МОСКВА, 21 декабря. /ТАСС/. Попытки увязать продление санкций ЕС с ролью России в урегулировании конфликта на Украине безосновательны, кризис там начался на фоне ассоциации с Евросоюзом. Об этом заявили в МИД РФ.
"То, что ЕС увязывает свои санкции с урегулированием конфликта на Юго-Востоке Украины, является искусственным и безосновательным, - указали в дипведомстве. - Этот конфликт развязала не Россия, а нынешние украинские власти, которые попытались силой подавить несогласие Донбасса с государственным переворотом в Киеве в феврале 2014 года. Стоит напомнить, что отправной точкой кризисных событий на Украине последних двух лет была ситуация вокруг ее ассоциации с самим Евросоюзом".
Расчет на то, что Россия откажется от принципиальных подходов во внешней политике под давлением санкций, ошибочен, говорится также в заявлении МИД РФ.
"Очевидно отсутствие логики в поведении Евросоюза, который пытается "наказать" Россию за то, что от нее не зависит, но к чему причастен он сам, - указали в российском дипведомстве, комментируя попытки оправдать санкции ЕС тем, что Минские соглашения до конца не выполнены. - Ситуация изменится, если есовцы будут должным образом работать с Киевом, побуждая его к выполнению минского комплекса мер, одобренного резолюцией 2202 Совета Безопасности ООН".
Продление санкций до 31 июля 2016 года
Совет ЕС официально продлил санкции в отношении России на полгода, одобрив, таким образом, решение, которое было согласовано послами 28 стран сообщества еще 18 декабря.
"21 декабря 2015 года Совет продлил экономические санкции против России до 31 июля 2016 года", - отмечается в заявлении пресс-службы Совета.
В нем говорится, что это решение связано с тем, что в марте лидеры Евросоюза увязали ограничительные меры с выполнением минских соглашений. "Однако, так как минские договоренности не будут полностью реализованы до 31 января 2016 года, срок действия санкций продлен, в то время как Совет продолжает оценивать прогресс в выполнении (соглашений)", - поясняется в документе.
История санкций
ЕС ввел секторальные экономические санкции против России с 1 августа 2014 года, 12 сентября они были расширены, а в октябре - смягчены.
В набор секторальных санкций вошли ограничения в доступе к европейскому кредитованию для пяти российских банков - Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Внешэкономбанка и Россельхозбанка. При этом "дочки" российских государственных банков, зарегистрированные на территории Европейского союза, выведены из-под секторальных санкций.
Вторым элементом санкций стало оружейное эмбарго и запрет на поставки в Россию техники двойного назначения, в первую очередь электронной.
Третьим элементом стал запрет на предоставление России новых технологий и продажу высокотехнологичного оборудования для нефтедобывающего сектора. Речь идет об оборудовании и технологиях для шельфовой добычи и разработки нефти, добычи сланцевой нефти, полярного бурения. Эксперты отмечают, что в условиях падения цен на нефть этот блок санкций потерял всякое практическое значение.
Помимо этих мер ЕС ввел запрет на ввоз в страны сообщества товаров из Крыма и Севастополя, транспортные и визовые ограничения в отношении их жителей в рамках так называемой Стратегии непризнания вхождения Крыма в состав России.
Отдельным санкционным треком является так называемый черный список лиц и организаций, которым закрыт доступ на территорию ЕС и к европейскому банковскому сектору. Всего в этом списке находятся свыше 150 человек, включая представителей провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, а также 37 юридических лиц - в первую очередь, военные и гражданские структуры ЛНР и ДНР.