В этом году "благодаря" дистанционке родителям во многом пришлось взять на себя роль педагогов. В соцсетях посыпались вопросы: "как усадить детей за уроки", "помогите решить задачу", "есть ли сайты с подсказками по физике". Месяц-другой в таком режиме — и вы уже сами можете рассказать, как организовать занятия и объяснить сложную тему, где бесплатно скачать учебник или онлайн-курс. Поздравляем — вы без пяти минут хоумскулер, или, говоря по-русски, — "семейник"? Именно так называют родителей, которые учат детей дома своими силами. Популярность этого формата растет, и вслед за ней — споры о том, какие есть риски и кто успешнее — школьники или хоумскулеры? Попробовали разобраться в этом вместе с экспертами.
Ваш ребенок может учиться дома — это законный способ получить общее образование в России. Однако это не значит, что на образование ребенка вы будете тратить меньше денег и времени. Если перестанете справляться, ему придется вернуться в школу.
Хоумскулингу и его эффективности посвящено много западных исследований. У нас эта тема не изучается столь подробно, хотя ежегодно аттестацию проходит все больше детей, получающих образование в семье. В 2019–2020 учебном году, по данным Минпросвещения, их было 20,4 тыс., что почти в два раза больше, чем три года назад, — 11,5 тыс.
Процесс обучения на дому может быть разным: вариантов десятки, если заглянуть в интернет. Хотите — набирайтесь знаний по госстандартам, а можете придумать свою методику, главное — не во вред ребенку и строго в рамках закона. Какие права и обязанности есть у российских хоумскулеров — рассказали в отдельной главе, а пока давайте подробнее разберем, как устроено домашнее обучение в России.
Кто такие хоумскулеры?
У нас существует несколько форм обучения. При очной и очно-заочной ребенок регулярно ходит в школу. При заочной — числится в общеобразовательном учреждении и сдает контрольные и аттестации, но не посещает уроки. Дети на семейном обучении не имеют обязательств перед школой, их успеваемость контролируют родители. Чтобы получить аттестат, все без исключения проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА): по окончании девятого класса — ОГЭ, в одиннадцатом — ЕГЭ.
Семейную форму в этом учебном году выбрали около 10 тыс. российских семей. Теперь они сами решают, по какой программе будет заниматься их ребенок. В этом принципиальное отличие от заочников, которые проходят школьные предметы в обязательном порядке.
Ребенок на хоумскулинге не привязан к жесткому расписанию, это удобно, если он профессионально занимается спортом или искусством, обгоняет по знаниям сверстников или семья часто переезжает. Но чаще всего альтернативный вариант выбирают по другой причине: родители считают, что дома можно дать более качественное образование. Так ответили две трети "семейников" в ходе исследования, проведенного социологами МГУ в 2017 году. Рост недоверия к школьному образованию подтверждает и недавний опрос "Ромир": по мнению большинства россиян, сейчас учат хуже, чем раньше (68%).
Есть миф, что для хоумскулинга обязательно иметь медицинские показания. Это не так, справка нужна только для "надомников" — детей с серьезными заболеваниями, которых педагоги посещают сами или учат дистанционно. У "семейников" и заочников все иначе — достаточно желания родителей и ребенка.
Вернуться в школу хоумскулеры могут в любой момент, например, если не понравилось заниматься дома. О таком опыте рассказывает Ольга Алексеева из Санкт-Петербурга, которая воспитывает четырех детей: "Ежегодно мы с каждым ребенком решаем индивидуально, как учимся дальше. Младшая дочь на семейном образовании с восьми лет. Старшая ходила в гимназию, которая считалась лучшей в нашем районе, и у меня не было претензий к педагогам. Но все же мы попробовали домашний формат и в итоге еле выдержали год. С одной стороны, ребенку не хватало общения, с другой — оказалось трудно самоорганизоваться. А заставлять 15-летнего подростка — сами понимаете… Поэтому мы решили поберечь наши отношения, чтобы мама оставалась мамой, а внешний прессинг в виде оценок и заданий был на школе".
Однако эксперты говорят, что вовлеченность в хоумскулинг со временем может расти, особенно в случае многодетности.
"Мы обнаружили, что чаще в семейное обучение погружаются постепенно, — рассказывает соавтор исследования, младший научный сотрудник Института образования ВШЭ Кристина Любицкая. — Например, первого и второго ребенка переводят на такой формат в начальной школе, а вот уже третий и последующие посещают семейный садик. На наш взгляд, это может свидетельствовать о том, что родители не только не разочаровались в семейном образовании, но и стали доверять ему больше".
Права и обязанности при домашнем обучении
Возможность учиться вне школы прописана в Законе об образовании. Есть еще два важных документа — приказ и письмо Минобразования. Давайте посмотрим, какие правила они устанавливают для хоумскулеров.
Во-первых, в российской правовой базе вы не найдете понятия "хоумскулинг". В законах прописаны следующие формы обучения на дому: заочная, семейная и самообразование (то же, что и семейная, только для 10–11-х классов). Во-вторых, у заочников и "семейников" разные права и обязанности. При выборе формы обучения должно учитываться мнение ребенка.
Заочники — это школьники, которые учатся дома. Ответственность за их успеваемость несет общеобразовательное учреждение, поэтому там заинтересованы, чтобы ребенок успешно сдал контрольные точки, и обязаны предоставить учебные материалы.
"Со второго класса мы перевелись из обычной школы в частную, — рассказывает Анастасия Огродова из Москвы. — Аттестацию проходим дистанционно, но так как мы заочники, то нам обязательно надо сдавать другие контрольные, например от Московского центра качества образования или Всероссийские проверочные работы. Если нас оповестили, то надо приехать сдать. Плюс аттестации три раза в год — в ноябре, феврале и в мае. Есть школы, в которых реже, но меня больше устраивает такой вариант, он позволяет лучше знать, как ребенок освоил материал. Мы можем брать учебники, школа в этом году дала возможность посещать онлайн-уроки на ее платформе, присылает график аттестаций и как к ним готовиться".
"Семейник" может прикрепиться к частной или государственной школе для сдачи аттестаций. Тогда он становится экстерном и на время экзаменов имеет такие же академические права, как остальные ученики, например прийти на консультацию, посидеть в школьной библиотеке. Кроме того, дети на семейной форме обучения участвуют в конкурсах и олимпиадах от выбранной школы, это не запрещено.
От промежуточных аттестаций "семейники" вправе отказаться до сдачи ОГЭ. Но на деле немногие пользуются этой возможностью, чаще предпочитают проходить и сдавать школьный материал. Если ребенок "провалил" аттестацию и пересдачу, он возвращается на очную форму.
Как организовать процесс обучения?
Каждая отдельная семья подбирает стратегию, ориентируясь на свои потребности и ожидания от образования. Можно справляться своими силами, а можно нанять репетиторов, купить ребенку курсы или оплатить онлайн-школу.
Исследователи ВШЭ по результатам опроса выделили несколько стратегий, которых придерживаются хоумскулеры:
- выбирают школьную программу, используют учебники, методики, иногда даже расписание, принятые в конкретном классе или школе;
- используют учебники и методики альтернативной программы;
- сами подбирают материал из разных источников (интернет, современные и советские учебники и т.п.);
- большинство заданий берут с онлайн-платформ, к которым им предоставлен доступ;
- местом для получения знаний являются школы, клубы, кружки, не имеющие лицензии (аттестация на базе других школ).
"Мы занимаемся каждый день, но у нас свой график: если у всей страны каникулы, то у нас может и не быть — мы иначе распределяем нагрузку, — говорит Анастасия Огородова. — В день, например, не пять уроков, а три, при этом одним предметом занимаемся час, а другим — полчаса, только повторяем пройденное. По английскому сидим вместе, прорабатываем диалоги, речевые упражнения, игры на знание лексики. По математике у старшей есть репетитор, который поначалу очень удивился, какой у нас хороший уровень. Многие думают, что дома учатся те, кто отстает от программы".
Как правило, чем взрослее ребенок, тем разнообразнее список ресурсов.
"В начальной школе — русский, математика, английский. Это обязательная программа на каждый день, за час-полтора я успеваю им объяснить основные моменты, задание они выполняют сами, — рассказывает Ольга Алексеева. — Дополнительно на начальном этапе малышам нравится "Учи.ру", энциклопедии по окружающему миру. Сложнее в старших классах: дочь занимается от трех до шести часов в день, чем ближе к экзаменам — тем выше интенсивность. Мне повезло, что у меня самой хорошее образование, я химик-технолог, поэтому химия, математика, физика это не проблема для нас. Я знаю хорошие ресурсы по ним, есть, например, прекрасные лекции по физике Осипова — подача академичная, но зато очень хорошо объясняются сложные моменты".
Родители объединяются в семейные клубы, организуют вместе обучение детей в квартире или арендуемом помещении. Особенно такая практика распространена в крупных городах, отмечает Кристина Любицкая. Продвинутые хоумскулеры пишут книги, разрабатывают свои методики преподавания разных предметов, а затем проводят конференции и онлайн-курсы. Некоторые даже открывают семейные клубы "по франшизе" в других городах.
Согласно социологическому исследованию МГУ, посвященное учебе время у детей на семейном образовании и у школьников значительно различается. Почти половина "семейников" (46,5%) занимаются от двух до четырех часов в день, еще треть — от одного до двух часов в день. У тех, кто занимается с репетиторами, уходит от четырех до шести часов в день. А родители школьников сообщают, что только на домашние задания и подготовку к урокам ребенок тратит от двух до четырех часов в день (41,0%), еще треть — от одного до двух часов. И это — без учета времени, проведенного в школе.
Трудности и риски домашнего образования
Эксперты выделяют две группы барьеров при хоумскулинге: формальные и психологические. К первым относятся организационные трудности: как оформить переход на домашнее образование, как выстроить процесс и найти подходящие ресурсы. Часто при таком обучении родители тратят больше времени, чем при очном в школе: как правило, один взрослый либо полностью посвящает себя детям, либо работает из дома и может помогать им с заданиями.
Но больше всего родителей тревожит психологический аспект хоумскулинга. Пожалуй, главными здесь являются две проблемы — как совмещать роль родитея и педагога и возможна ли полноценная социализация ребенка при домашнем образовании.
"Для младшего возраста опыт учебы в школе критически важен для формирования внутренней позиции ученика, саморегуляции и самооценки, — отмечает психолог Дарья Бухаленкова. — У подростков на первый план выходит общение со сверстниками, где одноклассники — один из коллективов для социализации. Но именно здесь, в отличие от кружков по интересам, ребенок учится взаимодействовать с разными людьми, даже если они ему не нравятся или кажутся странными. Умение договариваться — навык, который пригодится во взрослой жизни, например на той же работе. Но если ребенок испытывает слишком сильный стресс или стал жертвой буллинга, стоит задуматься, продолжать ли учебу в таком классе".
Родители же считают, что ребенка лучше приучать к самообразованию как можно раньше. В начальных классах он лучше адаптируется и привыкает сам планировать время на учебу. А вот в подростковом возрасте перейти от очной формы к надомной и наоборот зачастую сложно.
"С младшей дочерью мы тоже задумали эксперимент, — рассказывает Ольга Алексеева. — Она пять лет была на домашнем образовании, а в седьмом классе пошла в школу. Ей было очень тяжело, раздражал постоянный шум, она приходила домой выжатая как лимон. Попробовали год — не пошло".
Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Например, он больше интроверт или экстраверт. Все опрошенные нами родители усомнились в полезности хоумскулинга для экстравертов, тем более — обладающих тягой к лидерству. Таким детям важен широкий круг общения, они любят соревноваться со сверстниками, поэтому лучшей формой для них будет, скорее, обучение в школе. Там они могут получить полноценную социализацию. Но при хоумскулинге она тоже возможна, главное — не ограничивать потребности ребенка в общении. Если он хочет чаще встречаться с друзьями, посещать детские клубы и секции по интересам, позвольте ему это.
"Взрослый никогда не заменит ребенку сверстников, — говорит Дарья Бухаленкова. — Родитель это фигура, которая стоит "над", и это нормально: он устанавливает правила, а ребенок их выполняет. А общение с друзьями и одноклассниками происходит на равных. Чтобы им поиграть или что-то сделать вместе, нужно договориться. Именно здесь лучше развивается способность встать на позицию другого, эмоциональный интеллект. В школе один ученик объясняет другому задание по информатике, а тот ему — по биологии. Есть прием, когда педагог просит учеников обменяться тетрадями и проверить работу соседа, есть формат дискуссий и групповых занятий. Хорошо, если подобное удается дать ребенку и при домашнем обучении".
Еще одна проблема — определение роли родителя. Ребенку сложно привыкнуть, что перед ним не мама или папа, а педагог, который оценивает и дает знания. Внутренний диссонанс испытывают и родители, часто они сами не верят в свои педагогические способности.
"Родителям сложно быть объективными и требовательными, а ребенку — понять, почему из любящей и принимающей мама превращается в строгую учительницу, задания которой надо выполнять. Это, пожалуй, самая большая проблема домашнего образования, — считает психолог Дарья Бухаленкова. — Поэтому, если ребенок все же будет заниматься с учителем, даже в домашних условиях, это будет правильнее, чем родителю брать на себя эти функции. Технология обучения очень важна, педагоги не просто так учатся этому много лет. Мы проводили исследование о том, как развиваются математические способности у младших школьников и увидели, что успехи в математике сильно зависят от того, как им объяснили понятие числа".
Хотя родители считают домашнее обучение более качественным, об академичеких успехах российских хоумскулеров судить сложно. Есть истории отдельных семей, но масштабных исследований на эту тему не проводилось. На западе ученые пристально следят за этим и часто приходят к выводу, что в среднем по основным предметам хоумскулеры получают более высокие баллы, чем их сверстники из государственных школ. Такие исследования публиковались, например, в Канаде и США.
Как перейти на семейную форму обучения?
- Уведомить департамент или управление образования по месту жительства о смене формы обучения. Сделать это можно в любое время, сроки ограничивают только в некоторых регионах.
- Отчислиться из старой школы. Найти школу, в уставе которой прописана семейная форма обучения.
- Договориться об условиях аттестации ребенка (раз в две недели, в месяц, в три месяца — на ваш выбор).
- Написать заявление о переводе на обучение в форме семейного образования на имя директора школы с указанием причины перевода на семейную форму (достаточно просто желания школьника и родителей).
- Заключить договор между школой и родителями (законными представителями) обучающегося
Стоит знать: Доступ к заочной или семейной форме должна предоставлять любая школа. Но у некоторых общеобразовательных учреждений нет подобного опыта (учебной программы, платформы для прохождения аттестаций, готовых онлайн-уроков для заочников). Часто родители вынуждены искать школу, которая пойдет им навстречу, и уже с ней обсуждать условия. Школа может быть частной или государственной, главное, чтобы у нее была госаккредитация.
Евгения Горкунова, Габриэла Чалабова