Всего через месяц большинство из нас ждет традиционный зимний "отпуск" — девять праздничных дней с 31 декабря по 8 января. Много это или мало? Как их провести? Для того, чтобы лететь к теплому морю, на мой взгляд, маловато (да и дороговато). Превратить эти законные выходные в непрерывное застолье — многовато, скучновато, да и тяжело для здоровья. Предлагаю, впрочем, как и всегда, отправиться с семьей (друзьями, коллегами и т.д.) в автопутешествие по родной стране. На этот раз расскажу про маршрут Москва — Кострома — Плес — Иваново — Москва.
Дорожная карта
В зимних условиях поездки по России, конечно, занятие непростое: короткий световой день, снегопады и метели, низкая температура. Все это, в свою очередь, приводит к обледенению дорог, плохой видимости, порой и к поломкам авто. Поэтому зимнее путешествие требует особой осторожности и подготовки.
Если это не пугает (а я надеюсь, что нет), то давайте окунемся в некоторые подробности этого несложного (но очень интересного) новогоднего маршрута по нескольким городам Золотого кольца. У каждого из них свое неповторимое "лицо" и интересные уголки.
На общие 800 км пути я предлагаю заложить 3–4 дня, чтобы с чувством-толком познакомиться с каждым городом и не уставать в дороге. Мы предпочли остановиться с ночевками в Костроме и Иванове. И хотя в каждом из этих городов довольно большой выбор мест для ночлега (гостиницы, мотели, съемные квартиры и т.д.), бронируйте их заранее: все-таки зимние каникулы — это очень популярное время для путешествий по России.
Для поездок на север или северо-восток из столицы советую выбирать трассу М-8 "Холмогоры" (при движении и туда, и обратно). Она сейчас в очень неплохом состоянии на всем протяжении до Ярославля и Костромы; на ней имеется вполне достаточно АЗС, мест для отдыха и самых разных кафе. Лучшие точки питания на трассах я определяю следующим образом: если вижу, что рядом останавливаются местные сотрудники полиции или дальнобойщики, то для меня это сигнал — можно смело здесь обедать.
А вот ехать по трассе М-7 "Волга" рекомендовать не берусь — лучше сделать крюк и вернуться на М-8 (я в последний раз так и сделал). Магистраль М-7 сильно перегружена (особенно в Московской области), здесь множество светофоров, левых поворотов, участков ремонта. Если же случится авария, то и вовсе можно "зависнуть" надолго.
Возвращаясь в Москву из Иваново, можно, например, поехать через Гаврилов Посад (ехал так в прошлом году, дорога была хорошая) или по трассе Р-132 до Владимира (тоже чудесный город), а затем свернуть на Кольчугино.
Кострома как родина Снегурочки и колыбель Романовых
Выезжать из столицы лучше пораньше утром, и через 340 км (или 4–5 часов быстрой езды, но без нарушения ПДД) вы будете в Костроме.
Этот город, на мой взгляд, хорош летом, но зимой он просто чудесен. Обычно здесь выпадает много снега, а температура воздуха при этом весьма комфортная — около минус пяти — десяти градусов.
Путешественникам с детьми (да и не только) обязательно советую посетить терем Снегурочки — считается, что внучка Деда Мороза из местных. Образ ее формировался в народном сознании на протяжении многих веков. Однако существует предположение, что в основе мифа — славянский обряд похорон Костромы (древняя богиня огня). И, мол, это значит, что Кострома — не просто родина Снегурочки, она и есть та самая Снегурочка. В тереме же ее в дни новогодних каникул проходят интерактивные сказочные представления, которые несут с собой ощущение сказки.
Кроме этого, Кострома — все-таки один из главных городов Золотого кольца, где сохранилось множество замечательных объектов культурного наследия (основан в 1152 году великим князем Юрием Долгоруким как северо-восточный форпост Ростово-Суздальского княжества). Это колыбель династии Романовых — именно здесь состоялись избрание на царствование Михаила Романова и подвиг Ивана Сусанина. В связи с этим в самом центре города расположилась Сусанинская площадь. От нее, как лучи, расходятся в разные стороны девять главных городских улиц. Самая широкая из них — Молочная гора, которая ведет к Волге. В самом начале этой улицы вот уже 150 лет стоит памятник тому самому Сусанину, который завел польский отряд в болота. По форме площадь вместе с аллеей к Молочной горе напоминает сковороду, так эту местность и называют местные — "сковородка".
Кострома еще хороша тем, что здесь практически не бывает дорожных пробок. Но все-таки гулять лучше пешком, чтобы проникнуться стилем города. Разве что при переезде с одного на другой берег Волги стоит использовать транспорт — общественный или свой автомобиль.
Начать прогулку по площади лучше всего с посещения Гауптвахты (бывшей, конечно) — сейчас там работает филиал Костромского музея-заповедника, где представлены коллекция оружия и исторические документы. Рядом высится Пожарная каланча, которая считается символом Костромы (памятник охраняется ЮНЕСКО и признан национальным достоянием России).
Сразу от площади начинаются Красные ряды Гостиного двора и Большие мучные торговые ряды. Гостиный двор построили в конце XVIII века, и до нашего времени сохранилось больше 20 зданий.
Пять минут неспешной прогулки по улице Молочная гора, и вы окажетесь на волжской набережной. Летом с речного вокзала можно отправиться в путешествие на теплоходе, а зимой, например, зайти в ресторан "Старая пристань". Если двигаться по набережной в левую сторону, то также буквально через пять минут найдете беседку Александра Островского — отсюда открываются великолепные виды на реку. Сам драматург здесь не бывал (беседка построена в 1956 году), а названа она в его честь в благодарность за тот след, который писатель оставил на костромской земле, и его большую любовь к Волге. В 1984 году здесь, на набережной, были сняты ключевые сцены художественного кинофильма Эльдара Рязанова "Жестокий романс" (с Никитой Михалковым и Ларисой Гузеевой), в основу которого легла известная пьеса Островского "Бесприданница".
Кроме того, советую прогуляться по проспекту Мира (бывшая Павловская улица), который тоже берет начало от Сусанинской площади. В доме №5 вот уже 110 лет размещается музей Романовых. Его открыли в 1913 году в честь 300-летнего юбилея правления царской династии. С 1945 года здесь разместилась картинная галерея. Сейчас, например, работает постоянная экспозиция "Костромское боярство: кадры для трона", посвященная событиям Смутного времени и судьбам двух боярских фамилий — Годуновых и Романовых.
Лично мне также приглянулся в этом городе музей "Костромская слобода" (экспозиция древних деревянных построек под открытым небом) и Музей льна и бересты. И конечно, Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь — именно здесь Михаил Романов был призван на царствование, что положило конец Смутному времени. Имейте в виду: в зимнее время ворота монастыря закрываются для посетителей уже в 17 часов.
Если же вам позволят время и силы, то поезжайте и на Сумароковскую лосеферму — 20 км от центра Костромы.
Плес как источник вдохновения
Всего в 75 км от родины Снегурочки (или около полутора часов езды по трассе Р-132 "Золотое кольцо") расположился другой уникальный русский городок — Плес. В городе сохранилось множество памятников, и его особенное обаяние давно привлекает сюда художников и других творческих людей. Например, известно, что в конце XIX века, проплывая на пароходике по Волге, художник Левитан сошел на берег, да так и остался в Плесе, чтобы написать одни из лучших своих картин.
Площадь этого исторического поселения федерального значения — всего 3 км², население (согласно данным Росстата) — 1 734 человека. С конца весны и до начала осени в выходные и праздничные дни въезд в Плес на личных автомобилях разрешен только тем, кто живет, работает в городе или забронировал гостиницу. Тогда автомобиль придется оставить на стоянке, а до центра добираться либо пешком, либо на бесплатном автобусе. Но зимой, как правило, все же пускают на эту территорию все автомобили, так как в это время туристов существенно меньше. Таким образом, можно автомобиль оставить на Торговой площади и уже пешком прогуляться по набережной, подняться на Соборную гору — полюбоваться потрясающими панорамными видами на городок и его окрестности, на Волгу. Ни одна из ранее возводимых на горе крепостей (а таких было две: первая — предположительно в XII веке, а вторая — в 1410 году) не уцелели (только остатки вала), но прекрасно сохранился Успенский собор XV века и современный памятник Василию I, при котором храм и возвели.
Набережная Плеса, между прочим, была построена по указу Екатерины II. Специальная комиссия занималась планировкой соседствующих зданий, многие из них сохранились до наших дней. В местных кафе рекомендую обязательно попробовать речную рыбу в самых разных видах и "углы" (полуоткрытые пирожки с начинкой из копченого леща).
Неподалеку вы найдете особняк плесского купца Солодовникова — сегодня это дом-музей Исаака Левитана (художник прожил здесь год вместе со своей музой Софьей Кувшинниковой и написал 23 полотна и около 200 эскизов). Стоит также подняться на гору Левитана (к ее вершине ведет деревянная лестница) — кроме прекрасного вида, там есть памятник художнику и деревянная церковь Воскресения из села Билюково (ее перевезли на это место в 1982 году взамен сгоревшей Петропавловской, которая изображена на картине Левитана "Над вечным покоем").
Иваново как образчик конструктивизма
Из Плеса езжайте в Иваново: расстояние — 70 км по той же трассе "Золотое кольцо".
У этого населенного пункта много названий: Город невест, город-фабрика, Ситцевый край и т.д. В советское время город считался одним из индустриальных центров страны; сюда даже некогда планировали перенести столицу РСФСР. Это, конечно, во многом сказалось на его облике. Вообще в Иваново около 400 исторических памятников архитектуры, но так как активнее всего город развивался и застраивался в эпоху конструктивизма, интересных построек этого стиля больше всего: "Дом-птица", "Дом-пуля", "Дом-корабль", "Дом-подкова" и т.д.
Другие самые интересные, с моей точки зрения, арт-объекты — гостиница "Центральная", здания Ивановской филармонии и, конечно, вокзала. Сегодня один из двух залов вокзала — действующий, а во втором проходят выставки современного искусства. Притом это единственный крупный вокзал в России в стиле конструктивизма (построен архитектором-авангардистом Владимиром Каверинским в 1929–1933 годах): интерьер оформлен с учетом местной специфики — колонны, например, украшены орнаментом с образцами агиттекстиля.
Увидеть же образцы этого "промышленного искусства" можно в Музее ивановского ситца, который расположен в особняке фабриканта и коллекционера Дмитрия Бурылина. Любопытный факт: этот музей соединен подземным тоннелем с Музеем промышленности и искусства, где хранятся другие элементы коллекции Бурылина.
В Иваново сохранились и объекты царской России. Например, Щудровская палатка — самое древнее местное кирпичное здание (построили в конце XVII века).
Обратный путь в Москву (от Иваново) составит 300–340 км (в зависимости от того, какую дорогу вы выберете, — варианты писал выше).