Воспитание турнепсом. Зачем приучать к труду наших детей?

Катерина Мурашова — о прополке кормовой репы, бесперспективности стричь всех под одну гребенку и реальных списках полезных дел
МУРАШОВА Катерина
МУРАШОВА Катерина, Психолог, писатель, автор книг "Ваш непонятный ребенок", "Дети-тюфяки и дети-катастрофы"
06 ноября 2018, 13:27

Когда я была советским ребенком, трудовое воспитание у нас, несомненно, было. Пытаюсь вспомнить честно и последовательно.

Дежурство, уборка класса — с семи-восьми лет. По очереди, после уроков, две парты, четыре человека, как правило, два мальчика и две девочки.

Бумажки в корзину, моем доску, поливаем цветы, сначала подметаем сухой шваброй, потом тащим из туалета тяжеленное ведро с водой. Грязно-коричневая грубая тряпка с круглой дыркой, удобно надевается на ручку швабры

В общем, насколько я помню, мы не имели ничего против этих дежурств — в основном из-за дополнительного неформального общения друг с другом.

Тоже в школе — массовое натирание полов, покрытых разводами жидкой мастики. Надеваешь на ноги такие специальные щетки и катаешься. В результате паркет получается темный и блестящий. Все это любили, и за щетки всегда шла бешеная конкуренция.

Прядильно-ниточный комбинат — это уже, наверное, класс восьмой. Там некоторые мои одноклассники завязывали узелки на разорвавшихся на станках нитках, а я надевала этикетки на катушки с помощью специального приспособления.

Стук-шмяк — катушка с этикеткой летит в корзину с готовой продукцией. Стук-шмяк — в корзину. От мысли, что кто-то делает это каждый день по восемь часов годами, наползала сладкая жуть. Сама я в то время собиралась стать зоологом и открывать тайны природы.

Разборка овощей на овощебазе, уже в старших классах: резиновые сапоги, подростковое веселье, кидаемся гнилой свеклой

Ленинский субботник — 22 апреля — всем классом моем окна в каком-то полуподвальном клубе при ЖЭКе, всегда в одном и том же — смятые газеты (ими начисто протирали стекла) валяются на крашеном полу. Что запомнилось? Рукава под локоть, катушечный магнитофон на исцарапанном столе, весенняя томность движений, мечтательные перевзгляды между девочками и мальчишками.

Потом КМЛ — комсомольско-молодежный лагерь. Два месяца мы живем в физкультурном зале сельской школы, по четыре часа в день полем турнепс, собираем картошку в ящики и сгребаем сено.

Вечно мокрые ноги, колхозный теленок сжевал все платья с веревок, игра в волейбол по вечерам — наши мальчики против команды деревенских, мы, девчонки, болеем. Культурно-массовая работа — я читаю со сцены стихи Асадова о рыжей дворняге. В зале плачут

Наверняка что-то еще я забыла.

Хорошо все это было или плохо? Да ни так ни эдак. Ясно одно: два раза в одну и ту же реку никогда никому войти не удавалось. Поэтому тема: ах, как здорово было раньше, давайте снова так сделаем! — очевидно неактуальна.

Нужно ли "трудовое воспитание детей" сейчас? Я лично считаю, что не помешало бы.

Зачем оно нужно? А вот как в известном еврейском анекдоте про обрезание: во-первых, это традиционно, во-вторых, полезно-гигиенично (ранняя привычка к труду все-таки кое-какие нарушения индивидуального развития профилактирует) и, наконец, — это просто красиво!

А вот в каких формах это самое "трудовое воспитание" могло бы нынче существовать? Для меня совершенно очевидно, что только не в единообразно-директивных. Потому что слишком разные сегодня дети, школы и семьи. Загонять их всех в одни рамки — глупо и бесперспективно

Я практический психолог. И я вижу эту все углубляющуюся разницу каждый день. Мы, мое поколение, — детьми были несравнимо более одинаковыми, чем дети нынешние.

Сейчас я то и дело встречаю двенадцатилетнего мальчика или девочку, с которыми можно говорить как со взрослыми людьми, и сразу вслед за ними тринадцатилетнего — которому хочется дать соску.

Я видела подростков, которые в пятнадцать лет ни разу не бывали в метро и не ходили самостоятельно по городу. Я видела одиннадцатилетнего мальчика, который за месяц заработал 100 тысяч рублей. Двенадцатилетнюю девочку, которая практически полностью вела хозяйство семьи из 5 человек. И почти взрослого парня, который по вечерам ел конфеты перед телевизором и кидал фантики на пол — назавтра придет уборщица и все соберет.

Можно ли для них всех подобрать единый алгоритм? Мне лично эта задача кажется почти непосильной.

Но все-таки — если трудовое воспитание детей признать сегодня актуальным, то — каков план? Мне видятся в нем три пункта.

  • Пункт первый
Если мы хотим, чтобы наше трудовое воспитание как-то работало, значит, это должно быть и вправду что-то общественно-полезное.
Дети очень чувствительны к фальши происходящего вокруг них. Им еще можно врать словами (ну кто из нас не врал лично своим детям и какое общество не врет своим членам?), но очень желательно — не врать чувствами

Быть полезным — это очень важное ощущение для человека любого возраста, для формирующегося человека — в особенности.

Значит, для начала имеет смысл составить реальный список — в чем нынче наше общество нуждается и где и чем наши дети могут быть ему (обществу) полезны.

  • Пункт второй
Спросить у самих детей и подростков, что они умеют и готовы сделать или отдать.

Вы удивитесь, услышав их и увидев получившийся в результате второй список. Я слушаю регулярно, и то иногда удивляюсь.

Они многое могут и иногда хотят отдать весьма неожиданное. Надо только их правильно спросить
  • Пункт третий
Совершенно, на мой взгляд, очевидный. Взрослым людям, озабоченным идеей "трудового воспитания детей и подростков", надо соотнести между собой первый и второй списки, выполнить все потребные организационные работы и — приступить к реализации.

В нашем сегодняшнем обществе нет дефицита товаров, услуг или информации. Окна и полы в школах кто-то моет, овощи кто-то сортирует, выращивают ли еще сегодня турнепс и надо ли его полоть — не знаю.

Но помните старый фильм и там сугубо подростковое: "Главное в жизни — это чтоб тебя понимали"? Поверьте, вот это осталось актуальным. Вечный дефицит слышания, видения, понимания.

Где сильная сторона наших сегодняшних детей ? Что они зачастую умеют лучше, чем мы с вами, и готовы делиться и отдавать?

Куда надо заглянуть, чтобы это понять и увидеть? Ну разумеется, интернет.

Можете представить себе, как девочка-подросток учит пожилую женщину пользоваться удобными современными компьютерными программами, которые облегчат и украсят ее жизнь? Я легко представляю. А подросток рассказывает ребятам помладше, как сделать свой блог и чем его разумно наполнить?

А еще многие дети — прекрасные продавцы и рекламщики. Это для них интересно и азартно. Пустим их туда?

И еще некоторые (не все) дети умеют слушать. Главный, на мой взгляд, дефицит современного общества — выслушать другого. Просто поговорить со старым (или маленьким) человеком в больнице, в квартире. Налить чай. Сыграть в шашки. Записать его воспоминания. Нам, обществу в целом, это нужно. Они это могут.

А какие из некоторых из них получаются помощники воспитателя в яслях или детском саду. И еще, и еще.

Просто озаботиться и честно составить два списка.

А потом не пытаться стричь всех под одну гребенку. Дать нашим детям возможность в период взросления не только развлекаться, получать образование и пользоваться всякими благами общества потребления, но и взвеситься на весах бытия, ощутить себя полезным и важным для кого-то

Это нужно и им, и нам. И это вполне можно сделать. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru