v

"Рабочий и колхозница"


История шедевра советского монументализма





Если вы смотрели картины "Мосфильма" или бывали на ВДНХ в Москве, то совершенно точно знаете ее. Она увидела Париж и едва не погибла при демонтаже. Ее называли одним из главных символов советской эпохи. Рассказываем, как создавали скульптуру "Рабочий и колхозница" и при чем здесь "враг народа" Лев Троцкий. 




Своим появлением скульптура "Рабочий и колхозница" обязана Всемирной выставке 1937 года. Мероприятие проходило в Париже и для молодого советского государства стало хорошей возможностью показать капиталистическим странам достижения социализма. Важно было не ударить в грязь лицом, поэтому готовиться к событию начали заранее.

Разработать проект выставочного павильона поручили архитектору Борису Иофану. Он предложил разместить на вершине здания фигуры юноши и девушки, которые олицетворяли бы "хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство". 



Источником вдохновения для архитектора послужила античная статуя "Тираноборцы". Древнегреческие скульпторы Критий и Несиот в V в. до н. э. изваяли фигуры двух афинян, сжимающих в руках мечи — как символ борьбы с деспотией. В эскизе Иофана мечей не было, он заменил их на главную государственную эмблему СССР — серп и молот.

Архитектор полагал, что фигуры рабочего и колхозницы изготовят из легкого и светлого металла — дюралюминия. Скреплять части скульптуры планировалось с помощью заклепок, совсем как у статуи Свободы. Однако инженер, доктор технических наук Петр Львов убедил Иофана отдать предпочтение другому материалу — нержавеющей стали. Он же предложил соединять детали фигур с помощью электрической сварки. 



Осталось только выбрать скульптора, которому можно было доверить работу. Летом 1936 года состоялся закрытый конкурс. В нем участвовали четыре мастера: Вячеслав Андреев, Матвей Манизер, Вера Мухина и Иван Шадр. Наиболее удачным признали проект Мухиной. Правительственной комиссии понравилось, как она доработала идею Иофана и придала фигурам рабочего и колхозницы движение.



Впрочем, один из элементов скульптуры — развевающийся за спиной у колхозницы лоскут ткани — вызвал вопросы у председателя комиссии Вячеслава Молотова. Мухиной удалось отстоять первоначальную задумку — шарф придавал фигурам и динамику, и визуальную горизонталь. Но даже после этого его конфигурацию пришлось менять несколько раз.



В общей сложности над полутораметровой глиняной моделью, которую затем предстояло увеличить в 15 раз и превратить в металлическое изваяние, Мухина с двумя помощницами трудились полтора месяца. Как вспоминала скульптор, все это время женщины не выходили из дому, работали с 9 утра до часа ночи, а на завтрак и обед тратили не более 10 минут.

Созданием полноразмерной скульптуры занялись сразу два московских предприятия. 48-тонный каркас изготовили на заводе "Стальмост", а детали внешней оболочки — на опытном заводе Центрального научно-исследовательского института машиностроения и металлообработки.



Вскоре директор второго предприятия написал на Мухину донос. Он заявил, что множество правок скульптора затягивали процесс и ставили под угрозу выполнение работ в срок. Чтобы придать вес жалобе, руководитель завода добавил, что в некоторых местах стальной оболочки можно увидеть профиль "врага народа" Льва Троцкого. Информация дошла до самого Иосифа Сталина. Когда монтаж скульптуры завершился, секретарь ЦК ВКП(б) приехал на завод и лично осмотрел статую. Троцкого он не разглядел, поэтому работу приняли без замечаний.

Высота изваяния в итоге составила около 24 м, а общий вес — почти 75 т. Любопытно, что с точки зрения анатомии в фигурах рабочего и колхозницы все было неправильно, но, несмотря на это, скульптура производила неизгладимое впечатление на зрителей.



Готовую статую разрезали на 65 частей, упаковали в ящики и поездом отправили во Францию. Там ее заново собрали и водрузили на 34-метровый постамент-павильон. Напротив высилась 60-метровая башня, где разместилась экспозиция нацистской Германии. Противостояние двух стран и их достижений стало одним из главных событий выставки. Впрочем, работе Мухиной не нашлось равных — "Рабочего и колхозницу" удостоили Гран-при.



Когда же Всемирная выставка закончилась, встал вопрос, как вернуть статую в Советский Союз. Мухину на демонтаж не допустили, из-за чего при разборке скульптура серьезно пострадала. Восстановительные работы — по сути, замена большей части стальных листов обшивки — заняли два года. И только в 1939 году обновленные "Рабочий и колхозница" появились у северного входа ВДНХ.

Вот только вместо высокого постамента, с расчетом на который создавалась работа, статую поместили на 10-метровый пьедестал. Мухина язвительно называла его "пеньком" и неоднократно просила правительство поднять скульптуру на основание, аналогичное парижскому. Настаивала она и на том, что "Рабочий и колхозница" должны стоять в другом месте — на стрелке Москвы-реки (там, где в наши дни возвышается памятник Петру I работы Зураба Церетели) или на Воробьевых горах. Но обращения скульптора власти страны проигнорировали.



За несколько десятилетий коррозия разъела памятник, и в 2003 году московские власти отправили символ советской эпохи на реставрацию. Несущий каркас восстановлению не подлежал, его пришлось создавать заново, зато стальные листы внешней оболочки сохранились куда лучше — заменить пришлось всего 10% из них.



На место "Рабочий и колхозница" вернулись только шесть лет спустя — в ноябре 2009 года. Вместо "пенька" они встали на новый 34,5-метровый постамент, на котором настаивала Вера Мухина, а в основании памятника разместили музейно-выставочный центр.







В материале использованы фотографии: ТАСС (Дмитрий Серебряков, Михаил Терещенко, Станислав Красильников), Fox Photos/Hulton Archive/Getty Images. 

Источники (текст): Воронов Н. Рабочий и колхозница. М.: Московский рабочий, 1990; Лунина Л. Помимо денег есть еще любовь к искусству и родине. Русский мир, 2013; Львов П. Как делалась статуя. Скульптура и время. Составитель Костина О. М.: Советский художник, 1987; Молокова Т. Скульптура В.И. Мухиной "Рабочий и колхозница": строительные аспекты создания и реконструкции. Вестник МГСУ, 2013; Эйгель И. Кремень и кресало. Скульптура и время. Составитель Костина О. М.: Советский художник, 1987; сайт Русского музея.

О том, как на Красной площади появилась усыпальница вождя, читайте в проекте "Мавзолей Ленина".

О шести Зимних дворцах в Санкт-Петербурге, из которых оставили только один, читайте в проекте "Дотянуться до совершенства".

О том, как сталинские высотки изменили облик Москвы, читайте в проекте "Высокие отношения".

Также читайте другие спецпроекты ТАСС

Над проектом работали:

{{role.role}}: {{role.fio}}

© Информационное агентство ТАСС, 2024

Свидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 2 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.