"Это очень хорошая сделка между Россией и Турцией в данном случае. Потому что это предотвратило очередное кровопролитие", — прокомментировал президент России Владимир Путин заключенное в Сочи соглашение о создании демилитаризованной зоны в Идлибе. Как выполняются его положения — в материале ТАСС.
По разные стороны баррикад
На территории сирийской мухафазы (провинции) Идлиб, по разным оценкам, проживает от 3 до 3,5 млн человек. Из них не менее 10 тыс., по оценке спецпосланника генерального секретаря ООН по Сирии Стаффана де Мистуры, являются боевиками запрещенных в РФ террористических группировок "Джебхат ан-Нусра" и "Аль-Каида".
А постпред России при ООН Василий Небензя и вовсе заявлял, что в Идлибе действуют "40−45 бандформирований общей численностью около 50 тыс. человек".
Кроме того, в провинции находятся и турецкие военнослужащие, и обзорные пункты. Анкара также сотрудничает с бойцами оппозиционной "Сирийской свободной армии".
По другую сторону зоны деэскалации — вооруженные силы Сирийской Арабской Республики (САР). Их численность на границе с Идлибом составляет чуть более 5 тыс. человек. Но уже в скором времени эта зона должна будет перейти под контроль российских и турецких военных патрулей.
Шаг за шагом
Идлиб стал одной из четырех зон деэскалации по итогам переговоров в Астане, состоявшихся в мае 2017 года. Остальные три — Восточная Гута, район на севере провинции Хомс и части соседних провинций Латакия, Хама и Алеппо, а также районы южных провинций Дераа и Эль-Кунейтра — уже вернулись под контроль правительства Башара Асада.
К началу сентября 2018-го большинство экспертов и политических деятелей (в том числе стран Запада) сходились в мнении о том, что сценарий военного противостояния в Идлибе неизбежен.
Однако 17 сентября Владимир Путин и президент Турции Тайип Эрдоган договорились о создании в Идлибе демилитаризованной зоны. В тот же день министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что военный сценарий исключается.
Без танков и РСЗО
Стороны договорились, что к 10 октября из буферной зоны должны быть выведены все тяжелые вооружения — танки, артиллерийские орудия, реактивные системы залпового огня и минометы.
При этом уже 8 октября турецкое агентство Anadolu сообщило, что сирийская вооруженная оппозиция вывод вооружений уже завершила. А сирийская ежедневная газета Al Watan со ссылкой на источники в оппозиционной коалиции "Фронт национального освобождения" сообщила, что вывод полностью завершится 10 октября.
Al Watan также отмечает, что вывод вооружений задерживает в ряде мест "Джебхат ан-Нусра" и другие исламские экстремисты. Сама террористическая организация якобы негласно приняла ультиматум Анкары после переговоров с турецкой разведкой, утверждает газета.
А министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что "договоренности по созданию демилитаризованной зоны внутри района деэскалации Идлиб выполняются".
Планы на будущее
Уже к 15 октября процесс создания демилитаризованной зоны должен быть завершен. Согласно договоренности между Путиным и Эрдоганом, ее глубина должна составить от 15 до 20 км, а контроль будет осуществляться подвижными патрулями военной полиции минобороны РФ и турецкими военными подразделениями.
Более того, к концу 2018-го предполагается восстановление транзитного сообщения по федеральным трассам M4 и М5 (Алеппо — Латакия и Алеппо — Хама).
Однако создание демилитаризованной зоны не означает, что Дамаск отказывается от возвращения Идлиба под свой контроль. Как заявил Башар Асад на пленуме Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ или партия Баас), соглашение по Идлибу сможет вернуть провинцию "под сень сирийского государства".
А вице-премьер и глава МИД Сирии Валид Муаллем заявил, что "первым шагом на пути освобождения" мухафазы должно стать полное разоружение бандформирований к декабрю.
"Те боевики, которые проживают в Идлибе, могут остаться там после разоружения и урегулировать свой статус в правоохранительных органах, заключив с сирийским властями соглашение о примирении. Все без исключения наемники должны быть депортированы через Турцию в те государства, из которых они прибыли в Сирию", — сказал Муаллем за неделю до отвода тяжелых вооружений.
На это заявление вооруженная оппозиция и экстремистские группировки пока никак не отреагировали.
Александр Мосесов