10 июля 2015, 09:05,
обновлено 10 июля 2014, 04:33
Крушение теплохода "Булгария"

Последний круиз "Булгарии": факты и выводы

Подъем теплохода "Булгария", 2011 год. ИТАР-ТАСС / Валерий Шарифулин
Подъем теплохода "Булгария", 2011 год

Четыре года назад на Волге произошло крупнейшее кораблекрушение в истории России за последние десять лет

Страница 1

10 июля 2011 года на Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана затонул двухпалубный теплоход "Булгария".

Катастрофа произошла в 2560 метрах от берега. В условиях шторма судно накренилось и за несколько минут ушло на дно.

Страница 2

Российский "Титаник"

На борту теплохода, выполнявшего туристический рейс Казань – Болгар – Казань, находился 201 человек. Большое число пассажиров объясняется сравнительно невысокой стоимостью круиза – от 1 тыс. рублей.

Со слов выживших, это сломило их волю, у многих создалось ощущение, что они никому не нужны
Владимир Маркин
представитель СК о поступке командиров судов, не оказавших помощи "Булгарии"

В 13:30 мск судно попало в сильный шторм. За первую минуту теплоход набрал 50 тонн воды, вскоре "Булгария" опрокинулась и ушла под воду.

После катастрофы выжили только 79 пассажиров и членов экипажа. Их спас круизный теплоход "Арабелла". Проходившие мимо сухогруз "Арбат" и буксир "Дунайский-66" не оказали помощи тонущему кораблю.

Спасенных людей могло быть больше, если бы не поступок капитанов двух судов.

Трагедия унесла жизни 122 человек, среди которых 28 детей. 12 июля был объявлен в России днем траура.

Булгария история судна

Двухпалубный дизель-электроход "Булгария" был построен в 1955 году на верфи в Чехословакии по проекту 785. С момента постройки теплоход носил имя "Украина", а в феврале 2010 года был переименован в честь Волжской Булгарии — древнего государства в среднем Поволжье. В последний раз корабль проходил капитальный ремонт в 1980 году. Собственник судна – Камское речное пароходство – сдавал теплоход в аренду компании "Бриз", которая, в свою очередь, передала его в субаренду казанской туристической компании "АргоРечТур". Как выяснилось позднее, она не имела лицензий ни на туристическую деятельность, ни на использование судов.

Страница 3

"На воде, на суше, под водой"

Операция по поиску тел погибших и подъему затонувшего судна продолжалась 16 суток. В район крушения были стянуты силы МЧС, Минтранспорта, МВД, Минздравсоцразвития.

На место ЧП также выехали премьер-министр Владимир Путин, министр транспорта Игорь Левитин, помощник президента Александр Абрамов, глава МЧС Сергей Шойгу, глава Татарстана Рустам Минниханов.

"Поиск не прекращается – на воде, на суше, под водой", – заявил глава Минтранса по окончании заседания правительственной комиссии в оперативном штабе.

Поисковые работы осложнялись тем, что затонувшее судно крутило течением, из его топливных баков вытекало горючее. Однако водолазы смогли осветить трюмы и обнаружить тела погибших. 

В это время спасатели патрулировали зону акватории водохранилища и прилегающие острова, до которых могли добраться вплавь выжившие.

26 июля теплоход удалось поднять, его отправили в ближайший судоремонтный завод в поселке Куйбышевский Затон.

Ликвидация последствий катастрофы обошлась государству в сумму около 500 млн рублей, включая расходы на работу водолазов, спасателей и подъем судна.

Столько жертв, столько детей погибло - это ужасно, что нам приходится платить такую дань за безответственность, за безалаберность, за алчность, за грубое нарушение правил технологической безопасности. <...> Вообще, как могло получиться так, что компания без лицензии на туристическую деятельность, без лицензии на использование судов могла работать? Как вообще билеты продавали в порту? Кто разрешил? Как выпустили из порта, как порт заключил договор с этой компанией, не имеющей ни одной лицензии на обслуживание в порту? Как это могло случиться?
Владимир Путин
на заседании правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии 14 июля 2011 года

Страница 4

Как расследовали крушение "Булгарии"

После трагедии премьер-министр Владимир Путин поручил Ростехнадзору и Ространснадзору провести тщательное расследование ЧП.

В августе 2011 года Ространснадзор назвал основными причинами катастрофы "Булгарии" невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований безопасности и низкую квалификацию экипажа. Непосредственной причиной стало поступление воды через открытые иллюминаторы.

Три года спустя в апреле 2014 года в Московском райсуде Казани были оглашены результаты повторной экспертизы. Согласно ее выводам, к аварии привела совокупность фактов: непригодность судна к плаванию как по техническому состоянию, так и по уровню подготовки экипажа, несоблюдение требований и правил безопасности судоходства командой, судовладельцем и контролирующими органами.

Эксперты согласились с выводами Ространснадзора о том, что в 2011 году "Булгария" была непригодна к навигации.

Позже на суде выжившие пассажиры расскажут, что экипаж не объяснил им, как пользоваться спасательными жилетами, не предупредил, что необходимо закрыть иллюминаторы. Некоторые из членов команды были пьяны.

Что рассказал старший механик Булгарии

Старший механик теплохода Константин Пузанков сообщил, что команда "Булгарии" не хотела выходить в рейс из-за неисправности судна. На плавании настояла субарендатор Светлана Инякина.

"В процессе эксплуатации выяснилось, что осушительная система не работает, все трубопроводы гнилые... 3 июля 2011 года сломалась муфта, произошел сбой в топливной системе, судно обесточилось. 8 июля 2011 года сломался главный двигатель теплохода, произошло возгорание масла в картере. Когда вернулись в Казань, Инякина пригласила специалиста, он дал заключение, что двигатель невозможно восстановить своими силами и судно нужно отправить в затон на ремонт. От этого Инякина отказалась, сказала, что доработаем два рейса в Болгар и Самару, а потом посмотрим".  Константин Пузанков, старший механик

По его словам, на рейс "Казань – Болгар" Инякина должна была выделить 10 тонн топлива и тонну масла, но команда ничего не получила. 

В итоге в последний рейс "Булгария" вышла перегруженной, со сломанным электрогенератором и креном, превышающим норму.

Страница 5

Пятеро фигурантов дела о катастрофе

В связи с гибелью "Булгарии" уголовные дела возбудили против пяти человек.

Светлана Инякина – гендиректор компании "АргоРечТур", субарендатора судна. Знала о технической непригодности корабля к плаванию, но, желая свести к минимуму расходы, представила сотрудникам надзорных речных ведомств просроченные документы и получила свидетельство о допуске теплохода к эксплуатации. Стала главной обвиняемой в деле "Булгарии".  В конце прошлого года просила освободить ее по амнистии.

Ирек Тимергазиев – начальник казанского отдела Ространснадзора. Подписал акт предлицензионной проверки судна – положительное заключение о готовности компании "АргоРечТур" к пассажирским перевозкам. 

Владислав Семенов – бывший главный госинспектор казанского отдела Ространснадзора, подчиненный Тимергазиева. Выдал положительное заключение о готовности компании "АргоРечТур" к перевозке пассажиров. 

Яков Ивашов – старший эксперт камского филиала Российского речного регистра. Выдал Инякиной разрешение на эксплуатацию теплохода, внеся в акт освидетельствования "Булгарии" ложные данные.

Рамиль Хаметов – старший помощник капитана. Знал, что судно до выхода в последний рейс неоднократно ломалось. Был назначен начальником вахты. Нес ответственность за исправность средств связи, перед выходом в рейс не заявил о неполадках на судне. В момент крушения на "Булгарии" отключилось электропитание и капитан не смог сообщить другим судам о ЧП. Хаметов – единственный, кто не был арестован и находился под подпиской о невыезде.

Необходимо разобраться, что произошло, изобличить и наказать виновных. Это должно быть сделано в отношении широкого круга лиц, включая организаторов этого бардака, а не только "стрелочников", зиц-председателей и других случайных людей, которые попали в эту орбиту
Президент Дмитрий Медведев
на совещании с министрами силового блока 29 июля 2011 года

В зависимости от роли каждого их обвинили в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц, нарушении правил охраны труда, нарушении правил безопасности эксплуатации водного транспорта, а также в использовании должностных полномочий вопреки интересам службы. Свою вину частично признал только Владислав Семенов.

Расследование в отношении пяти обвиняемых велось почти два года. К рассмотрению дела суд приступил только в мае 2013 года.

Прокурор потребовал для обвиняемых реальных тюремных сроков от 6 до 14,5 лет. В своем последнем слове главная фигурантка дела Светлана Инякина попросила суд "принять справедливое решение при оглашении приговора".

Дело о крушении теплохода "Булгария": досье

Страница 6

Приговор за гибель "Булгарии"

3 июля 2014 года суд в Казани признал всех подсудимых виновными. На вину фигурантов указывали, в частности, заключения экспертов, которых привлекали к расследованию катастрофы в составе нескольких комиссий.

Приговор оглашали три дня. Процедура проходила во Дворце культуры "Юность", так как зал суда не мог вместить всех участников процесса.

7 июля в деле о крушении "Булгарии" была поставлена точка.

Инякину приговорили к 11 годам колонии общего режима. Суд оправдал ее по одной из инкриминируемых статей – "нарушение правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта" в связи с отсутствием состава преступления.

Хаметову назначили наказание в виде 6,5 года лишения свободы, Семенову – 5 лет лишения свободы, Тимергазиеву – 6 лет колонии общего режима.

Ивашова осудили на 5 лет лишения свободы и отпустили по амнистии.

Человек, который должен был предотвратить трагедию

Потерпевшие по делу "Булгарии" намерены обжаловать амнистию Якова Ивашова. "Это тот человек, который мог и должен был предотвратить трагедию!" – сказал Геннадий Игнарин, проходивший по делу в качестве потерпевшего. Помощник прокурора Казани Ильдар Нуруллин отметил, что решение амнистировать Ивашова было принято судом в рамках закона. "Ивашову было назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы. Он подпадал под амнистию как лицо, которому исполнилось 60 лет", – пояснил гособвинитель.

Ивашов, находившийся под арестом, был освобожден в зале суда.

Судья постановил взыскать с пятерых подсудимых около 45 млн рублей в качестве компенсации морального вреда и около 148 тыс. рублей за материальный ущерб.

Ранее к ответственности привлекли капитанов двух судов, не оказавших помощь тонущей "Булгарии", – Юрия Тучина и Александра Егорова. Их оштрафовали на 130 и 190 тыс. рублей.

Остальные виновники трагедии утонули.

2 апреля 2015 года Верховный суд Татарстана изменил наказание осужденным. Амнистированному Ивашову увеличили срок наказания с 5 до, 5,5 года и взяли под стражу в зале суда. Инякиной снизили срок наказания до 9,5 года тюрьмы. Остальным осужденным суд оставил приговор без изменения.

Страница 7

"Это было сложнейшее уголовное дело"

Уголовное дело, объем которого составил 96 томов, слушалось больше года.

Заседания суда неоднократно переносились, рассмотрение дела затягивалось.

Как рассказал представитель СК Владимир Маркин, практически в течение года следователи устанавливали обстоятельства и причины трагедии "Булгарии". "Это было действительно сложнейшее уголовное дело", – отметил он.

Нельзя допускать, чтобы стремление к обогащению безответственных коммерсантов и продажных чиновников за счет здоровья, и тем более жизни граждан, оставалось безнаказанным
Владимир Маркин
представитель СК

Было проведено более тысячи допросов и более 250 различных экспертиз, в том числе комплексная судоводительская инженерно-техническая судебная экспертиза, которая проводилась с августа 2011 по март 2012 года в Волжской государственной академии водного транспорта. 

Потерпевшими признали более 200 человек – тех, кому удалось выжить в катастрофе, и родственников погибших. В суд было подано около 50 исков о компенсации морального и материального ущерба, сумма исков превышала 200 млн рублей.

Последовавший в июле 2014 года приговор почти совпал по времени с трехлетней годовщиной катастрофы.

Страница 8

Ужесточение законов: что изменилось после ЧП

После катастрофы была проведена масштабная прокурорская проверка соблюдения правил безопасности на транспорте, по итогам которой в декабре 2011 года негодными к плаванию признали более 300 речных судов. 

Разве можно понять в мирное время гибель человека по халатному отношению другого, которым движет лишь алчность и безответственность? Гибель людей и детей называют нелепой. Но разве можно назвать нелепостью истинные причины трагедии? Перегруз пассажиров, неисправность судна снова спишут на человеческий фактор и погибшего капитана? Это для нашей страны стало привычным и обычным сценарием
Михаил Брячак
первый зампредседателя комитета Госдумы по транспорту, 12 июля 2011 года

14 июня 2012 года был подписан федеральный закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков. В случае отсутствия договора обязательного страхования перевозчикам грозит штраф в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей для должностных лиц и от 500 тыс. до 1 млн рублей для юридических лиц. В случае гибели пассажира перевозчик обязан выплатить не менее 2 млн 25 тыс. рублей, в случае причинения вреда здоровью - не менее 2 млн рублей, в случае повреждения имущества - не менее 23 тыс. рублей. Установлен также максимальный срок выплаты страховщиком компенсаций: 30 дней со дня получения всех необходимых документов. При этом в течение трех дней страховщик обязан произвести предварительную выплату в 100 тыс. рублей.

28 июля 2012 года был принят закон, ужесточающий контроль за судоходством на внутренних водных путях России. Документ усиливает санкции за безлицензионную перевозку пассажиров и вводит крупные штрафы за нарушение требований обеспечения их безопасности.

Я, конечно, не следователь, но там такой букет нарушений - перегрузка, не работал двигатель, а самое главное, похоже, у перевозчика вообще не было права на перевозку пассажиров... Юридически это трактуется как незаконное предпринимательство. Если говорить русским языком, это полный беспредел и преступление
вице-премьер Сергей Иванов
после совещания по вопросам развития транспортной инфраструктуры, 13 июля 2011 года

В частности, штраф за работу без лицензии составляет 50 тыс. рублей для граждан и должностных лиц (ранее 2-5 тыс.), 100 тыс. для индивидуальных предпринимателей и 400 тыс. для юридических лиц (ранее 50 тыс.). В случае повторного нарушения в течение года также грозит конфискация транспортных средств и приостановление деятельности лицензии до 90 суток.

Были введены штрафы за выпуск на линию незарегистрированного, не прошедшего техосмотр или неисправного транспортного средства, за нарушение требований обеспечения безопасности перевозок, а также нарушение требований о проведении медицинских осмотров водителей.

Также закон позволяет осуществлять проверки технического состояния транспортного средства в порядке превентивного контроля.

Закон установил обязанность судовладельцев разработать и применять систему управления безопасностью судов, в частности, порядок действий членов экипажа в случае возникновения аварийных ситуаций.

Страница 9

Память

10 июля 2012 года на берегу Волги напротив места, где затонул теплоход, был открыт мемориал в память о жертвах трагедии. Он состоит из часовни, мечети и стены памяти с именами погибших пассажиров и членов экипажа.

Подножие мемориала усыпано цветами, детскими игрушками и фотографиями погибших детей.

"Этот мемориальный комплекс будет для нас вечной памятью. Это огромная трагедия, никакими словами ее нельзя оправдать.  Мы скорбим и переживаем это горе", - отметил глава Татарстана Рустам Минниханов на церемонии открытия памятника.

Сам теплоход "Булгария" до сих пор находится в акватории водохранилища рядом с поселком Куйбышевский Затон.