9 февраля 2021, 14:30
Мнение

Индивидуальные предприниматели: не исчезнут, но изменятся

Михаил Ханов оценил значение института индивидуальных предпринимателей для российской экономики

В начале февраля многие представители малого бизнеса в России оказались взбудоражены начавшимися разговорами о целесообразности отмены такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, как индивидуальный предприниматель (ИП). Об этом вскользь упомянул уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов в ходе достаточно продолжительного интервью. Он сразу уточнил, что это теоретическая точка зрения, отстаивать которую он до конца не готов. Но тема все равно вызвала достаточно широкий резонанс в бизнес-сообществе и в СМИ.

Таким образом, действующий бизнес-омбудсмен вольно или невольно запустил весьма интересный социально-психологический феномен, именуемый как "окно Овертона". Его суть заключается в том, что новая неожиданная идея запускается в информационное пространство с целью оценки ее приемлемости обществом. На более позднем этапе проявляется еще более важный эффект "окна Овертона": в ходе активного обсуждения новой идеи она теряет новизну, становится привычной, затем допустимой и постепенно начинает получать поддержку со стороны значительной части общества.

Таким нехитрым способом нередко проводятся радикальные изменения не только в малых группах, но и на уровне целых государств. В обществе подобное явление характеризуется хорошо известной поговоркой "Нет дыма без огня…". Но хитрость заключается в том, что неискушенный свидетель такой ситуации путает местами причину и следствие.

Так или иначе, но сейчас можно констатировать, что давно запущенный процесс серьезных законодательных изменений не обойдет стороной и индивидуальных предпринимателей. Вполне вероятно, что указанная форма ведения бизнеса не будет отменена. Более мягким и "компромиссным" решением в этом плане способно стать дальнейшее ужесточение обязательных требований к ИП со стороны государства. Это может сделать неудобным или невыгодным существование предприятий в такой организационно-правовой форме. Тогда количество индивидуальных предпринимателей начнет сокращаться "естественным" образом.

Особенности ИП

Далее мы рассмотрим основные специфические особенности указанной организационно-правовой формы и попробуем спрогнозировать характер возможных регуляторных изменений в отношении индивидуальных предпринимателей.

Прежде всего, необходимо понимать основной мотив государства по отношению к малым и средним предприятиям. Он заключается в необходимости повышения уровня собираемости налогов. Именно с этой целью малый и средний бизнес обязали перейти на онлайн-кассы и отменили выгодный специальный налоговый режим ЕНВД с 1 января 2021 года. В этом же русле находится и постепенное расширение перечня потребительских товаров, которые подлежат обязательной маркировке.

Для представителей бизнеса все указанные новации оборачиваются не только увеличением налоговых отчислений, но и неизбежным ростом косвенных затрат, связанных с ведением своего дела. Тем не менее при ведении коммерческой деятельности в форме индивидуального предпринимателя все еще остаются некоторые важные преимущества, сохранившиеся с бурных 90-х годов. Это свободное распоряжение поступающими денежными средствами, возможность нанимать работников и отсутствие обязанности вести бухгалтерский учет. Но с точки зрения государства эти особенности оставляют большие возможности для злоупотреблений.

Комментируя идею возможной отмены индивидуальных предпринимателей как класса, Борис Титов заострил внимание на том, что индивидуальный предприниматель с наемными работниками может выводить свободные средства из бизнеса для целей личного потребления без уплаты налога на дивиденды. В то же время юридические лица при распределении прибыли между собственниками такой возможности не имеют. Бизнес-омбудсмен дипломатично указал на то, что в таком положении дел присутствует некая нелогичность с экономической точки зрения.

По-видимому, в данном случае подразумевается, что достаточно крупные предприятия с большим количеством наемных сотрудников, существующие в форме ИП, платят слишком мало налогов. Согласно действующим нормам, индивидуальные предприниматели при применении упрощенной схемы налогообложения (УСН) могут нанимать до 100 работников и получать доход до 150 млн рублей в год.

В то же время при применении УСН по схеме "доходы" индивидуальный предприниматель уплачивает налог в размере всего лишь 6% от поступлений и имеет возможность обналичивать все поступающие средства. В ряде случаев схема УСН "доходы минус расходы" может оказаться еще более выгодной, как и патентная система налогообложения. Не будем забывать, что индивидуальные предприниматели обязаны оплачивать взносы на пенсионное и медицинское страхование. Но при достаточно высокой рентабельности и величине выручки эти затраты становятся несущественными.

