САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 декабря. /Корр. ТАСС Екатерина Калинина, Юлия Андреева/. В воскресенье, 7 декабря Государственный Эрмитаж отметит 250-летие.
Несмотря на то, что "от рождения" он был императорским музеем, и российские монархи бережно заботились о его коллекциях, даже всемогущество царей не могло обеспечить безоблачного существования музея. На жизнь Эрмитажа всё время влияли внешние факторы — природные, исторические, человеческие и техногенные.
С чем-то приходилось бороться, что-то надо было просто пережить, перевернув очередную яркую или трагическую страницу истории. Наиболее опасным и агрессивным врагом Эрмитажа оказалась стихия: за 2,5 века своей истории музей в буквальном смысле прошел испытания огнем и водой. За быстрое преображение после пожара Эрмитаж сравнивали с птицей Феникс.
Датой основания Эрмитажа считается 1764 год, когда русский посол в Пруссии Владимир Долгорукий приобрел по указу императрицы Екатерины II коллекцию живописи (225 картин) у берлинского купца Иоганна Эрнеста Гоцковского. Преимущественно это были произведения фламандских и голландских художников, а также работы итальянских мастеров. В их числе - полотна Рембрандта, Хальса, Стена, Йорданса. 11 февраля 1764 года Екатерина II подписала указ о принятии собрания картин Гоцковского, летом того же года коллекция была доставлена в Зимний дворец. Затем ее разместили в здании, построенном в 1764-1767 гг. рядом с дворцом, которое называлось Эрмитаж (с франц. - "место уединения"). В этом здании (известно ныне как Малый Эрмитаж) находились покои императрицы, предназначенные для отдыха и приема узкого круга гостей. В 1771 -1787 гг. в связи с расширением коллекции было построено новое здание - Большой или Старый Эрмитаж.
День своего основания музей празднует 7 декабря - в день Святой Екатерины.
ТАСС Досье
Балтика против Эрмитажа
Комплексу зданий Эрмитажа, построенному у самой Невы, неоднократно досаждала водная стихия.
Дворец-феникс
Огненная стихия оказалась не менее безжалостной, чем водная. В результате пожара 1837 года, бушевавшего в Зимнем дворце в течение трех дней с 17 по 19 декабря, были уничтожены практически все интерьеры царской резиденции.
Тогда вся громада дворца представляла огромный костер, с которого пламя восходило к небу высоким столбом под тяжелыми тучами черного дыма, то волновалось как море, коего волны вскакивали огромными зубчатыми языками, то вспыхивало снопом бесчисленных ракет, которые сыпали огненный дождь на все окрестные здания.
Осмотрев имущество, спасенное гвардейским корпусом из Зимнего дворца во время пожара, я столько же была изумлена огромностию трудов его и усилий, сколько тронута чувством душевного умиления, увидев ту неимоверную заботливость, которая была приложена о сбережении вещей, принадлежащих Его Императорскому Величеству, лично Мне и нашему семейству.
Но ущерб зданию был огромен. От великолепных интерьеров остались лишь голые стены, искореженные железные прутья и мусор. Потом этот мусор вывозили на Петровский остров на 120 судах.
Ошибка Монферрана
Беспрецедентные по масштабу восстановительные работы в царской резиденции были выполнены всего за год с небольшим. В них участвовали более 8 тыс. рабочих.
Пожарная команда Эрмитажа
В наши дни за охрану Эрмитажа от огня отвечает специальная команда. Должность "заведывающего пожарной охраной" в музее была учреждена в 1929 году. В его подчинении сначала числилось 25 человек, у них на вооружении были пенные огнетушители, ломы, лопаты, ведра, пожарные краны с пожарными рукавами. Сейчас штатная численность личного состава 62-й военизированной пожарной части Эрмитажа насчитывает 78 человек. Все хранения в Эрмитаже оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации. Техническое обеспечение пожарной охраны постоянно совершенствуется. В музее есть установки для пожаротушения внутри помещений и на открытом пространстве, а также для локализации пожаров. В музее используется водяная и газовая противопожарные системы; сгораемые конструкции, электрические кабели и несущие металлоконструкции в Эрмитажном театре обработаны огнезащитным составом.
"Зверская" борьба за культурные ценности
Испытаниями огнем, ветром и водой, воздействие природы на Эрмитаж не ограничилось. Настоящим стихийным бедствием для коллекции произведений искусства могли стать мыши и крысы, если бы владельцы Эрмитажа и управляющие музеем вовремя не принимали меры.
Примеров серьезного повреждения экспонатов грызунами история не сохранила, тем не менее, сотрудники Эрмитажа до сих пор считают кошек своими "коллегами" в деле охраны культурных ценностей.
На обилие грызунов в своих покоях, как известно, жаловалась еще Екатерина Великая. Именно она придала кошкам статус охранников картинных галерей. Но первые коты появились на территории Зимнего дворца ещё до неё.
Петр Великий привёз в свой Зимний дворец кота из Голландии. Еще одну партию кошек выписала из Казани его дочь, императрица Елизавета. Она издала указ "о высылке ко двору котов", в котором велела "сыскать в Казани самых лучших и больших котов, удобных к ловле мышей" и отправить в губернскую канцелярию.
Котам в музее не место
Сейчас "кошачья гвардия" Эрмитажа не теряет своего значения. На службе в музее постоянно состоят более 50 котов, кошек и котят. Они живут в просторных подвалах Эрмитажа вольно, им предоставлена определенная свобода действий, но существуют некоторые ограничения — в залы с экспозицией животных не пускают. Эрмитажные кошки могут общаться с людьми во дворе Зимнего или гулять сами по себе, ведя почти дикий образ жизни. Главная их задача не допустить к экспонатам крыс.