17 апреля, 17:05
Мнение

"Мягкая сила": что стоит слово Ватикана

Вера Щербакова — о противоречивых отношениях постлиберального общества и традиционной религиозной морали
AP Photo/ Alessandra Tarantino

Недавно Европарламент одобрил резолюцию о необходимости закрепления права на аборт. Как известно, такие документы не имеют законодательной силы, но голосуют за него евродепутаты уже второй раз (причем подавляющим большинством голосов — 336 "за", 163 "против", 39 воздержавшихся). В тексте содержится призыв признать право на аборт в ЕС фундаментальным (то есть фактически приравнять к праву на труд, здоровье, свободу), чтобы каждая женщина имела право на безопасное и законное прерывание беременности, не неся за это никакого наказания. При этом указывается на необходимость устранения всех препятствий в виде "отказа по соображениям совести" со стороны врачей.

Как негативный пример отмечается прецедент в Польше, где прошлое консервативное правительство аборты запретило. Равняться предлагается на Францию, где совсем недавно право на аборт было записано в конституцию, впервые в европейской стране, к тому же с католической традицией. В принципе, во многих странах аборты разрешены и давно практикуются вполне легально. В той же Италии, исторически католической до мозга костей, закон о снятии запрета на аборт был принят в 1978 году. Правда, он считается истинной победой — до этого предусматривалось уголовное наказание и для женщины, и для того, кто осуществлял операцию. 

Примечательно, что всего на пару дней раньше Европарламента Ватикан обнародовал документ дикастерии (ведомства в Римской курии) доктрины веры о видении прав человека. Он готовился на протяжении пяти лет к 75-летию Всеобщей декларации прав человека, которое отмечалось в 2023 году. С точки зрения религиозной морали лишение жизни, даже в утробе матери, — это нарушение фундаментального права на жизнь. К другим такого рода нарушениям человеческого достоинства относятся эвтаназия, суицид, суррогатное материнство наряду с войнами, рабством и нищетой.

Реверансы без признания

Любопытна формулировка о "расплывчатом и неопределенном гендере" в документе Ватикана. Сама эта теория называется опасной, поскольку "стирает различия и делает всех одинаковыми". "Хотеть избавиться от себя, как предписывает гендерная теория, означает не что иное, как уступить древнему искушению человека, который становится Богом", — говорится в тексте, одобренном Папой Римским Франциском. Дается негативное суждение о возможности смены пола, поскольку "это обычно ставит под угрозу уникальное достоинство, которое человек получил с момента зачатия". При этом, тем не менее, не должна исключаться возможность того, что "человек, страдающий половыми аномалиями, уже очевидными при рождении или развивающимися позже, может выбрать получение медицинской помощи с целью разрешения этих аномалий".

В документе также указывается на уважение ко всем представителям общества: "Необходимо избегать любых признаков дискриминации по отношению к гомосексуалистам и особенно любой формы агрессии и насилия, что само по себе противоречит человеческому достоинству". В этом вопросе Ватикан давно делает "реверанс" в сторону современного постлиберального общества, в котором стремительно теряет последователей.

Недавно в другом разъяснении того же органа Римской курии было указано, что люди нетрадиционной сексуальной ориентации могут получать благословение (не пары, а по отдельности), как, к слову, и дети от суррогатных матерей, а также участвовать в таинствах и ритуалах, становясь, например, крестными. Однако это не означает, как решили многие либеральные СМИ, "открытие пути к признанию церковью однополых браков". Такое толкование дается в контексте исключительного милосердного приема всех — церковь не должна закрывать двери даже перед грешниками. Это — тезис нынешнего Папы Римского Франциска. 

Партия веры

Несмотря на продавливание защиты прав меньшинств прогрессивных европейских сил, которые как будто забыли о "нормальном большинстве", наблюдаются определенные сближения ватиканских установок с некоторыми политическими кругами. На фоне этих тенденций "прогрессивных" политиков, навязывающих повестку меньшинств, во многих странах начали побеждать консервативные правые силы. Скорее всего, это временная волна, которая схлынет (как видно по той же Польше, где консерваторы сошли с дистанции первыми). Но тем не менее прочно в Венгрии держится Виктор Орбан, известный приверженностью традиционным ценностям (за что его нередко критикуют на уровне ЕС). В Италии тоже у власти консервативный в плане традиционных ценностей правоцентристский блок. Так, его глава премьер-министр Италии Джорджа Мелони, как и Ватикан, настаивает на признании суррогатного материнства универсальным преступлением. Более того, соответствующий закон уже начали готовить. Мелони и ее соратник лидер партии "Лига" Маттео Сальвини известны тем, что возражают против указания "родитель 1" и "родитель 2" вместо "отец" и "мать" в документах детей.

Еще один любопытный факт о состоянии современного итальянского общества отразил недавний опрос общественного мнения, приведенный в газета La Repubblica. Он проводился по заказу католической общины Святого Эгидия (католическая организация, близкая Ватикану). Из него следует, что более трети итальянцев (37% опрошенных) не хватает католической партии (процент выше в возрастной категории старше 55 лет). 27% опрошенных отметили, что ни одна из существующих на политическом горизонте Италии партий не отражает принципы христианской веры. Судя по данным опроса, в основном за такую партию высказывались те, кто уже голосует за правоцентристские "Вперед, Италия" и партию премьера "Братья Италии".

Миграционная бедность

Однако есть и серьезнейшие расхождения у европейских обществ и Ватикана, главным образом в вопросе приема мигрантов. Кто в большей, кто в меньшей степени в европейских странах пытается все-таки ограничить миграционные потоки.

Бедность не является условием предоставления убежища в Европе, которая по-прежнему не предлагает эффективных моделей интеграции в целом. Европарламент одобрил реформу законодательства в области предоставления убежища, которую теперь должны принять на Совете ЕС. Собственно говоря, критерии статуса беженца ужесточаются, и ускоряются процедуры депортации. Тогда как руководство ЕС назвало "важным шагом" этот "пакт по миграции", а европейская пресса отметила его малогуманный характер. Так, французское католическое издание La Croix написало, что поставленные ныне цели и задачи, похоже, противоречат традиции приема мигрантов, которой уже давно придерживается большинство демократических стран континента. А представитель итальянского отделения НПО Sea Watch Джорджия Линарди отметила, что в этом "пакте" предпочтение отдается не регулированию миграционного явления, а "заметанию его под ковер". По ее мнению, создана основа для легитимизации продолжающихся нарушений на внешних границах Евросоюза. "Государства ЕС получили возможность действовать впредь еще более жестко — в нарушение прав человека", — сказала она.

В то же время Папа Франциск несколько раз в крайне одобрительной манере говорил о неправительственных организациях, которые занимаются спасением мигрантов в мире, причем иногда в моменты, когда НПО подвергались обструкции в той же Италии. В частности, слова благодарности понтифик произнес во время поездки в Марсель на встречу средиземноморских епископов, на которой тема миграции была центральной.  

Триединство

Во всем этом контексте возникает вопрос: а насколько голос Ватикана весом и вообще слышен. В определенном смысле нужно разделять Ватикан, Святой престол и Папу Римского, хотя, безусловно, это своего рода "триединство".

Папа Римский является главой Римско-католической церкви, которая объединяет более 1 млрд 200 млн католиков по всему миру, и монархом Ватикана. Ватикан — это юридическое понятие, причем достаточно современное. Святой престол — это собирательное название Папы Римского и курии, папская кафедра, "министерство" святого Петра, первого Папы Римского.

Разумеется, все три элемента тесно связаны. Сама фигура Папы Римского (особенно в наше время) значит очень много и многое определяет, но традицию Святой престол (свою политику и дипломатию) ведет примерно с VI века нашей эры и сумел достигнуть цели — глобальности для христианства как такового, при общности святынь, большинство из которых привлекают паломников в Рим.

Как пояснил мне в беседе журналист-ватиканист Филиппо Ди Джакомо, у Ватикана 46 га земли, 500 граждан, из которых 300 не живут на территории государства-города, потому что являются дипломатами, и форма правительства метафизическая. "Но Святой престол охватывает весь мир. Если ООН объединяет 193 государства, Святой престол поддерживает дипломатические отношения с 187 странами, то это означает, что тогда, когда из Нью-Йорка пытаются вести политику, часто блокируемую вето, отсюда [из Ватикана] делается политика, но в настоящем реальном гуманитарном смысле — и в этом сила Святого престола", — подытожил Ди Джакомо. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru