17 декабря 2021, 17:35
Мнение
Пандемия COVID-19

Ковидный коллапс: как власти Южной Кореи за месяц обрушили систему здравоохранения

Станислав Варивода — о попытке республики перейти к политике "повседневной жизни с COVID-19"

1 ноября южнокорейское правительство, ободренное достигнутой целью по вакцинации 70% населения, свернуло значительную часть мер социального дистанцирования и карантинного контроля, объявив о переходе к политике "повседневной жизни с COVID-19". В частности, людям вновь разрешили ходить в заведения общепита большими компаниями, посещать спортзалы, дискотеки, караоке, концерты и другие мероприятия с массовым скоплением людей.

План наперекосяк

Поначалу граждане восприняли такой шаг весьма позитивно, а представители администрации президента Мун Чжэ Ина и правящей партии всячески подчеркивали, что возвращение к нормальной жизни — их заслуга. Когда же поползли вверх кривые заболеваемости и смертности, оказалось, что власти совершенно не ожидали такого развития событий и оказались не готовы оперативно и решительно реагировать. 

Если до смягчения ограничений в среднем в сутки в Южной Корее регистрировали от 1,5 до 2 тыс. случаев заражения коронавирусом, то к концу ноября их стало около пяти, а к середине декабря — более 7 тыс. Это в итоге вынудило власти пойти на попятную и объявить о "временной приостановке" программы возвращения к нормальной жизни, которая обернулась рекордными с начала пандемии цифрами зараженных, переполнением палат для тяжелых больных и ростом показателя смертности. Вновь ужесточаются меры дистанцирования: разрешенное число людей на частных встречах сокращено до четырех, ограничено время работы заведений общепита, вновь введен обязательный десятидневный карантин по прилете из-за границы даже для вакцинированных. Авиакомпании одна за другой отказываются от возобновления рейсов по популярным туристическим направлениям, отменяются фестивали и концерты. 

На этом фоне власти страны ужесточили подход к вакцинированию. В стране введен строгий режим прививочных пропусков, без которых для непривитых граждан оказались закрыты двери практически всех публичных заведений. Объявлено о начале вакцинации подростков, рассматривается также возможность вскоре начать делать прививки от коронавируса и детям. Кроме того, правительство настаивает на том, чтобы граждане теперь ревакцинировались каждые три месяца.

Масла в огонь подлило и проникновение в Южную Корею омикрон-штамма коронавируса. Первая вспышка произошла после возвращения из Нигерии супружеской пары корейских священников, которые, вопреки правилам, добирались из аэропорта домой не на специально оборудованном "ковидном такси", а попросили их подвезти знакомого. Из-за того, что пасторы не сознались в этом сразу, было упущено время и больной друг-узбекистанец на протяжении нескольких дней беспрепятственно разносил инфекцию по всему городу. К настоящему времени в стране выявлено уже более 150 случаев заражения омикрон-штаммом. 

Будет ли забастовка?

Однако хуже всего — и для властей, и для граждан — оказалось то давление, которое оказал рекордный рост числа больных на систему здравоохранения. В стране практически закончились специально оборудованные для лечения ковида места в отделениях интенсивной терапии. Число ожидающих госпитализации тяжелых больных превышает 1 тыс., известно как минимум о нескольких случаях, когда пациенты умирали, так и не дождавшись своей очереди. Людей, у которых болезнь протекает легко или со средней тяжестью, отправляют лечиться на дому. 

Нагрузка на врачей и младший медицинский персонал, и так выросшая за время пандемии, за последний месяц многократно увеличилась. Раньше подобная ситуация уже приводила к попыткам медиков объявить забастовку, которой удалось избежать по большей части лишь благодаря запугиванию больничного персонала со стороны государства. Обойдется ли в этот раз — сказать сложно. "Разница заключается в том, что раньше рост заболеваемости происходил по причинам, от властей слабо зависящим. В этот же раз правительство само спровоцировало ухудшение ситуации, не просчитав возможные последствия отмены ограничений и не учтя опыта других стран", — сказал мне на условиях анонимности один из врачей, работающих в крупном сеульском госпитале. "Боюсь представить, что будет, если суточное число заражений достигнет 10 тыс. или более. Система не в силах справиться с потоком ковидных пациентов уже сейчас. Кроме того, из-за нехватки персонала практически не оказывается помощь ни плановым пациентам, ни больным ковидом", — подчеркнул медик. 

Он охарактеризовал нынешнее положение как "полный коллапс системы здравоохранения, порожденный некомпетентностью и близорукими политическими мотивами". Доктор полагает, что власти пренебрегли предупреждениями экспертов об опасности снятия ограничений из-за приближающихся президентских выборов, которые пройдут в марте 2022 года. "Президенту Мун Чжэ Ину и правящей партии очень хотелось показать свои успехи в борьбе с пандемией, которые, надо признать, действительно были. По замыслу властей, возвращение к нормальной повседневной жизни должно было стать финальным мажорным аккордом, благодаря которому провластный кандидат смог бы победить на выборах", — считает врач. 

С таким мнением в Южной Корее согласны многие. И, если бы план властей не пошел наперекосяк, возможно, преемник Мун Чжэ Ина, экс-губернатор провинции Кёнгидо Ли Чжэ Мён обеспечил бы себе легкую победу в марте. Однако на фоне ковидного фиаско недовольство граждан нынешней администрацией, напротив, выросло, о чем свидетельствуют данные последних опросов общественного мнения. 

Практически все они говорят о том, что пока в предвыборной гонке лидирует кандидат от консервативной партии "Гражданская сила" экс-генпрокурор Юн Сок Ёль, опережая соперника на 3–5%.  

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru