10 октября 2018, 12:08
Статья

Страны Евросоюза выступили в поддержку идеи наделить ОЗХО правом устанавливать ответственных за применение химоружия. Сейчас определение мер воздействия на виновных является прерогативой СБ ООН

Штаб-квартира ОЗХО в Гааге. EPA-EFE/ Lex van Lieshout
Штаб-квартира ОЗХО в Гааге

На проходящей в Гааге сессии Исполнительного совета Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) страны Евросоюза выступили в поддержку идеи наделить эту организацию правом устанавливать ответственных за применение химического оружия. Создание в ОЗХО такого механизма стало бы "критически важным шагом в борьбе с безнаказанностью при использовании химического оружия", говорится в распространенном на сессии заявлении ЕС.

Если учесть, что идея наделения ОЗХО атрибутивными функциями, как это звучит на бюрократическом языке, пользуется также поддержкой США, Канады и других стран Запада, то следует признать: речь идет об очередной попытке изменить сложившуюся систему международного права, в центре которой находится ООН и ее Совет Безопасности. На смену ей должна прийти система подконтрольных Западу механизмов, которая позволит ему без помех реализовывать право сильного, диктовать условия, казнить и миловать по своему собственному усмотрению.

Под постоянным нажимом

Предварительное решение о наделении ОЗХО атрибутивными функциями было одобрено на специальной сессии Конференции государств - участников Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО) в Гааге 26-27 июня. Представители России и ряда других стран высказались тогда категорически против того, чтобы организация получила право самостоятельно называть виновников инцидентов с применением химического оружия. По мнению Москвы, придание ОЗХО подобных функций идет вразрез с КЗХО и Уставом ООН, то есть является нелегитимным с точки зрения международного права.

Окончательно вопрос должен быть решен в ноябре на очередной Конференции государств - участников организации. Понятно, что страны Запада, под чьим давлением было принято предварительное решение, твердо намерены довести дело до нужного им результата, и сессия Исполнительного совета ОЗХО стала удобным поводом для продолжения нажима на сомневающихся и колеблющихся.

Как напоминается в распространенном на сессии заявлении ЕС, продвигаемое решение "предусматривает создание Техническим секретариатом ОЗХО механизма по установлению организаторов атак с использованием химического оружия в Сирии, а также делает возможным помощь ОЗХО в установлении организаторов, спонсоров и других причастных к использованию химоружия лиц на территории государства-участника при наличии запроса со стороны этого государства-участника".

В настоящее время эксперты ОЗХО лишь участвуют в составлении докладов о предполагаемых случаях применения химического оружия, тогда как установление ответственных и, что особенно важно, определение мер воздействия на виновных является прерогативой СБ ООН.

Создание нового механизма на деле будет означать, что определенная группа стран через подконтрольный ей Техсекретариат ОЗХО сможет самостоятельно, минуя СБ ООН, указывать пальцем на виновных в применении химоружия и, главное, по своему усмотрению вводить против них любые санкции.

Пропагандистское обеспечение

Продвижение нужного им решения страны Запада, как обычно, сопровождают мощной пропагандистской кампанией. В июне они использовали в качестве повода дело об отравлении в Солсбери бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля, осужденного в России за шпионаж, и его дочери Юлии. Ответственность за этот инцидент власти Великобритании "с высокой долей вероятности" возложили на Россию. И хотя никаких доказательств предъявлено не было, страны Запада эти обвинения поддержали.

Перед октябрьской сессией Исполнительного совета пошли в ход обвинения в хакерской атаке на ОЗХО, которую якобы совершила Россия руками сотрудников ГРУ. Сперва с этими обвинениями выступили власти Нидерландов, где базируется ОЗХО, затем они были поддержаны США, Великобританией, Канадой и другими странами.

В пользу того, что это была заранее срежиссированная пропагандистская акция, говорит не только синхронность прозвучавших обвинений, но и то обстоятельство, что инцидент с так называемой попыткой хакерской атаки и последующих высылкой из Нидерландов четырех россиян произошел еще в апреле. Однако до поры до времени о нем помалкивали, а вспомнили лишь в нужный момент - накануне сессии Исполнительного совета ОЗХО.

В заявлении ЕС, распространенном уже во время сессии, якобы российская кибератака названа "попыткой подорвать целостность ОЗХО", а также международное право и международные институты.

Не обошлось, впрочем, и без упоминания "дела Скрипалей", якобы отравленных веществом с характерным названием "Новичок". Евросоюз в своем заявлении призвал Россию "немедленно раскрыть в ОЗХО программу "Новичка".

Тот факт, что ни британские власти, ни эксперты ОЗХО так и не смогли установить происхождение отравляющего вещества, авторы обвинений и призывов традиционно проигнорировали. Точно так же, как проигнорировали они представленные Россией факты того, что работы над веществом с аналогичным названием велись в США и европейских стран. Ранее Западом, что называется, с порога отметались и доказательства того, что к инцидентам с применением химического оружия в Сирии причастны спонсируемые западными странами исламские боевики, а вовсе не правительство Башара Асада.

И даже подкуп

Для достижения поставленной цели на Западе готовы использовать любые средства и способы, вплоть до открытого подкупа. Так, постоянный представитель Великобритании при ОЗХО Питер Уилсон, выступая на сессии Исполнительного совета, заявил, что Лондон намерен дополнительно выделить организации £1 млн ($1,31 млн) на создание механизма по установлению ответственных в применении химоружия.

"В то время, как Великобритания выступает за соблюдение финансовой дисциплины в международной системе, мы также признаем, что перед нами стоят новые вызовы и угрозы, - сказал он. - И мы должны сделать все возможное, чтобы институты, которые им противостоят, имели достаточно средств для выполнения своей работы. Поэтому мы поддерживаем увеличение бюджета ОЗХО и готовы выделить дополнительно £1 млн, чтобы помочь организации в выполнении июньского решения".

"Средства также пойдут на разработку новой лаборатории ОЗХО и усиление сети аккредитованных лабораторий, - добавил Уилсон. - Кроме того, совершенно ясно, что ОЗХО должна со всей серьезностью относиться к угрозе кибератак, что также будет иметь последствия для бюджета".

Смысл сделанного британским представителем заявления более чем прозрачен: вы только примите нужное нам решение, а уж денежек мы вам подкинем, не сомневайтесь.

В уголовном кодексе подобные предложения характеризуются именно как попытка подкупа, но британские и другие западные чиновники, видимо, считают, что закон писан не про них. В одном случае, как в "деле Скрипалей", они вовсю размахивают формулировкой "хайли лайкли", не имеющей никакого юридического веса, в другом же беззастенчиво не замечают, как сами нарушают юридические и моральные нормы.

Кстати, на нарушение норм самой ОЗХО указал в своем выступлении на сессии Исполнительного совета глава российской делегации, заместитель главы Минпромторга РФ Георгий Каламанов. Он обратил внимание на то обстоятельство, что предложения по увеличению бюджета организации на €4 млн были внесены позже установленных сроков и вопреки принятым ранее решениям о недопущении роста бюджета. "Эти средства планируется непосредственно или опосредованно израсходовать на цели политически мотивированной атрибуции", - подчеркнул Каламанов.

Россия против

В выступлении на сессии Исполнительного совета глава российской делегации отверг прозвучавшие в адрес России обвинения в попытке кибератаки на ОЗХО. Он также расценил инсинуации Великобритании и других стран по поводу якобы имеющегося у России химоружия как "прямое неуважение к КЗХО и странам - членам ОЗХО".

Организация, напомнил Каламанов, "официально подтвердила, что в сентябре 2017 года в России под строгим международным контролем было завершено уничтожение всех национальных запасов химического оружия". При этом "в России продолжаются регулярные инспекции ОЗХО на бывших объектах по производству химоружия, включая те, которые были конверсированы для не запрещенных Конвенцией целей", и "каких-либо нарушений не выявлено".

Однако эти непреложные факты "абсолютно игнорируются ограниченным кругом государств - участников КЗХО, которые <...> даже прибегают к экстерриториальным санкциям, попирая тем самым Устав ООН и общепризнанные нормы международного права", отметил Каламанов.

По его словам, решение о наделении ОЗХО функциями по установлению виновных в применении химоружия "противоречит положениям, самой сути и задачам КЗХО", а "проводимая западными странами работа, нацеленная на реализацию заложенных в это решение идей, ведет к подрыву КЗХО и углублению раскола в организации".

Каламанов также отметил, что в случае создания такого механизма остро встанет вопрос о вторжении ОЗХО в сферу исключительных прерогатив СБ ООН. "Совет является единственным международным органом, имеющим компетенцию делать ключевые выводы и принимать решения, относящиеся к вопросам войны и мира", - напомнил он.

"Крайне деструктивными для режима КЗХО" назвал попытки придать атрибутивные функции Техническому секретариату ОЗХО и директор Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Владимир Ермаков. Выступая во вторник в ходе общеполитических прений в Первом комитете Генассамблеи ООН, он выразил надежду на то, что "государства, проводящие независимую политику на международной арене, со всей серьезностью оценят происходящее в ОЗХО и на предстоящей обзорной конференции КЗХО выступят против претворения в жизнь столь одиозных и разрушительных для всей системы ООН решений".

Россия, напомнил Ермаков, неоднократно предлагала создать под эгидой СБ ООН "беспристрастный и высокопрофессиональный международный механизм, который бы расследовал все без исключения случаи "химического терроризма", в первую очередь на Ближнем Востоке, в соответствии с высокими стандартами КЗХО".

Увы, эти разумные предложения, как показал предыдущий опыт и демонстрирует сессия Исполнительного совета ОЗХО, открыто торпедируются теми, кто стремится во что бы то ни стало разрушить существующую систему международного права в рамках ООН и заменить ее на право сильного.

Андрей Низамутдинов