На дне воздушного океана: как атмосферное давление влияет на людей и механизмы

Самолеты: созданы для перепадов давления
В начале февраля 2025 года в ряде российских регионов было зафиксировано аномально высокое атмосферное давление. 7 февраля обновился суточный рекорд давления в Москве: 774,3 мм рт. ст. при столичной норме в 748 мм рт. ст. В Санкт-Петербурге давление поднималось еще выше — в городе оно достигало 791,5 мм рт. ст., а в Ленинградской области в центре мощного антициклона — 792,8 мм рт. ст. В петербургском аэропорту Пулково в связи с аномально высоким атмосферным давлением в условиях антициклона был отменен ряд рейсов.
"В целом специфика воздушных судов заключается в том, что они создаются с учетом способности противостоять очень большому перепаду давлений между салоном и закабинным пространством с учетом полетов на высоте более 10 км, — рассказал в беседе с ТАСС исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. — Разница давлений внутри и снаружи радикальная. И поэтому в большинстве случаев, конечно же, перепад давления в тех пределах, которые встречаются на земле, не оказывает серьезного влияния на авиатехнику".
Читайте также
SJ-100 впервые перелетел на отечественных двигателях ПД-8 почти через всю Россию

Эксперт обратил внимание на то, что на летательные аппараты оказывает влияние пониженное атмосферное давление, свойственное высокогорным взлетным площадкам. "В разреженном воздухе — а это бывает, например, при полетах с высокогорных аэродромов, расположенных на высотах до 3,5 тыс. м, — это актуально для вертолетов; для самолетов, наверное, на высотах километр-полтора, — воздух более разреженный", — рассказал Пантелеев. Исполнительный директор агентства "Авиапорт" пояснил, что при этом уменьшается тяга авиационных двигателей и производителям авиатехники необходимо провести дополнительные испытания, подтверждающие возможность выполнения полетов с таких аэродромов. Он напомнил, что самолеты и вертолеты способны подниматься на значительные высоты, поэтому для их систем условия низкого давления — естественная среда.
Некоторые специалисты предположили, что одной из причин отмены полетов в Пулково в феврале текущего года стала невозможность ввода в бортовые системы самолетов необычно высоких значений атмосферного давления. Процедура необходима для корректной работы барометрических высотомеров. Пантелеев выразил мнение, что такая проблема действительно могла возникнуть. "На самолетах отечественной разработки, а также версии бортового радиоэлектронного оборудования, которое создается для импортозамещенного "Суперджета", будет возможность вводить давление в более широком диапазоне, — заметил он. — Поэтому подобный фактор, а именно аномально высокое атмосферное давление, не будет препятствовать выполнению полетов по расписанию".
Автомобили: все учтено
Во время февральского аномально высокого атмосферного давления в России ряд средств массовой информации сообщали о случаях сбоев в работе двигателей современных высокотехнологичных автомобилей. Автомобильный журналист Петр Баканов в беседе с ТАСС выразил мнение, что колебания атмосферного давления в средней полосе могут лишь незначительно влиять на характеристики автомобиля. По мнению автоэксперта, указанные нарушения в работе не были связаны с поломками и неисправностями, а были вызваны легко устраняемыми недоработками — к примеру, в управляющих программах не были корректно прописаны лимиты по атмосферному давлению.
"Разница в атмосферном давлении была очень критична для карбюраторных атмосферных моторов и для инжекторных, у которых не было турбонаддува, — рассказал Баканов. — Дело в том, что плотность воздуха с высотой меняется, на высоте воздух разрежен и наступает своего рода кислородное голодание".
Эксперт объяснил, что в высокогорных районах мотор получает меньше воздуха и теряет в мощности. "Но это было характерно для атмосферных моторов и для очень больших высот. Если взять общую практику, то современный турбированный двигатель имеет в этом плане коррекцию до достаточно большой высоты — где-то 4,8–5,2 км над уровнем моря. То есть современные моторы должны быть адаптированы для высокогорных условий эксплуатации. Например, у Volkswagen такой стандарт, что четырехтысячники машина должна спокойно брать и [на такой высоте] эксплуатироваться. Возможно, будет повышение расхода топлива, какое-то падение мощности, но не критичное".
Читайте также
Фальшивые и реальные погодные аномалии. Что происходит с климатом в 2025 году?

