17 апреля 2023, 08:00
Статья
ЕГЭ

Отменять нельзя совершенствовать: критика и перспективы ЕГЭ

Донат Сорокин/ ТАСС

В февральском послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин предложил вернуться к традиционной системе подготовки специалистов с высшим образованием, срок обучения по которой будет составлять от четырех до шести лет. В связи с этим некоторые эксперты и политики начали призывать восстановить и традиционную схему поступления в вузы, отказавшись от ЕГЭ (единого государственного экзамена).

Система ЕГЭ позволила установить для выпускников по всей России общие условия поступления. Но при этом он до сих еще не полностью интегрирован в систему образования, а методы оценки слишком механизированы, считают некоторые опрошенные ТАСС эксперты. Рособрнадзор готов рассмотреть предложения по совершенствованию ЕГЭ и открыт для критики, но отменять экзамен не планируется.

История возникновения

В 2001 году ЕГЭ был внедрен как эксперимент, инициатором которого выступило Министерство образования. Тогда он прошел в тестовом режиме в пяти регионах России: республиках Марий Эл, Чувашия, Саха, а также в Самарской и Ростовской областях — по восьми предметам. Далее число таких регионов постепенно увеличивалось, и с 2009 года экзамен стал обязательной формой итоговой аттестации для всех школьников в России, а его результаты — вступительными экзаменами для вузов по соответствующим общеобразовательным предметам. В 2022 году экзамен сдали более 724 тыс. выпускников.

В настоящее время ЕГЭ проводится по 15 общеобразовательным дисциплинам, в том числе двум обязательным — русскому языку и математике. При этом математика разделяется на два уровня: базовый и профильный. Для поступления в вуз необходима математика профильного уровня. Остальные предметы сдаются по желанию и в любом количестве, в зависимости от планов выпускника.

Критика ЕГЭ

Как рассказал ТАСС заместитель президента Российской академии образования (РАО), академик РАН, доктор медицинских наук Геннадий Онищенко, один из минусов ЕГЭ — он не определяет психологических склонностей к той или иной профессии. "Например, врачом становится тот, кто способен сострадать. Тот, кто не способен сострадать, для него общение с больным — это обуза. Это же тоже определенный психотип должен быть, ЕГЭ его не определяет. Да, некоторые вузы проводят собеседования, но они особой роли не играют. Если у абитуриента высокие показатели по экзаменам, то его не имеют права не принять", — отметил Онищенко. По его словам, оценка ЕГЭ сейчас слишком механизирована и эту систему необходимо совершенствовать. Например, вводить дополнительные испытания, собеседования, устную часть. На данный момент такое практикуется только на экзаменах по иностранным языкам.

По мнению ведущего интернет-проекта "Независимая лаборатория образования" (НезЛО), специализирующегося на истории и обществознании, Антона Чубукова, ЕГЭ все еще недостаточно интегрирован в систему школьного образования. Например, на экзаменах по истории и обществознанию регулярно случаются прецеденты, когда вопросы выходят за рамки школьных учебников. Также несовершенна система проверки и подачи апелляций, мало используется образовательный потенциал сборников тренировочных заданий. "Стресс, который испытывают выпускники перед сдачей ЕГЭ, тоже нельзя назвать надуманной проблемой. Настоящая причина стресса — это установившийся в современном обществе порядок, в котором от результатов одной серии экзаменов зависит чересчур многое. Стоит выстроить систему среднего и высшего образования так, чтобы жизненный успех зависел не от разового попадания в одно из пары десятков учебных заведений, а от того, насколько усердно и увлеченно учится студент", — отметил он.

Нет реальной альтернативы

Прежде всего единый госэкзамен — это социальный лифт, который дает возможность детям из любых регионов поступить в ведущие вузы страны, отметил в беседе с ТАСС заслуженный учитель России, член-корреспондент Российской академии образования Евгений Ямбург. "Кроме этого, ЕГЭ — это не единственный путь поступления. Победители российских и международных олимпиад имеют право идти вне конкурса", — отметил он. По мнению Ямбурга, в основном за отмену ЕГЭ выступают преподаватели вузов, которые таким способом завлекают будущих абитуриентов проходить у них платные курсы. "Я жестко считаю это завуалированным видом коррупции. "Приезжайте сюда, поступайте на курсы". На какие деньги приезжать? Кто будет их здесь содержать? На какие деньги оплачивать эти курсы?" — добавил учитель.

