28 февраля 2023, 15:15
Мнение

Число штрафов растет, а аварийность падает: парадоксы систем фотовидеофиксации на дорогах

Игорь Моржаретто — о том, кто и где нарушает ПДД, а также как это фиксируется
Андрей Васильев/ ТАСС

По итогам 2022 года число штрафов, наложенных ГИБДД на нарушителей Правил дорожного движения, впервые превысило 200 млн, сообщили в Главном управлении ОБДД МВД России. Мы стали хуже ездить или нас стали чаще ловить?

Где и как нарушаем

Всего за нарушения ПДД в течение прошлого года было выписано 201 млн штрафов, что на 12% больше, чем в 2021 году, на сумму 136,8 млрд рублей (+6,7%). Более 90% всех постановлений вынесено с помощью камер фотовидеофиксации — 183,5 млн (+14%) на 112,8 млрд рублей (+8%). Непосредственно сотрудники ГАИ зарегистрировали 16 млн нарушений (правда, это на 7% меньше, чем годом ранее) и вынесли 530 тыс. предупреждений (на 10% меньше). В состоянии алкогольного опьянения и отказавшихся от освидетельствования водителей в 2022 году зафиксировано почти столько же, сколько в 2021 году: 288,4 тыс. (–1%) и 166,4 (–2,7%) соответственно. Число автомобилистов в состоянии наркотического опьянения немного выросло — 18,7 тыс. против 18,3 тыс.

Региональная разбивка

Если смотреть на статистику по регионам, то картина такова: наибольшее количество штрафов за нарушения ПДД вынесено в Москве — 39,3 млн постановлений на 30,3 млрд рублей. Причем рост за год более чем значительный — на 23% в количественном показателе и на 27,8% в денежном (и это без учета постановлений за нарушение правил пользования платными парковками, стоянку на газоне и пр., за это отвечает Московская автодорожная инспекция, МАДИ). Сумма, полученная с камер в Москве по линии ГИБДД, сравнима с бюджетом такого города, например, как Красноярск. В Подмосковье показатели несколько скромнее: 31,3 млн штрафов на 19 млрд рублей (+3,9% и +5,5% соответственно). В Санкт-Петербурге выставили 9,6 млн штрафов (на 4,4 млрд рублей), в Краснодарском крае — 7,7 млн (на 4,9 млрд рублей), в Татарстане — 7 млн (на 4,8 млрд рублей), в Свердловской области — 5,6 млн (на 2,9 млрд рублей), в Башкирии — 5,6 млн (на 2,4 млрд рублей), в Самарской области — 4,2 млн (на 2,3 млрд рублей) и т.д.

Здесь следует учесть: число нарушений, зафиксированных камерами, растет, но увеличивается и количество самих автоматических комплексов на российских дорогах. Если в конце 2021 года их было около 23 тыс., то в начале 2023-го, по данным МВД, — уже 25 тыс. (а лишь по национальному проекту "Безопасные качественные дороги" в ближайшие годы планируется добавить еще не менее 10 тыс. камер). В столице их количество выросло до 3,8 тыс. штук, 500 из которых обновили, добавили им новые функции. Я сравнил список регионов — лидеров по количеству собранных штрафов со списком областей, где установлено больше всего камер, и они полностью совпали.

При этом, по данным той же Госавтоинспекции, аварийность в стране последовательно идет на спад: в январе — декабре 2022 года произошло 126,7 тыс. ДТП, что на 5% меньше, чем годом ранее. То есть в целом ездить мы, видимо, стали лучше, но количество фиксируемых нарушений растет.

Тем временем увеличилось количество должников по штрафам ГИБДД. В Федеральной службе судебных приставов (ФССП) рассказали, что по материалам, поступившим из ГИБДД, приставы за год возбудили 26,3 млн исполнительных производств, что на 12,8% больше, чем в 2021 году. Взыскать средства удалось по 93% из них (на сумму 17,1 млрд рублей).

Примечательно, что в числе зафиксированного камерами не так много серьезных нарушений ПДД — в целом преобладает превышение скорости на 20–40 км/ч.  Кроме того, как отметили в столичном Центре организации дорожного движения (ЦОДД), сейчас камеры научились "засекать" 59 типов несоблюдений ПДД, включая остановку на "вафельной" разметке, непропуск пешеходов на переходах, езду с выключенными фарами ближнего света (или дневных ходовых огней), непристегнутый ремень и использование водителем телефона. "Камеры действительно дисциплинируют водителей", — уверены в ГИБДД.