По словам Баканова, каких-либо рекомендаций автомобилистам в случае значительных колебаний атмосферного давления не существует. "Для умеренного климата, равнинных местностей это редкость, исключение из правил, — сказал он. — Те, кто эксплуатирует машину в высокогорье, просто знают эти особенности: машина начинает как не в себя потреблять топливо, падает мощность, выхлоп становится черным, потому что сжигается больше солярки, а эффект от этого меньше". Отправляющимся в путешествие по горным дорогам автоэксперт посоветовал быть готовым к повышенному расходу топлива, стараться не нагружать машину вещами, на затяжном подъеме на внедорожнике заранее перейти на понижающую передачу и преодолеть его с меньшей скоростью, но не перегружая двигатель.
"Есть другие системы, которые могут реагировать, например, на холод, — отметил автоэксперт. — Допустим, в Магаданской области температура зимой может падать даже до минус 60 градусов. Большинство климатических установок автомобилей попросту не знает, что такое температура где-то ниже минус 40 градусов. Они просто не понимают ее, поэтому в этом случае могут работать неправильно. Выход только один: переводить в ручной режим и настраивать".
Метеозависимость у человека: группы риска
Погодные аномалии могут влиять и на самочувствие человека, хотя официального диагноза "метеозависимость" или "метеопатия" не существует. Необычно высокая или низкая температура воздуха, очевидно, влияет на здоровье. К примеру, согласно исследованиям, аномальная жара в Европе в 2023 году унесла жизни десятков тысяч человек (по некоторым оценкам — свыше 66 тыс.). Длительное воздействие пониженной температуры ведет к простудным заболеваниям, снижает сопротивляемость организма респираторным инфекциям.
Давление, влажность воздуха оказывают меньшее воздействие, однако и эти проявления капризов природы могут влиять на некоторые группы людей. К примеру, к колебаниям давления и температуры чувствительны пациенты с нарушениями в работе сердечно-сосудистой системы. Как говорит исследование Европейского проекта по изучению остеоартроза (EPOSA), пожилые люди, страдающие этим заболеванием опорно-двигательного аппарата, восприимчивы к изменениям погоды. Другие группы ученых из различных стран также делали выводы о влиянии погодных изменений на самочувствие людей с хроническим болевым синдромом, фибромиалгией (хронической мышечно-скелетной болью).
Сайт Департамента здравоохранения города Москвы отмечает, что метеолабильность (повышенная чувствительность к изменению погоды) развивается у людей пожилого и старческого возраста. Реакция организма может быть различной: на фоне общего ухудшения состояния появляются жалобы на боли в суставах, мышцах, в области сердца, головную боль, возникает подавленность, раздражительность, беспричинный страх, бессонница. Мерами профилактики столичные медики называют устранение факторов риска преждевременного старения — поддержание нормальной двигательной активности, рациональное питание, избавление от вредных привычек. В случае серьезных нарушений доктора советуют обратиться за медицинской помощью.
Физиология или самовнушение?
Ряд специалистов считают, что значительным фактором, вызывающим метеозависимость, является психологический настрой. Так, в упомянутом выше исследовании EPOSA отмечается, что люди, считающие себя метеозависимыми, при прочих равных условиях испытывают более сильные боли в суставах, чем пациенты, называющие себя нечувствительными к превратностям погоды.
"Есть метеопаты, но это изменения не чисто физиологические, но еще и изменения в структуре психики, — поделился мнением с ТАСС врач-кардиолог, доктор медицинских наук, профессор кафедры геронтологии и гериатрии Московского государственного медико-стоматологического университета (МГМСУ) Юрий Конев. — Метеопатия — это грань между физиологией и психологией. Больше паника играет роль, чем сам перепад давления".
Читайте также
Самозапретов много не бывает. Почему россияне перестали доверять сами себе?

"Метеочувствительность проявляется наиболее часто у пожилых людей, у детей, когда регуляция еще не сформировалась, и у тех, у кого она уже начинает нарушаться, — рассказал кардиолог. — Но крошечная доля людей в мире подвержена метеочувствительности, поэтому эта проблема часто бывает раздута".
"У метеозависимости есть физиологические основания. Но, как правило, под ней скрывается что-то другое и часто — из сферы психологии, — считает врач-психиатр Евгений Ковалев, слова которого приводит сайт страховой компании "Согаз". — Например, ипохондрики видят плохие признаки во всем, что с ними происходит. Это люди с активным локусом контроля. Они склонны преувеличивать там, где не могут контролировать ситуацию, где им не хватает знаний или информации". Для избавления от мнимой метеозависимости врач рекомендует измерить давление, пройти диспансеризацию — воспользоваться принципами доказательной медицины.
Виктор Бодров