Надо признать, что описанная схема налогообложения является достаточно комфортной и привлекательной для мелкого бизнеса, вышедшего на стабильные обороты от 100 тыс. рублей в месяц и выше. Негативной обратной стороной этого является возможность "оптимизации" налоговой нагрузки для среднего бизнеса с помощью индивидуальных предпринимателей, которые становятся "последним звеном" в цепочке сделок, на котором концентрируется основная прибыль. Другим распространенным злоупотреблением является оформление штатных сотрудников в форме ИП, которые в данном случае начинают играть роль "контрагентов" работодателя.

Государство склонно трактовать подобные конструкции как попытки получения необоснованной налоговой выгоды. Но здесь существует достаточно тонкая грань между добросовестными предпринимателями и участниками "серых" схем. Надо понимать и то, что предприниматели нередко склонны искать способы оптимизации налоговой нагрузки "не от хорошей жизни". Здесь уже встает вопрос о государственных приоритетах. Ведь излишняя зарегулированность условий ведения бизнеса "убивает" частную инициативу и в конечном итоге препятствует экономическому росту.        

Что ждет ИП в будущем

Таким образом, сохранение института индивидуальных предпринимателей в его нынешнем виде остается одним из камней преткновения для создания более эффективной налоговой системы и общего усиления контроля государства над экономикой. Однако ИП не существуют в "безвоздушном" пространстве. Это всегда чьи-то деловые партнеры и контрагенты. Нередко они выполняют социально значимые работы и услуги. Радикальная перекройка этой организационно-правовой формы может стать дополнительным косвенным ударом для отечественной экономики, которая и без того находится не в лучшей форме.

Необходимо учитывать, что класс индивидуальных предпринимателей весьма неоднороден по доходам и масштабам бизнеса. Самые крупные из них пользуются всеми преимуществами такой организационной формы и специальных режимов налогообложения. В то же время для существенной доли из трех миллионов российских ИП станет достаточно тяжелым бременем обязательная уплата фиксированных взносов на пенсионное и медицинское страхование, которые в 2021 году составят 40 874 рублей. Их среднемесячные доходы могут быть вполне сопоставимы со средней заработной платой, но при этом они часто нестабильны. Среди ИП существуют и условные "середняки". Это вполне зажиточные и обеспеченные люди, создавшие достаточно стабильные и прибыльные предприятия. Но они продолжают нести все риски, связанные с продолжением коммерческой деятельности.

К слову, традиционным недостатком ведения бизнеса в форме ИП ранее считалось то, что индивидуальный предприниматель несет ответственность по своим обязательствам в размере всего принадлежащего ему имущества. Однако нынешняя практика привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности по долгам компаний свела на нет былые преимущества ведения бизнеса в форме ООО. Между тем процедура ликвидации юридического лица в случае неудачи в бизнесе остается более сложным и дорогостоящим процессом, нежели прекращение регистрации в качестве ИП.  

Одной из мер по смягчению указанных выше противоречий стал запуск нового налогового режима, известного как налог на профессиональный доход для самозанятых граждан. Самые "мелкие" ИП теперь имеют возможность перейти в класс самозанятых физических лиц без наемных работников с уплатой налога по льготной ставке в 4% или 6%. Недостаток заключается в том, что самозанятые граждане имеют право заниматься лишь ограниченным количеством видов деятельности, в основном представляющих собой бытовые услуги. Очевидно, что потенциальный доход в подобных сферах невелик, а перспективы роста бизнеса объективно ограничены.

Следующим шагом со стороны государства может стать осложнение условий ведения достаточно крупных бизнесов в форме ИП с целью стимулирования их перерегистрации в юридические лица. Это может быть необязательно связано с ростом налоговой нагрузки. Вполне достаточно будет введения дополнительных административных требований. Ну а прослойка средних по доходам и масштабу бизнеса ИП будет вынуждена пытаться выживать в новых непростых условиях.

В завершение хочется указать на ценность возможности ведения бизнеса в форме индивидуального предпринимателя. Крупные и средние по масштабам предприятия в большинстве своем вырастают из мелких компаний. В случае ликвидации института ИП исчезнет промежуточное звено между самозанятостью и средними по величине предприятиями. Это затруднит возможности открытия и развития малого бизнеса на самых ранних этапах. Хотелось бы не терять такую возможность.