26 октября 2019, 11:34,
обновлено 26 октября 2019, 12:56
Военная операция Турции на севере Сирии

МИД Германии: Анкара заверила, что ее операция на севере Сирии носит временный характер

Глава внешнеполитического ведомства ФРГ Хайко Маас отметил, что поскольку ЕС и Турция являются союзникам, то необходимо разговаривать по поводу военной операции республики, а не обсуждать друг друга за спиной

АНКАРА, 26 октября. /ТАСС/. Власти Турции заверили, что пребывание ее вооруженных сил на северо-востоке Сирии является временным решением. Об этом заявил в субботу в Анкаре глава МИД ФРГ Хайко Маас на пресс-конференции со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу.

"Факт, что то, что было согласовано в Сочи и письменно изложено, означает не долгосрочное присутствие на северо-востоке Сирии, а то, что речь идет лишь о временном статус-кво. Тем самым следует рассчитывать на то, что Турция ненадолго останется на государственной территории Сирии", - заметил Маас. "Об этом мы сегодня также поговорили, и это еще раз было подтверждено", - сказал он. "И это то, что я приветствую", - добавил министр.

"В свете договоренностей, заключенных в Сочи, для нас важное значение имеет то, что мы прежде всего констатируем, что перемирие соблюдается и будет продлено", - сказал он.

Маас отметил, что "позиция ЕС относительно военного вмешательства известна". "Между нами существуют очевидные разногласия, к которым следует относиться серьезно, но партнеры и союзники должны говорить друг с другом, а не обсуждать друг друга", - заявил министр. "Это причина, по которой я прибыл сюда", - добавил он. Маас также подчеркнул, что для Берлина Турция "была и остается важным союзником по НАТО".

Одновременно глава МИД ФРГ высказал мнение, что после начала операции Турции на севере Сирии и последующих событий "приходится иметь дело с новой реальностью" в регионе. Министр заявил, что нельзя ставить под угрозу успех, достигнутый в противодействии террористической группировке "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ). "Борьба против ИГ еще отнюдь не завершена", - подчеркнул он. "Мы должны смотреть в будущее и предпринять конкретные шаги, чтобы стабилизировать ситуацию в Сирии", - заключил Маас.

Зона международной безопасности в Сирии

Маас при этом уклонился от ответа на вопрос об оценке идеи министра обороны страны Аннегрет Крамп-Карренбауэр о создании международной зоны безопасности на северо-востоке Сирии.

"Дискуссии о зоне безопасности на северо-востоке Сирии во время нашего разговора [с главой МИД Турции] было уделено меньше внимания, чем сейчас на пресс-конференции. Это обо всем говорит", - заявил Маас журналистам. "Мы уделили время тем темам, которые важны для жителей Сирии сейчас", - сказал глава МИД ФРГ, обозначив среди них обеспечение перемирия, предоставление гуманитарной помощи и запуск политического процесса в Сирии.

"Для вещей, которые в настоящий момент носят, скорее, теоретический характер, у нас не было времени", - подытожил Маас.

Крамп-Карренбауэр в начале недели выступила с инициативой создать международную зону безопасности в Сирии. В четверг она представила свое видение ситуации на встрече глав оборонных ведомств НАТО. В правительстве ФРГ, как и среди союзников по НАТО, единой позиции по этому вопросу нет. К примеру, Мааса Крамп-Карренбауэр поставила в известность об инициативе, отправив ему СМС.

При этом Чавушоглу на пресс-конференции с Маасом заявил, что Турция считает нереалистичным предложение Германии создать международную зону безопасности на северо-востоке Сирии.

Ситуация в Идлибе

Глава МИД ФРГ отметил, что ситуация в Идлибе, по оценке правительства Германии, остается крайне сложной, и важно не допустить гуманитарной катастрофы в случае наступления правительственных сил Сирии. 

"Я еще раз обсудил этот вопрос во время телефонного разговора с [главой МИД РФ] Сергеем Лавровым. Следует найти решение, которое защитит гражданское население", - сказал германский министр.

Дети боевиков ИГ

В продолжение Маас сообщил, что Германия продолжит принимать обратно детей граждан ФРГ, которые отправились в Сирию и Ирак воевать на стороне террористической организации "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ), но вопрос приема самих боевиков зависит от того, смогут ли власти на родине привлечь их к ответу за совершенные преступления. В этом вопросе Германия будет консультироваться с европейскими партнерами, например с Францией и Нидерландами.

"В вопросе приема боевиков ИГ для нас крайне важно идентифицировать, о ком, собственно говоря, идет речь, и наличие неопровержимых доказательств того, какие преступления они как боевики ИГ совершили", - заметил Маас. "Мы не хотим допустить ситуации, при которой убийцы ИГ возвратятся в Германию, и их только потому нельзя будет привлечь к суду, что у нас не будет доказательств. Это мы хотим всеми силами предотвратить", - подчеркнул глава МИД.

"Поэтому условием для приема Германией обратно боевиков ИГ является наличие судебно неопровержимых доказательств", - подытожил Маас.

22 октября президенты России и Турции Владимир Путин и Тайип Эрдоган на встрече в Сочи приняли меморандум о совместных действиях по урегулированию ситуации на северо-востоке Сирии. Согласно документу, российская военная полиция и сирийские военные с полудня 23 октября вводятся в районы, граничащие с зоной турецкой операции в Сирии. Курдским формированиям дается 150 часов, чтобы полностью освободить 30-километровую зону к югу от турецкой границы, после чего военные России и Турции приступят к совместному патрулированию.