24 ДЕК, 14:30

Гаджет на колесах: что делают компании по производству электроники на авторынке

МОРЖАРЕТТО Игорь
Партнер аналитического агентства "Автостат"

Игорь Моржаретто — о положении IT-гигантов в сфере производства электрокаров

Согласно прогнозу агентства Deloitte, в 2030 году из четырех автомобилей, проданных по всему миру, как минимум один будет — электромобиль. Поэтому не удивительно, что уже сейчас возник ажиотаж вокруг компаний, которые производят (или собираются это делать) авто на электродвигателях, — очень лакомый сектор экономики.

Интерес к этой теме проявляют многие инвестиционные фонды и частные инвесторы, а также интернет-гиганты. Маркетологи уверены, что идеальная современная машина обязана уметь все и быть максимально простой в управлении, а для этого она должна быть оснащена все большим числом электронных помощников водителя.

В последние годы произошел огромный прорыв в развитии геолокационных систем и методов компьютерного анализа, появляются системы, которые отслеживают уровень стресса, степень усталости водителя. Через пару лет, согласно директиве ЕС, во всех автомобилях, которые будут продаваться в Европе, еще на заводе должны будут устанавливать системы автоматического торможения, удержания в полосе, включения аварийной сигнализации при аварии и т.д. Кроме того, появятся обязательная камера заднего вида (или датчики парковки) и "черный ящик" (телеметрическое устройство, фиксирующее параметры движения); разъем для установки "алкозамка" (системы, которая не даст завести машину, если водитель пьян).

Реальность такова, что теперь на презентациях новых моделей представители компаний словно вскользь говорят о моторах автомобилей и их параметрах, но большое внимание уделяют функциям, которые поддерживает интерфейс мультимедиа, с какой скоростью он загружается и есть ли возможность у водителя всегда быть в Интернете.

Так автомобиль все больше превращается в гаджет на колесах, и факт того, что среди новых игроков на этом рынке все чаще выступают IT-гиганты, неудивителен.

Про деньги

Прошлый, 2020 год был очень непростым для автоиндустрии, но, несмотря на это, продажи электромобилей по всему миру росли, как и акции компаний по их производству (даже быстрее). Бумаги сегмента Autonomous & Electric Vehicles за год поднялись в цене на 75%. По отчету исследовательской службы Bloomberg, инвестиции в возобновляемые источники энергии в тот год достигли внушительной суммы в $303,5 млрд. При этом первое место занял именно сектор электромобилей. Например, инвестиции в создание инфраструктуры для зарядки машин составили $139 млрд, а ведь это практически только начало!

Так нынешняя администрация США поставила амбициозную цель — развернуть по стране сеть из полумиллиона зарядных станций. В России уровень задач не уступает — до 2035 года планируется открыть около 250 тыс. зарядных станций лишь для европейской части страны! Сейчас же их, по разным оценкам, не больше 500 на всю страну.

Среди производителей электромобилей компания Tesla продолжает оставаться лидером — за 2020 год ее продажи по всему миру составили около 500 тыс. машин. Однако конкуренты не дремлют и постепенно сокращают свое отставание, соревнуясь в инновациях, технологиях, себестоимости производства и т.д. Среди них можно отметить как автопроизводителей с многолетней историей, так и молодые стартапы. Причем к последним проявляют наибольший интерес телекоммуникационные компании — как к проектам по производству электромобилей, так и по совместному использованию этих машин, выпуску заправочных электрических станций и т.д.

Конкуренты североамериканские...

Для крупнейшего мирового производителя смартфонов и онлайн-сервисов Apple производство электромобилей — абсолютно новый, но, видимо, очень интересный бизнес. По сведениям американских СМИ, не так давно Apple завершила большую часть основных работ над новым проектом по автономному электромобилю, известному как Titan (стартовал в 2014 году). В рамках этого замысла, как известно, Apple вела переговоры о приобретении стартапа по разработке и выпуску электромобилей Canoo, но в результате перекупила одного из его соучредителей. Предполагается, что Titan — это автомобиль без рулевого колеса, с большими сенсорными дисплеями в стиле iPad. Компания ожидает, что серийный Titan появится в 2025 году.

