27 декабря 2017, 14:49

Трамп хочет "отремонтировать" США за $1 трлн

Хьюстон, штат Техас. Justin Sullivan/ Getty Images
Хьюстон, штат Техас

При этом из бюджета президент предлагает выделить всего $200 млрд. Откуда возьмутся остальные деньги для инфраструктурной реформы?

Одним из ключевых предвыборных обещаний президента США наряду с налоговой реформой и строительством стены на границе с Мексикой стала программа восстановления американской инфраструктуры. В реновации нуждаются 20% американских автострад, 60 тыс. мостов и бесчисленное количество других инфраструктурных объектов. Что из себя представляет программа Трампа, одобрит ли ее Конгресс и осуществима ли она вообще — в материале ТАСС.

Когда стало известно об этой программе?

1

О своем желании "заново выстроить" инфраструктуру США Трамп заявлял еще в 2015 году после решения принять участие в президентской гонке, а затем неоднократно повторял в 2016 году, попутно критикуя планы его соперницы от Демократической партии Хиллари Клинтон.

"Mы улучшим наши внутренние города [в центральных штатах] и обновим наши трассы, мосты, туннели, аэропорты, школы, больницы. Мы обновим нашу инфраструктуру, которая, кстати, не будет иметь равных. И мы дадим работу миллионам наших людей", — заявил Дональд Трамп 9 ноября 2016 года сразу после победы на президентских выборах.

С тех пор администрация президента так и не представила проект программы, а американские СМИ обрушивались с критикой в ее адрес.

О том, что президент представит программу в январе 2018 года, заявил 24 декабря директор по законодательным вопросам Белого дома Марк Шорт. Впоследствии дедлайн перенесли на середину февраля.

В чем суть программы?

2

Основной посыл находящегося в разработке 70-страничного (по другим данным — 10–15-страничного) документа сводится к тому, что в течение ближайших десяти лет на инфраструктурные нужды США необходимо потратить $1 трлн. Это огромная сумма, сопоставимая с номинальным ВВП Мексики за 2016 год ($1,05 трлн). По словам президента, в конечном счете эта сумма может вырасти до $1,7 трлн — это чуть меньше, чем ВВП Италии, и чуть больше, чем ВВП Канады ($1,85 трлн и $1,53 трлн соответственно).

При этом предполагается, что лишь $200 млрд будет выделено из федерального бюджета. Остальные деньги, необходимые для реконструкции и строительства новых "трасс, мостов, туннелей, аэропортов, школ и больниц", предлагается изыскать органам местной власти и частным инвесторам. Последних предполагается привлечь с помощью щедрых налоговых вычетов. Проекты с привлечением частного капитала будут оформлены в виде государственно-частного партнерства (ГЧП) — по мысли Белого дома, это краеугольный камень инфраструктурной программы.

Как предполагается реализовать программу?

3

План Трампа включает шесть ключевых шагов:

1) Предоставление льгот городам и штатам для стимулирования доходности собственных проектов.

2) Выделение блочных грантов (то есть таких грантов, которые поступают в полное распоряжение местных бюджетов) для сельскохозяйственных штатов.

3) Расширение существующих программ федеральных займов, в частности, посредством Закона о финансировании и инновациях в области транспортной инфраструктуры (TIFIA) и Программы финансирования восстановления и улучшения железнодорожных перевозок (RRIF).

4) Стимулирование прорывных проектов, как Hyperloop Илона Маска, за счет частных инвестиций.

5) Развитие рабочей силы, создание программ по повышению квалификации сотрудников.

6) Проведение реформы, ускоряющей процесс одобрения проектов со стороны государства, в том числе отмена некоторых экологических ограничений.

На первый пункт из федерального бюджета выделят $100 млрд, второй — $50 млрд, а еще $50 млрд бюджетных денег распределят между оставшимися четырьмя.

Я все равно не понимаю, как это будет работать. Объясните на примере

4

Предположим, властям вымышленного города Спрингфилд необходимо построить новую дорогу. Они обращаются к местному магнату Мистеру Бернсу и предоставляют ему большие налоговые вычеты, чтобы его частная компания реализовала проект. Бернс соглашается и заключает концессионное соглашение в рамках ГЧП. Его фирма строит дорогу за свой счет, а потом получает право эксплуатировать ее в течение определенного срока на безвозмездной основе (при этом объект формально остается в собственности у государства).

В итоге Спрингфилд получает функционирующую дорогу, экономя на финансировании ее строительства или реконструкции, а мистер Бернс зарабатывает средства на последующей эксплуатации объекта. Недополученные казной налоги мистера Бернса возвращаются в бюджет в виде новых налогов (на прибыль и проч.), которые впоследствии заплатит бизнесмен.

Что не так с этим планом?

5

Частно-государственные партнерства уже существуют в Штатах, но не являют собой образцы эффективного инфраструктурного развития. По данным Управления Конгресса США по бюджету, из 36 таких дорожных проектов лишь 14 введены в эксплуатацию, три были объявлены банкротами, один выкуплен государством, а остальные находятся в процессе строительства.

Эксперты выделяют еще несколько причин, согласно которым опора на частный капитал может стать проблемой для плана Трампа: 

• Частные инвесторы не станут финансировать в дороги в сельской местности, системы водоснабжения и государственные школы, пишет Politico, — потому что такие вложения никогда не окупятся. То же касается общественного транспорта, который зависит от государственных субсидий.

• План Трампа не финансирует непосредственно новые дороги, мосты, системы водоснабжения или аэропорты, как предлагалось в инфраструктурном проекте Хиллари Клинтон, обращает внимание The Washington Post. "Это план по сокращению налогов для инвесторов коммунального сектора и строительной отрасли, — пишет издание. — Масштабный план государственной материальной помощи для корпораций-подрядчиков".

• Таким образом, нет гарантий того, что план Трампа приведет к появлению новых рабочих мест, указывает Vox. Поскольку безработица в США сейчас низкая (4,1% по данным на декабрь 2017 года), подрядчики будут перенаправлять уже существующие кадры на те проекты, которые появятся в рамках ГЧП.

Одобрят ли программу в Конгрессе?

6

Республиканцы удерживают 52 из 100 мест в Сенате и 239 из 435 мест в Палате представителей. Проще говоря, у партии президента большинство в обеих палатах Конгресса. То есть теоретически при условии полной поддержки Трампа республиканцами план может быть одобрен. Это должно произойти до начала промежуточных выборов в Конгресс США, которые пройдут в ноябре 2018 года.

При этом Демократическая партия США настроена скептически. В январе 2017 года демократы представили собственный инфраструктурный план, предполагающий выделение $1 трлн исключительно из федерального бюджета. Противники Трампа подсчитали, что президентский вариант реформы в ближайшие десять лет приведет к сокращению госфинансирования инфраструктуры по линиям нескольких министерств в общей сложности на $206 млрд. Лидер демократического меньшинства в Сенате Конгресса США Чарльз Шумер упрекнул Трампа за желание снизить финансирование штатов и городов, чтобы "платить богатым хедж-фондам и Уолл-стрит за строительство новых платных дорог".

Однако соратники Трампа убеждены в том, что план Трампа не только поспособствует инфраструктурной реновации, но и стимулирует развитие бизнеса. Республиканец Билл Шустер, председатель комитета Палаты представителей США по транспорту и инфраструктуре, заявил, что президент Трамп — "строитель", понимающий, почему инфраструктура столь "важна для рабочих мест и экономики". Требование демократов выделить $1 трлн только из бюджета министр транспорта США Элейн Чао назвала нереалистичным и чреватым увеличением дефицита.

Осуществима ли программа?

7

По мнению заместителя директора Института США и Канады РАН (ИСКРАН) Виктора Супяна, эту программу будет особенно сложно реализовать на фоне недавно принятой реформы налогообложения. "Первое время большое снижение налогов приведет к снижению поступлений в бюджет, — отметил он в беседе с ТАСС. — Откуда брать деньги на такие эпохальные программы — непонятно".

Как отмечает Forbes, в своем обращении к Конгрессу Трамп ни разу не упомянул, за счет чего будет осуществляться финансирование реформ. Обозреватель издания Стен Коллендер делает вывод, что они станут бременем для федерального бюджета. Между тем рост дефицита бюджета и госдолга США в будущем может привести к появлению новых пузырей на американском финансовом рынке, предупредил на днях бывший председатель ФРС Алан Гринспен. Одна лишь налоговая реформа, хоть и стала одним из главных факторов роста американского фондового рынка, приведет к росту дефицита бюджета на $1,7 трлн в ближайшие десять лет. По словам экономиста, в долгосрочной перспективе пузырь на рынке облигаций станет критической проблемой, которая может обернуться новым финансовым кризисом.

Артур Громов, Александр Мосесов