21 февраля 2018, 16:10,
обновлено 26 декабря 2016, 20:52

Почему Израиль продолжает строить поселения на Западном берегу

Палестинцы в лагере беженцев на Западном берегу реки Иордан. AP Photo/ Muhammed Muheisen
Палестинцы в лагере беженцев на Западном берегу реки Иордан
Урегулированию ближневосточного конфликта препятствует поселенческая деятельность израильтян. Почему Тель-Авив одобряет строительство новых домов на палестинских территориях?

Несмотря на резолюцию ООН № 2334, потребовавшую от Тель-Авива немедленно прекратить поселенческую деятельность на Западном берегу реки Иордан, проблема оккупированных палестинских территорий остается нерешенной. Из 3 млн людей, проживающих сегодня на Западном берегу, включая Восточный Иерусалим, примерно 20% — граждане Израиля. И это число продолжает расти. ТАСС вспоминает историю израильских поселений на палестинских территориях и рассказывает, почему действия ООН и международного сообщества никак не могут положить конец экспансии и заключению мирного договора между израильтянами и палестинцами.

Как все начиналось

С 1922 по 1948 год территория нынешних Израиля и Палестины находилась под действием Британского мандата. Однако затем на фоне обострения на этой территории арабо-еврейского конфликта земли было решено поделить, создав два государства: Израиль для евреев и Палестину для арабов. 29 ноября 1947 года недавно созданная Организация Объединенных Наций (ООН) приняла План по разделу Палестины, о создании Государства Израиль было провозглашено в день окончания мандата — 14 мая 1948 года.

Однако этим решением остались недовольны соседи Израиля — арабские государства, которые рассматривали возникновение этой страны как очередное проявление европейской колониальной политики. Египет, Сирия, Ливан, Трансиордания, Саудовская Аравия, Ирак и Йемен объявили войну Израилю. Она продолжалась до 1949 года, и за это время израильские войска сумели занять больше территорий, чем предусматривалось изначальным планом ООН. Во время мирных переговоров между Израилем и Палестиной была проведена линия прекращения огня. Для ее начертания была использована зеленая краска, поэтому граница получила название "зеленая линия". Впоследствии по ее контуру прошел так называемый разделительный барьер — 703-километровый забор, отделяющий Израиль от Западного берега реки Иордан.

Хрупкий режим прекращения огня продержался до 1967 года, когда разразилась Шестидневная война. За короткий период с 5 по 10 июня израильские войска захватили не только Сектор Газа и Западный берег, но и Восточный Иерусалим, Голанские высоты, а также Синайский полуостров. Перед Израилем встал вопрос, что делать с Западным берегом:

аннексировать его, предоставив 1,1 млн арабов, проживавших там на тот момент, израильское гражданство;

вернуть обратно под контроль своего врага — Иордании;

позволить местным жителям создать свое автономное государство — Палестину.

Этот вопрос стал предметом для широчайшей дискуссии в Израиле. Многие граждане страны рассматривали победу в Шестидневной войне как знак того, что евреям суждено вернуть себе те территории, где зарождалась история еврейского народа, — речь идет об Иудее и Самарии, которые и составляют бóльшую часть Западного берега. На фоне этих дискуссий тысячи израильтян начали переселяться на территории Западного берега, не имея на это никакого разрешения со стороны государства или международных организаций. Однако остановить их уже было невозможно, и с тех пор любые политические обсуждения о принадлежности Западного берега должны были учитывать израильское присутствие на этих территориях.

ООН назвала поселения незаконными, что было зафиксировано в 1979 году в соответствующей резолюции Совета Безопасности №446, гласившей: "Политика и практика Израиля по созданию поселений на палестинских и иных арабских оккупированных территориях с 1967 года не имеет законных оснований и представляет собой серьезное препятствие для установления всеобъемлющего, справедливого и долговременного мира на Ближнем Востоке". В результате сформировалось две точки зрения относительно поселений: израильская, согласно которой евреи лишь переезжают на ранее незаселенные земли, отвоеванные ими во время войны и представляющие для них большую духовную значимость; и международная, согласно которой Израиль осуществляет экспансию и колонизацию территории, которая ему не принадлежит.

Разделяй и заселяй

В последующие десятилетия все больше ветвей государственной власти в Израиле начали поддерживать заселение Западного берега, мобилизуя общественное мнение на свою сторону. Министерство строительства страны совместно с Минобороны разработало и внедрило план по развитию региона, одним из главных пунктов которого было создание дорожной инфраструктуры для соединения поселений в одну транспортную сеть. Таким образом, из нескольких разрозненных поселений израильтяне-переселенцы превратились в институционализированную группу, полностью поддерживаемую Тель-Авивом. Разумеется, такое положение дел не устраивало палестинцев, которые протестовали против экспансии, в том числе с применением силовых методов.

Чтобы положить конец насилию, премьер-министр Израиля Ицхак Рабин, президент США Билл Клинтон и палестинский лидер Ясир Арафат подписали в 1993 году соглашение в Осло — документ, который установил палестинское самоуправление и разделил Западный берег на три зоны:

А, где Палестина имеет полный политический и военный контроль (это примерно 19% Западного берега);

B, где Палестина имеет политический, но не военный контроль (22%);

C — зона, находящаяся под полным политическим и военным контролем Израиля (59–60% территории). Именно в зоне С располагаются израильские поселения, соединенные с остальной страной дорожной сетью. Там же сосредоточены запасы водных и минеральных ресурсов, а также наиболее пригодные для сельского хозяйства земли. Палестинцы имеют ограниченный доступ ко всем этим ресурсам, что сильно бьет по их экономическому потенциалу.

Очередная волна переселенческих настроений захлестнула страну в августе 2005 года, когда Израиль эвакуировал 8,5 тыс. евреев из Газы и северной части Западного берега реки Иордан (северная Самария). По мере того как переселенцев становилось все больше, улучшалась и инфраструктура на колонизируемых территориях: появились новые дома и школы, больницы и даже собственный университет. За 50 лет с момента получения контроля над Западным берегом Иордана в 1967 году Израиль построил около 120 поселений на этой территории. Они считаются одним из основных препятствий на пути возобновления мирного процесса. Кроме этих 120 поселений на Западном берегу располагаются еще около 100 незаконных, даже по мнению израильских властей, форпостов и строений, которые занимают в общей сложности 800 гектаров частной палестинской земли и представляют собой 4 тыс. единиц жилья.

Нынешний израильский премьер Биньямин Нетаньяху также последовательно выполняет шаги по продолжению строительства поселений на палестинских территориях. В том числе и поэтому он так эмоционально отреагировал на резолюцию ООН с требованием к Израилю немедленно прекратить поселенческую деятельность. "По имеющейся у нас информации, эта резолюция, без сомнений, была инициирована администрацией Обамы, стоявшей за кулисами, подготовившей формулировки и потребовавшей ее принятия, — заявил премьер. — Администрация Обамы не только не смогла защитить Израиль от этого сговора в ООН, но и закулисно вступила в него". На голосовании 23 декабря 2016 года документ поддержали 14 членов СБ ООН, включая Россию (представитель США от голосования воздержался).

Американский фактор

После резолюции 2016 года Израиль заявил, что не будет выполнять положения резолюции ООН: поселенческая деятельность продолжится, а ныне существующие поселения эвакуированы не будут. Премьер Нетаньяху пообещал сделать "все возможное, чтобы Израилю не был нанесен ущерб этой постыдной резолюцией". В частности, было анонсировано, что страна пересмотрит отношения с ООН: в первую очередь, в вопросе размеров взносов Израиля в ООН и деятельности ее подразделений на территории страны. По данным израильского издания Haaretz, первым конкретным актом реакции на резолюцию стала отмена визита премьера Украины Владимира Гройсмана в Израиль (Киев также поддержал резолюцию).

Многое в дальнейшем будет зависеть от поведения главного союзника Израиля — США. Резолюция, направленная против поселенческой деятельности, была принята еще при администрации президента Барака Обамы, чьи отношения с Нетаньяху были прохладными. Решение воздержаться при голосовании в ООН Белый дом объяснил тем, что политика Нетаньяху в отношении поселений не привела к подвижкам в переговорном процессе.

Дональд Трамп считается сторонником более произраильской позиции: еще во время предвыборной гонки он обещал перенести посольство США в Иерусалим, статус которого в рамках ООН оспаривается подавляющим большинством исламских стран. Взгляды Трампа и нынешнего руководства Израиля совпадают и в том, что оба они испытывают недоверие по поводу иранской ядерной сделки (израильский премьер в марте 2015 года выступал в Конгрессе США против соглашения о ядерной программе Ирана, которое продвигал Белый дом Обамы). Одновременно Трамп намеревается заключить мир на Ближнем Востоке, возобновив переговоры Израиля и Палестины. Санкции ООН, по мнению политика, препятствуют мирному процессу.

"Вчерашнее большое поражение Израиля в ООН существенно осложнит переговоры о мире. Печально, но мы все равно добьемся этого"

Поселенческая активность получила новый импульс после того, как 6 декабря 2017 года Трамп официально признал Иерусалим столицей еврейского государства. Спустя всего месяц правозащитная организация "Шалом ахшав" ("Мир — сейчас") сообщила, что Комитет по планированию израильской гражданской администрации на Западном берегу Иордана (специальное ведомство Минобороны Израиля) одобрил планы строительства 1122 квартир и домов на одну семью в 20 поселениях, а также опубликовал тендеры на возведение 651 единицы жилья на Западном берегу реки Иордан. Кроме того, правительство Израиля объявило о намерении легализовать статус незаконного поселенческого форпоста Хават-Гилад на Западном берегу в ответ на убийство 9 января его жителя раввина Разиэля Шеваха.

Так что не исключено, что при "произраильском" президенте Дональде Трампе экспансия палестинских территорий продолжится с новой силой, а это значит, что заключение мирного договора будет отсрочено вновь.

"Сделка века"

В дорожной карте ближневосточного урегулирования (или "сделки века", как ее называют американцы) говорится, что администрация США одобряет аннексию крупных поселенческих блоков Израиля на Западном берегу реки Иордан и в Иерусалиме. При этом, по имеющимся данным, Нетаньяху предложил включить туда 15% палестинских территорий, оккупированных в 1967 году, Трамп настаивает только на 10%. Белый дом намерен официально обнародовать эти планы до апреля. Во вторник, 20 февраля, США уведомили Совбез ООН о том, что проект палестино-израильского урегулирования находится в разработке.

Пока же вокруг ситуации с израильскими поселениями идут ожесточенные международные дискуссии. В январе 2018 года постоянный представитель США при ООН Никки Хейли обвинила палестинское руководство в недостаточном стремлении к мирному урегулированию конфликта. В ответ официальный представитель Государства Палестина на переговорах с Израилем Саиб Арикат потребовал от нее "заткнуться <...> и осознать, что проблема — в израильской оккупации и политике, которую он [Израиль] продолжит проводить". На это постпред США при ООН заявила, что будет продолжать "говорить суровую правду", смысл которой: только путь компромисса, который позволил Египту и Иордании помириться с Израилем в 1994 году и вернуть свои оккупированные территории, приведет к разрешению конфликта.

Однако непримиримость позиций мешает достижению этого компромисса. Палестинцы готовы на незначительный обмен территориями с Израилем, но при этом требуют полноценного признания государства со столицей в Восточном Иерусалиме. Израильтяне не собираются уступать оккупированные территории, а также отвергают возможность раздела Иерусалима. По словам специального координатора ближневосточного мирного процесса Николая Младенова, ситуацию усугубляет и тот факт, что переговоры между израильтянами и палестинцами неравные, так как последние находятся под военной оккупацией.

В этих условиях посредническую роль между всеми сторонами конфликта могла бы сыграть Россия, убежден советник президента Палестины Махмуда Аббаса Набиль Шаат. Но, по признанию замглавы МИД РФ Михаила Богданова, у России нет готового рецепта палестино-израильского урегулирования. Москва считает, что поселенческая активность Израиля на палестинских территориях незаконна, а шансов на достижение справедливого и надежного мира на Ближнем Востоке с каждым днем становится все меньше.

Артур Громов