Кроме того, в начале 2021 года компания Apple обратилась к Nissan с предложением стать ее индустриальным партнером и начать производство электромобилей, однако переговоры до сих пор продолжаются. Как пишут СМИ, Apple и Nissan пока не смогли договориться по поводу марки будущего беспилотного автомобиля. Американцы настаивают на выпуске автомобиля под брендом Apple, а Nissan не устраивает лишь роль сборщика.

На мой взгляд, зря. Сегодня, имея огромные средства для инвестирования и миллионы поклонников марки по всему миру, электромобили Apple могут иметь успех. Но для этого, конечно, нужен надежный партнер.

А сейчас конкуренцию маститым автопроизводителям готовы составить молодые производители электромобилей, о которых еще несколько лет назад никто и не слышал. Например, та самая американская компания Canoo разработала модульную платформу для производства электромобилей различного назначения. Она получила условное обозначение "скейтборд" из-за особенностей компоновки — под полом базового модуля находятся тяговая батарея и все компоненты силовой установки, а пассажиры или грузы размещаются в верхней надстройке. В планах производства Canoo уже есть минивэн, пикап, коммерческий фургон и даже спорткар. Ожидается, что в следующем году выпуск первых электромобилей этой марки начнется на предприятии в Арканзасе; в 2023 году старт работ будет произведен на заводе в Оклахоме. Компания стремиться к производству порядка 80 тыс. электромобилей к 2025 году, при этом потенциальная мощность каждого завода — 150 тыс. машин в год.

В ноябре этого года новый электрокар с системой автономного управления представил американский стартап Zoox, принадлежащий компании Amazon. Автомобиль, у которого отсутствует кабина водителя, способен передвигаться без подзарядки до 16 ч. Машина ориентируется в пространстве благодаря комплексу камер, радаров и лазерных дальномеров, а электромоторы на каждой оси позволяют двигаться в любом направлении без необходимости разворачиваться. Предполагается, что уже через несколько лет такие автомобили как минимум будут использовать для доставки товаров и в сервисах беспилотных такси.

…и китайские

Китайский рынок электромобилей сегодня является, пожалуй, самым большим и одним из самых быстрорастущих в мире — более половины всех электрокаров продается именно в КНР. Правительство этой азиатской страны уверено, что электромобили помогут стать государству мировым лидером автомобилестроения, и уже много лет поддерживает своих автопроизводителей путем предоставления субсидий и самых разных льгот.

Правда, пока первенство в том числе и на китайском рынке электромобилей принадлежит той же Tesla, которая в конце 2019 году запустила завод в Шанхае. Однако в КНР сейчас зарегистрировано более 400 компаний по производству электромобилей. Среди них как традиционные автопроизводители — Dongfeng, Geely и Chery, — так и недавно созданные компании — NIO, Li Auto и XPeng. Если в 2020 году местные Tesla, BYD, SAIC продали каждая по 110–130 тыс. машин на электротяге, то стартапы NIO и Li Auto — уже по 40 тыс.

Все очевиднее становится тенденция, когда технологические компании Китая заключают партнерские соглашения с автопроизводителями по выпуску конкурентных на мировой арене электромобилей. Baidu (четвертое место на глобальном рынке поисковиков), Alibaba (лидер в сфере интернет-торговли) и Tencent (крупнейшая инвестиционная и венчурная компания страны) щедро финансируют стартапы, разрабатывающие "умные" авто. Так, еще несколько лет назад Baidu и Tencent инвестировали в небольшой (тогда) стартап NIO, который сегодня уже закрепился на китайском рынке электромобилей с троицей кроссоверов ES8, ES6 и EC6. Недавно компания также представила первый седан — NIO ET7, на котором применила ряд новых для себя технологий и решений. Например, автопилот третьего уровня Nio Autonomous Driving, который состоит из 33 систем — своеобразных "органов чувств": видеокамеры, 12 ультразвуковых радаров, пяти миллиметровых радаров, двух GPS-приемника, передатчика V2X для связи с дорожной инфраструктурой, онлайн-системы ADMS, а также фронтального лидара. При этом, как утверждают руководители компании, автомобиль способен превращаться в некое "мобильное жилое пространство" с полным комплексом интернет-услуг, от онлайн-шопинга до видеоигр и мобильного телевидения. Акции NIO за год выросли в цене в 14 раз — сегодня компания уже обошла по размеру капитализации таких уважаемых представителей отрасли, как Daimler и General Motors. 

Китайский интернет-гигант Baidu давно заявлял, что рассматривает возможность выпуска и собственного электрокара. Так, в 2017 году компания учредила проект Apollo для разработки автомобильных систем автономного управления; совсем недавно заявила о планах совместного выпуска электромобилей в партнерстве с китайским автопроизводителем Geely (владеет маркой Volvo и долей в компании Daimler); запустила в Китае сервис беспилотных такси Go Robotaxi. Кроме того, Baidu тесно сотрудничает и обменивается технологиями с Volkswagen, Toyota и Ford.

Если обратить внимание на последние сделки на китайском рынке, то следует отметить создание совместного предприятия между гигантом электронной коммерции Alibaba и крупнейшим автопроизводителем страны SAIC Motor. Также оформлено партнерство между Foxconn (крупнейший в мире контрактный производитель электроники) и Geely. Китайская Didi Chuxing (агрегатор такси, каршеринга и райдшеринга) совместно с автопроизводителем BYD наладил выпуск электротакси.

Кроме того, тайваньская компания Foxconn купила китайский автостартап Byton и один из освободившихся заводов GM в США — обещает начать делать целую линейку машин под брендом Foxtron (от легковых до больших электробусов).

Не отстает и Xiaomi — компания в этом году выделила на электромобильное направление $10 млрд и уже купила несколько производителей автокомпонентов и чипов. Тем временем Huawei совместно с китайским автомобильным брендом Dongfeng уже выпускает электромобили под маркой Seres и планирует запустить еще один автобренд — теперь в партнерстве с Changan.

Дальше на восток

Важные события происходят и в других передовых азиатских странах. Так, южнокорейская Samsung намерена инвестировать почти $1 млрд в производство аккумуляторов для электромобилей, в первую очередь по заказу Volkswagen. Как пишут, молодой американский автопроизводитель Rivian рассчитывает на аккумуляторы Samsung для своих электропикапов и внедорожников. Другая южнокорейская компания — LG Energy Solution — намеревается увеличить производство аккумуляторов в США в 30 раз, чтобы обеспечивать ими не менее 2 млн электромобилей ежегодно.

Кстати, китайский Baidu — не единственный технологический гигант, который занялся созданием собственного автомобиля. К примеру, в начале 2020 года дебютировала первая легковая машина Sony, в разработке которой приняли участие Bosch, NVIDIA и Magna Steyr. Концепт-кар Vision-S оснащен электромотором мощностью 200 кВт (272 л.с.), позволяющим ускоряться с места до "сотни" за 4,8 сек. На машине установлены три десятка различных датчиков и сенсоров, которые собирают и анализируют информацию как об окружающем пространстве, так и о пассажирах внутри. Впрочем, у японцев нет планов серийного выпуска этого автомобиля. Пока его рассматривают в качестве экспериментальной модели для исследований и демонстрации новых технологий.

По-нашему

И в России темой создания электромобилей с автономным управлением занимаются не только традиционные производители (в первую очередь ГАЗ и КамАЗ), но и отечественные IT-гиганты, к которым можно отнести Сбер. В начале лета 2021 года он показал свой первый автомобиль проекта SberAutoTech.

Но впереди всех, конечно, "Яндекс". В этом году интернет-гигант продемонстрировал уже четвертое поколение своих беспилотников — теперь на базе Hyundai. За четыре года (испытания начались в 2017-м) компания создала специальное программное обеспечение для управления автомобилями без водителя, а также разработала собственные лидары, камеры и вычислительное оборудование.

Сейчас беспилотники от "Яндекс" занимают одну из ведущих позиций на мировом рынке: впереди лишь Waymo (подразделение Alphabet, принадлежит Google), Cruise (принадлежит General Motors) и Tesla.

Беспилотные автомобили "Яндекса" проехали уже больше 13 млн км по дорогам России и США; в штате компании работают более 400 сотрудников, а "беспилотный флот" состоит из двух сотен машин. Американцы оценивают компанию по разработке беспилотных автомобилей "Яндекса" в $7 млрд (данные по отчету Morgan Stanley).

Так что в мировом соревновании — кто создаст доступный, надежный и безопасный "умный" электромобиль — российские IT-компании не только выдерживают конкуренцию, но и занимают ведущие роли.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru