и осуществлением санкций в отношении террористических организаций "Исламское государство" и "Аль-Каида" (запрещена в РФ). Кроме того, документ рекомендует СМР взаимодействовать с властями стран региона для сбора информации о причастности террористов из ИГ и "Джебхат ан-Нусры" (запрещена в РФ) к химическим атакам в Сирии.
"Далеко не бесспорный" документ
Выступая по итогам голосования, заместитель постоянного представителя РФ при ООН Владимир Сафронков заявил, что документ стал результатом "весьма не простой совместной с США работы над его содержанием, результатом продолжительного переговорного марафона". По его словам, текст резолюции с учетом приоритетов России "получился далеко не бесспорным", но Москва согласилась на его принятие, поскольку видит "и его сильные стороны".
Дипломат напомнил, что РФ на протяжении последних двух лет неоднократно привлекала внимание международного сообщества "к множащимся фактам использования химического оружия террористическими и экстремистскими организациями", призывая коллег в Совбезе ООН отреагировать на "рецидивы химического терроризма на Ближнем Востоке". Тем не менее все инициативы в этом направлении "неизменно блокировались", констатировал зампостпреда РФ.
По его словам, террористам удалось создать "реальный военный химический потенциал, вплоть до обладания технологиями синтеза боевых отравляющих веществ иприта и зарина". "К работе привлекаются бывшие военные химики и иностранные профильные специалисты. Такие факты подтверждаются и американским разведсообществом", - указал Сафронков. Он подчеркнул, что в этой ситуации СМР следует "максимально сосредоточиться на химической активности негосударственных субъектов", а именно "Исламского государства", "Джебхат ан-Нусры" и других вооруженных группировок в Сирии. Он отметил, что принятая СБ ООН резолюция "выдает для расследования этих преступлений необходимый мандат".
Постпред США Саманта Пауэр приветствовала принятие резолюции, поблагодарив Россию за сотрудничество в ходе работы над документом. Она подчеркнула, что СМР - это единственная структура, наделенная полномочиями по установлению ответственных за применение химического оружия в ходе конфликта в Сирии. По ее словам, существование такого механизма лишает чувства безнаказанности правительственные силы, которые, по убеждению Вашингтона, ответственны за применение отравляющих веществ.
Санкционные меры
Дипломаты западных стран подчеркивают, что следующим шагом после продления мандата следственной комиссии должно стать принятие резолюции о введении санкций против ответственных за применение отравляющих веществ. В частности, о планах добиваться такого решения заявили постпреды Великобритании Мэттью Райкрофт и Франции Франсуа Делаттр. Российская сторона ранее уже неоднократно подчеркивала, что выводы СМР не могут служить основой для принятия каких-либо правовых решений.
Дамаск согласился передать свое химическое оружие в распоряжение международного сообщества для последующей ликвидации в 2013 году в рамках сделки, заключенной между Москвой и Вашингтоном. Договоренность была закреплена резолюцией Совета Безопасности ООН, предупредившего, что в случае использования химического оружия кем-либо в Сирии примет меры в соответствии с главой 7 Устава всемирной организации, которая допускает введение санкций и применение военной силы.