ЛОЗАННА, 3 апреля. /ТАСС/. На переговорах Ирана и "шестерки" (пять постоянных членов СБ ООН плюс Германия) в Лозанне удалось найти решения ключевых параметров будущего соглашения. Об этом заявил журналистам замглавы МИД РФ Сергей Рябков. По его словам, договоренности в Лозанне - важный пройденный рубеж, который дался очень сложно.
"Удовлетворены тем, как закончился этот забег, этот марафон, - сказал он. - Из совместного заявления верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини и главы МИД Ирана Джавада Зарифа вытекает, что раунд завершился нахождением решений ключевых параметров будущей договоренности".
В то же время Рябков подчеркнул, что достигнутые договоренности по Ирану - это ключевые точки, на основании которых будет продолжена работа над формулированием соглашения. В частности, еще предстоит определить, какие события должны стать отправной точкой отмены санкций против Ирана. Нет и формулировок для резолюций СБ ООН, которая должна одобрить соглашения между "шестеркой" и Тегераном.
При этом Рябков выразил надежду, что "договоренности по урановому обогащению, переделка тяжеловодного реактора в Араке и объекта в Фордо, пересмотра этих соглашений не будет".
"Россия надеется, что никто не подвергнет их ревизии. Они давались со слишком большим трудом", - сказал он.
Москва надеется, что "шестерке" и Ирану удастся выработать всеобъемлющее соглашение к намеченному сроку, сказал Рябков.
"Договоренность представляет собой уникальный, сложнейший документ, который предстоит выработать во всех деталях. На это уйдет время до конца июня, - отметил он. - Надеемся, что продления не понадобится, и в этот срок мы уложимся".
Дипломат отметил, что пока нет новой даты встречи политдиректоров "шестерки", пока должны пройтись по соглашению эксперты.
"Следующим шагом станет продолжение редактирования, написания документа, понятно, что будущая договоренность, это многостраничный текст, технически очень сложный. Важно, что мы вышли на политические решения большинства проблем, теперь это надо перевести на язык юридических и технических прояснений деталей и переложить на бумагу. Времени остается до конца июня меньше 3 месяцев. В ближайшее время экспертные команды начнут работу, ее место и время возобновления предстоит согласовать. На каком-то этапе возникнет необходимость вновь собраться политдиректорам", - подчеркнул он.
Рябков также подчеркнул, что мы возвращаемся к вопросу об отмене действующего эмбарго на поставку вооружений в Иран.
О вывозе отработанного ядерного топлива
Рябков сообщил, что в договоренностях Ирана и "шестерки" есть понимание о возможном вывозе ядерных материалов в Россию. При этом он подчеркнул, что действующие соглашения с Ираном о поставках ядерного топлива на АЭС, в том числе "Бушер", и вывоз ОЯТ с них, остаются в силе.
Дипломат отметил, что РФ и "Росатом" готовы поставлять свежее топливо и забирать облученное назад в Россию со всех реакторов, построенных в Иране по российскому проекту.
Ранее российская сторона в ходе переговоров "шестерки" с Ираном выступала с предложением вывезти значительную часть ядерного материала, в том числе обогащенного урана с территории ИРИ. Этот вопрос рассматривается как один из элементов ограничения ядерной программы Тегерана.
Как признал Рябков, "это крайне сложный вопрос". "Мы готовы его рассматривать", - добавил он. При этом он подчеркнул, что в "контексте нахождения решений по параметрам будущего соглашения по ядерной программе Ирана есть понимание о такой возможности", - сказал он.
Реконструкция реактора в Араке
Участники консорциума реконструкции реактора в Араке не определены, надо руководствоваться технической экспертизой, а не только политикой, считает Рябков.
По его словам, при принятии решения об участии в проекте российской стороны будут учитываться как технические, так и политические соображения. Однако, отметил дипломат, обсуждение этого вопроса пока преждевременно.
"По Араку в отношении консорциума пока преждевременно говорить, кто туда войдет. Надо меньше политизировать эти темы, больше смотреть, у кого какая есть экспертиза. У нас интерес к работе к расширению плоскостей сотрудничества с иранскими коллегами, конечно, имеется. В этом контексте изучаем также возможную нашу роль применительно к объекту в Фордо", - отметил Рябков.
Ранее госсекретарь США Джон Керри сообщил, что Иран перестроит свой реактор на тяжелой воде в Араке, чтобы он более не мог производить оружейный плутоний. А завод в Натанзе будет производить уран, обогащенный до 3,76%, только для гражданских целей.
"Мы - партнеры, и Иран дал согласие на то, чтобы единственным производством с потенциалом обогащения урана остался объект в Натанзе", - сказал Керри. При этом он подчеркнул, что даже в случае этого исключения предусмотрены серьезные изменения работы завода. "Большинство центрифуг и сопутствующих инфраструктур будут демонтированы, - сообщил глава Госдепартамента. - Уровень обогащения составит 3,76% - типичный уровень для гражданской энергетики, но даже не приближается к военным показателям".
Иран также возьмет на себя обязательство сократить свои запасы обогащенного урана на 98% за 10 лет. "Запасы будут либо обеднены, либо проданы на мировом рынке", - сказал Керри, указав, что в любом случае запасы радиоактивного урана должны будут покинуть пределы страны.