Кстати, в РФ водительские удостоверения имеют около 50 млн человек. Если подсчитать, то получается, что каждый из нас в течение 2022 года нарушил ПДД три-четыре раза (попав в объективы камер). Опросы же показывают иную картину: на сайте "Мой штраф" каждый пятый респондент отметил, что вообще штрафов не получал; 34,6% получили за 2022 год один-два штрафа; 32% — три-пять штрафов; 15% — от шести до десяти и 18% — свыше десяти штрафов. Лично я, например, за прошлый год получил одно взыскание — за нарушение правил парковки. При этом "средний" штраф за 2022-й составил 371 рубль, а самый "популярный" — 250 рублей (их доля — 76,9%). Кроме того, согласно опросу, только каждый десятый из числа тех, кто считает, что был наказан несправедливо, попытался оспорить постановление (по общему мнению, система построена так, что доказать свою правоту очень сложно, проще, мол, заплатить).

Несколько лет назад в ходе обсуждения проекта нового КоАП я довольно активно участвовал в заседаниях специально собранной рабочей группы при ОНФ. Тогда мы предлагали представителям Минюста ввести так называемый риск-ориентированный подход, когда водитель, который, нарушая ПДД один-два-три раза в год, получает только предупреждение, а имеющий 50 штрафов и выше — удостаивается сурового наказания. Но наше предложение не приняли... 

Хотя лично знаком (пусть и не близко) с парой человек, кто имеет по сотне и более штрафов за год, но вовремя их оплачивает. И с точки зрения нашего законодательства злостными нарушителями они не являются. Я не ратую за балльную систему, которая существует во многих странах, но что-то делать явно надо! Дабы бороться с этой проблемой, в большей мере звучат предложения, связанные все с теми же камерами. Предлагаю рассмотреть некоторые из них.

Средняя скорость

Предложение вернуть наказание за превышение средней скорости обсуждали в том числе и в Госдуме на "круглом столе" с участием экспертов отрасли. Напомню, системы камер для фиксации таких нарушений появились в разных регионах России примерно десять лет назад. И, видимо, доказали свою эффективность. К примеру, заместитель министра транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Виталий Резанов отметил, что в Подмосковье было установлено 174 комплекса, фиксировавших среднюю скорость. При этом на участке трассы М-3 "Украина", который некогда отличался высокой аварийностью, после размещения этих камер число аварий упало практически до нуля. Но в 2021 году Верховный суд указал, что подобный способ выявления нарушений — вне закона, и камеры перепрофилировали. Все дело в том, что ни в одном законодательном акте нет такого понятия, как "средняя скорость" при определении нарушения, как нет и единых правил — где и как можно (и нужно) устанавливать подобные системы. В Европе, например, такие камеры ставят преимущественно на коротких, "закрытых" участках дорог (на мостах, в тоннелях), где необходимо, чтобы поток двигался с постоянной скоростью. В России же, к примеру, на трассе М-1 мерили среднюю скорость на 70-километровом участке трассы, которая проходит через множество населенных пунктов (что предполагает существенные перепады в скоростном режиме).

На мой же взгляд, система полезная и нужная, но требует четкой регламентации — необходимо прописать правила и условия, при которых такая фиксация возможна. Например, чтобы участок дороги был без альтернативного объезда, а скоростной режим — однородным.

"Народный мститель"

В январе текущего года в СМИ была также представлена информация, что водителей якобы с 2024 года будут штрафовать за нарушения ПДД по фотографиям, которые пришлют неравнодушные граждане через некое приложение "Народный инспектор" (название еще не официальное). Однако речь пока идет все же только об определении разработчика программного обеспечения — он должен будет согласно контракту в следующем году представить готовый продукт. Это совсем не означает, что таким приложением сразу можно будет пользоваться. На то есть юридические нюансы.

Идея "Народного инспектора" обсуждается уже много лет. В некоторых регионах даже существуют свои местные ПО: "Помощник Москвы" в столице, "Добродел" в Подмосковье, одноименный "Народный инспектор" в Татарстане — с их помощью даже выносились постановления в отношении автовладельцев, в основном за неправильную парковку. Однако, согласно решению Верховного суда, снимки, сделанные с мобильных телефонов и планшетов, не могут считаться автоматической фиксацией нарушения. Получается: система вроде бы работает, штрафы посредством подобных приложений можно получить и сейчас (правда, уже не в таком массовом порядке, как раньше), но решения ГИБДД отменяют в судах.

Лично я против такой системы. "Народного инспектора" зачастую используют для борьбы с конкретными автовладельцами — например, чтобы отомстить вредному соседу за то, что он паркуется вблизи любимой елочки во дворе. Лучше, на мой взгляд, если увидел нарушителя, то вызови на место сотрудника полиции, чтобы тот (строго по закону) наказал незадачливого парковщика.

Не мусорить!

Меж тем 11 января вступили в силу некоторые поправки в Кодекс об административных правонарушениях — касательно наказания за мусор, выброшенный на дорогах. Камеры фотовидеофиксации призваны и здесь облегчить жизнь человечеству — как объяснили в компании "МВС Груп" (оператор фотовидеосистем Московской области), уровень развития технологий позволяет "научить" комплексы идентифицировать выброшенный из окна автомобиля мусор, в том числе даже мелкий. Предполагается, что штраф за такое деяние платить будет собственник машины. Однако пока нет регламента, который описывает требования к доказательной базе по таким правонарушениям. Поэтому применять автоматические технические средства контроля сейчас не представляется возможным (и неизвестно, когда у них появится эта функция). 

Без страха

Много и довольно уверенно говорилось, что с начала 2023 года водителей без полиса ОСАГО наконец-то начнут штрафовать посредством камер. Обсуждается даже повышение штрафа с 800 рублей до 5 тыс. Однако запуск системы, похоже, опять забуксовал…

Дело в том, что МВД и Российский союз автостраховщиков (РСА) с 2018 года пытаются наладить сотрудничество в части обмена данными о незастрахованных авто и начать фиксировать нарушителей с помощью камер. Каждая из сторон не раз заявляла о своей полной готовности; в Москве даже прошло пробное тестирование системы. Однако в РСА отмечают, что "в настоящий момент достаточно сложно" cпрогнозировать конкретные сроки запуска нового вида фиксации. При этом множество технических проблем "уже удалось преодолеть", работы продолжаются.

Среди причин такого оттягивания старта эксперты называют технические недоработки — мол, при попытке объединения баз данных ОСАГО и зарегистрированных автомобилей общая база получилась очень "грязной". По другим данным, проблема прежде всего состоит вновь в юридической плоскости. С технической точки зрения реализовать задачу по доступу страховщиков к базам данных ГИБДД о водителях совсем несложно, но в МВД хотят максимально защитить персональные данные собственников автомобилей. Кроме того, по мнению некоторых экспертов, для МВД проверка полисов ОСАГО — дополнительная нагрузка, не связанная с их прямыми обязанностями: "Полисы продают коммерческие компании, а мы тут при чем? На безопасность дорожного движения (за что и отвечает ГАИ) наличие или отсутствие полиса напрямую не влияет".

Без правил

Несомненно, за годы эксплуатации дорожные камеры фотовидеофиксации повлияли на безопасность в лучшую сторону. Тем не менее нельзя забывать и о проблемах, которые были выявлены и некоторые из которых до сих пор не решены. Например, еще четыре года назад на заседании Госсовета РФ, посвященном вопросам безопасности дорожного движения, много говорили о необходимости прописать базовые правила установки камер фотофиксации. Крайне важно не превратить хорошее дело — предотвращение дорожно-транспортных происшествий (а это главная задача видеокамеры, установленной на дороге) — в разновидность прибыльного (и очень) бизнеса. За эти годы разработаны два ГОСТа и рекомендации Минтранса по этому поводу. Но, увы, они необязательны к применению, а количество камер выросло многократно.

Также в Госдуму были внесены два законопроекта: с поправками в КоАП — прописывалась необходимость появления специального постановления правительства о правилах установки камер фотовидеофиксации; с поправками в закон об организации дорожного движения — обозначение уже напрямую требований к установке камер (хотя и для этого нужно специальное постановление правительства). Ни тот, ни другой документ так пока и не дошел даже до первого чтения в нижней палате парламента РФ. Проект постановления с правилами размещения комплексов фотовидеофиксации был разработан еще несколько лет назад и даже представлен на общественное обсуждение. Но вновь — тишина…

Пока не приняты законы, нет и постановления. И каждый регион сам для себя решает, как и где разворачивать подобную систему, кому ее поручить и кто будет получать от этого доход. Как следствие, к проблемам безопасности дорожного движения система порой имеет очень слабое отношение. Что, на мой взгляд, и подтверждают цифры статистики об увеличении количества штрафов за прошлый год. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru