Новосибирскому трамваю исполняется 80 лет

Официальное открытие трамвайного сообщения в Новосибирске состоялось 26 ноября 1934 года. Маршрут №1 связал железнодорожный вокзал с центром города
Вопрос о запуске в Новосибирске трамвая впервые был рассмотрен городскими властями в 20-х годах ХХ века. Бельгийской фирме "Телефункен" сделали заказ на разработку проекта первого трамвайного маршрута. Стоимость строительства первой очереди по плану обходилось в 4,2 млн рублей - огромные по тем временам деньги. Средств у города не хватало и осуществление проекта пришлось отложить на 10 лет.
Читайте также
Из Свердловска в Екатеринбург на трамвае

Официальное открытие трамвайного сообщения в Новосибирске состоялось 26 ноября 1934 года. Маршрут №1, в основе которого лежал доработанный в Ленинградском трамвайном управлении бельгийский проект, связал железнодорожный вокзал с центром города. Уже в первый день работы было перевезено 5 тыс. 945 человек.
Первые вагоны пришли в Новосибирск с Мытищинского завода. Они были фанерными и ходили вперед и назад по однопутной линии с разъездами, где к ним цеплялись прицепные вагоны. При входе в вагон и выходе пассажиры сами открывали двери.
В 1940 году началось строительство первой линии на Левобережной части города, до тех пор почти не обеспеченную транспортными средствами. Планировалось даже осуществить движение через Обь, используя для этого паромную переправу. Однако эта идея так и не была осуществлена из-за множества технических трудностей.
Во время войны развитие трамвайной сети Новосибирска не остановилось. Наоборот, в связи с необходимостью обеспечить надежную работу оборонной промышленности, ее рост значительно ускорился. К середине 1943-го года трамвайный парк достиг 75 вагонов. Задача транспортного обеспечения промышленных предприятий была решена полностью.
После войны в 50-60-е годы трамвай стал основным видом новосибирского общественного транспорта. В 1965 году трамвайный парк города достиг максимальных размеров за всю свою историю - 400 трамвайных вагонов, ходивших по 25 городским маршрутам.
Доля перевозимых трамваями пассажиров стала уменьшаться с 1985 года, когда начала работу первая линия метро. Тогда же начался демонтаж ряда трамвайных линий в центральных районах города с закрытием соответствующих маршрутов. А в начале 1990-х было прекращено движение трамваев по Коммунальному мосту.
В настоящее время в Новосибирске действуют 10 маршрутов трамвая. При этом доля трамвая в общегородских перевозках общественным транспортом составила около 8%.
В настоящее время ведутся предпроектные проработки будущих линий скоростного трамвая. Определены четыре приоритетных направления: Площадь Маркса — пос. Чемской — Краснообск — ОбьГЭС; Площадь Калинина — ул. Учительская — ж/м Снегири и Родники; Центр — ул. Орджоникидзе — ул. Лескова — ул. Выборная — Плющихинский ж/м — Гусинобродское шоссе; ул. Котовского — ул. Широкая — ул. Порт-Артурская.
История новосибирского трамвая - в фотогалерее ТАСС.