"У ЕГЭ есть несколько преимуществ, которые не хотелось бы терять. Например, то, что учеников оценивают другие учителя, — это позволяет дать более объективную оценку знаниям школьника", —  считает филолог, заслуженный учитель России Лев Соболев. Он также отметил, что внедрение ЕГЭ позволило вдвое сократить выпускникам количество экзаменов — вместо восьми-десяти в общей сложности они сдают три-четыре.

Антон Чубуков в беседе с ТАСС отметил, что ЕГЭ дает объективную оценку не только знаний учеников, но и эффективности самих школ. Таким образом, и для выпускников, и для педагогических работников он устанавливает единые правила игры. "Вспомним, что было до повсеместного введения ЕГЭ. Отучившись 11 классов, выпускник сдавал экзамены в школе. Там ему ставили оценку, которая зависела не только от реальных знаний, но и от отношений с учителями, школьной администрацией, от шансов на медаль. Нет медалистов — плохо, много медалистов — тоже плохо. Затем абитуриент отправлялся сдавать другие экзамены по тем же предметам — в вуз. Причем и формат, и объем материала, который могли спросить, различался от университета к университету", — рассказал эксперт. На вступительном экзамене оценка также далеко не всегда была объективной — зачастую реальные шансы его сдать получал только слушатель подготовительных курсов в этом конкретном вузе. В результате отсекалась большая часть жителей малых и отдаленных регионов. "На данный момент у ЕГЭ нет реальной альтернативы, кроме возвращения этой сложной и несправедливой схемы", — отметил Чубуков.

Даже при желании резко отказаться от ЕГЭ и вернуться к прежней системе оценке знаний выпускников, которая существовала в советское время и в России до введения экзамена, в любом случае не получится, считает Онищенко. В сегодняшней системе образования уже нет преподавателей, способных принимать экзамены по прошлым стандартам. И чтобы их этому научить, потребуется большое количество ресурсов. 

Как отметил Соболев, возвращение итоговых испытаний в прежний формат обернется для государства очень большими расходами — не меньшими, чем уже потрачено на реализацию ЕГЭ. "Начиналось ЕГЭ, бесспорно, с ошибками, но за те лет 15–20, что экзамен существует, он, конечно, стал гораздо разумнее", — добавил он.

Позиция государства

Владимир Путин не согласился с мнением, что отмена ЕГЭ повысит доступность и качество образования. По его словам, эта система имеет много минусов, но она открывает большие возможности для детей с периферии учиться в ведущих высших школах страны. 

Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев неоднократно сообщал, что в новой системе образования вариант отмены единого экзамена не рассматривается. 

Министр просвещения России Сергей Кравцов также подчеркивал, что эта система сегодня остается объективной оценкой знаний школьников. В министерстве отмечали, что ЕГЭ постоянно совершенствуется и его процедура в нынешнем виде уже далека от первоначальной. Например, в 2016–2017 годах из экзаменов постепенно убрали тестовую часть, что исключило возможность случайного получения высоких баллов. Также было введено итоговое сочинение, которое дает допуск к экзамену по русскому языку. "Сегодня для ответа на любое задание ЕГЭ требуются знания соответствующего учебного предмета, умение логически рассуждать. При выполнении заданий с развернутым ответом требуются глубокие предметные знания и творческий подход, способность комбинировать изученные методы решения задач, писать развернутые обоснования, аргументировать свое мнение, приводить примеры", — считают в министерстве.

Как рассказали ТАСС в Рособрнадзоре, в настоящее время подготовлены проекты новых порядков проведения ЕГЭ, которые учитывают конкретные предложения и замечания от экспертов и педагогов. Например, появится возможность подать заявление на участие в экзамене дистанционно. Кроме того, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или по контракту и поступающие в военные вузы, смогут подать заявления об участии в ЕГЭ не только в места регистрации на сдачу экзамена в регионе, где расположен вуз, но также и там, где они проходят военную службу.

"На протяжении всего времени существования ЕГЭ формируются различные точки зрения. Рособрнадзор открыт всем мнениям, в том числе критическим замечаниям, и старается конструктивно оценить каждую точку зрения и учитывать полученную информацию при внесении изменений в существующую модель экзамена, а также при формировании перспективных направлений развития процедур проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) и вступительных испытаний в вузы", — отметили в ведомстве. Там также заверили, что кардинально менять процедуру ЕГЭ в 2024 году не планируется.

Варвара Соболева 

Теги:
ЕГЭ