Рекорды Хэмилтона и скорый уход Квята. Завершился сезон "Формулы-1"
В воскресенье последний этап сезона выиграл Макс Ферстаппен
МОСКВА, 13 декабря. /Корр. ТАСС Дмитрий Анзулис/. Сезон чемпионата мира по автогонкам в классе машин "Формула-1" завершился в воскресенье гонкой в Абу-Даби. Чемпионат вновь прошел под диктовку "Мерседеса" и его лидера - британца Льюиса Хэмилтона, который стал семикратным чемпионом мира и сравнялся по этому показателю с Михаэлем Шумахером.
Прошедший сезон по традиции должен был начаться в марте в Австралии, однако набирающая на тот момент обороты пандемия коронавируса внесла свои корректировки. Чемпионат должен был стать рекордным по количеству этапов, но целый ряд стран отказались организовывать Гран-при в сложных эпидемиологических условиях, в итоге в календаре осталось 17 гонок из 23. При этом в некоторых странах было проведено по два этапа, а часть трасс и вовсе впервые в истории приняли у себя лучших гонщиков планеты.
Сезон стартовал в начале июля в Австрии, победу в первой гонке одержал финн Валттери Боттас из "Мерседеса", что вселило в болельщиков надежду на непредсказуемую борьбу за титул. Но ей не суждено было долго жить - со второго Гран-при Хэмилтон включил режим чемпиона и его уже было не остановить. Британец лишь изредка допускал ошибки, выиграл 11 гонок практически без сопротивления и гарантировал победу в чемпионате за три этапа до финиша. Уже после завоевания титула Хэмилтон заразился коронавирусом, из-за чего вынужден был пропустить один этап и прервать серию из 265 стартов подряд, но даже этот факт вряд ли испортил ему настроение.
Британец стал семикратным чемпионом мира и сравнялся с легендой "Формулы-1" Шумахером. И если этот рекорд Хэмилтон пока еще делит с немцем, то достижения Красного Барона по победам (91) и подиумам (155) пали - у пилота "Мерседеса" эти показатели составляют 95 и 165. Кроме того, Хэмилтон превзошел рекорд Шумахера по количеству километров лидирования и еще несколько менее значимых достижений. Останавливаться на достигнутом Хэмилтон, похоже, не планирует, хоть еще и не подписал новый контракт с командой.
Седьмой титул стал одним из самых легких в карьере Хэмилтона, поэтому в течение сезона он мог себе позволить отвлекаться на социальные темы. На правах единственного темнокожего пилота в "Формуле-1" он активно поддерживал движение Black Lives Matter ("Жизни темнокожих имеют значение"). В поддержку пилота "Мерседес" изменил цвет своих болидов на черный, а руководство "королевских гонок" запустило акцию со вставанием на колено перед каждой гонкой в сезоне. Правда, не все пилоты были согласны с ней и оставались стоять во время ее проведения, аргументируя это решение жизненными принципами.
Единственный, кто мог составить конкуренцию "Мерседесам", был нидерландец Макс Ферстаппен. Однако скорость "Ред Булл" позволяла ему вмешиваться в спор за победу лишь изредка - только два раза (включая последнюю гонку сезона) он смог опередить на финише два черных болида. В остальном нидерландец провел стабильный и сильный сезон, 11 раз закончив гонку на пьедестале почета, и только обидные аварии и ненадежность техники помешали ему стать вторым в общем зачете. Напарник Ферстаппена таиландец Александер Албон стал самым критикуемым пилотом в сезоне, на фоне нидерландца его выступления смотрелись блекло, он часто становился виновником различных инцидентов на трассе, совершал глупые ошибки. На данный момент руководство "Ред Булл" не решило, останется ли пилот в команде на 2021 год, но с большой долей вероятности этого не произойдет.
Квят - на выход, Мазепин - на вход
Сложным сезон получился для российского пилота "Альфа Таури" Даниила Квята. Вся карьера уфимца в "Формуле-1" идет по синусоиде - яркий дебют в "королевских гонках", перевод в топ-команду "Ред Булл", первые подиумы и опережение по итогам чемпионата именитого напарника, несколько невзрачных гонок и авария с немцем Себастьяном Феттелем в Сочи, перевод по ходу сезона в "Торо Россо" (нынешнее название - "Альфа Таури"), серия слабых результатов и увольнение из системы "Ред Булл", пропуск сезона и полезная работа в "Феррари", второй шанс от "Ред Булл" и триумфальное возвращение с подиумом. 2020 год мог стать переломным в этой цепочке событий, но в итоге тенденция сохранилась и последовало очередное падение.
При этом нельзя сказать, что Квят полностью провалил сезон, просто получилось так, что его напарник - француз Пьер Гасли - выдал впечатляющий год. Он во многом повторяет судьбу россиянина - дебют за "Торо Россо", повышение в "Ред Булл" и ссылка обратно в младшую команду за неудовлетворительные результаты в главной. Гасли был крайне мотивирован провести этот сезон сильно, чтобы доказать руководству поспешность их действий в его отношении. И у него это получилось - первая победа в карьере, пускай и добытая за счет стечения обстоятельств, десять финишей в очковой зоне, зачастую в ее середине, и практически безошибочная езда.
Квят не смог ничего противопоставить напарнику, он вчистую проиграл ему квалификации (4-13), к середине сезона в его активе было всего четыре очка против 43 у француза, и лишь в концовке чемпионата россиянин смог разъехаться и на нескольких этапах показать сильное выступление. Но это уже не могло ничего изменить, к тому моменту руководство "Ред Булл" все для себя уже решило, и пускай пока официального объявления еще не было, но всем уже понятно, что Квят не останется в "Альфа Таури" на 2021 год, его должен заменить японец Юки Цунода, ставший третьим по итогам сезона в "Формуле-2".
Но российским болельщикам не стоит огорчаться, страна не останется без представительства в следующем сезоне - в составе команды "Хаас" дебютирует Никита Мазепин, сын председателя совета директоров "Уралхима" Дмитрия Мазепина. Безусловно, финансовые возможности отца стали одним из главных факторов перехода Мазепина-младшего в "Формулу-1", но считать его рента-драйвером в привычном понимании этого выражения не стоит. В прошедшем сезоне Мазепин стал одним из самых ярких пилотов в "Формуле-2".
Россиянин по итогам чемпионата занял пятое место, но одержал две победы и еще четыре раза финишировал вторым, и это в составе не самой сильной команды в пелотоне. Еще одной победы и одного подиума Мазепин был лишен уже после финиша гонок в результате выписанных ему штрафов, которых у него в сезоне было предостаточно и которые не всегда носили справедливый характер. Наказания в большинстве случаев выносились за бескомпромиссную борьбу с соперниками, что и стало отличительной чертой Мазепина. Россиянин никому просто так не уступал позицию и сопротивлялся до конца, порой переходя рамки дозволенного. Именно таких пилотов не хватает современной "Формуле-1", и Мазепин своим приходом постарается сделать ее ярче, насколько ему позволит уровень "Хааса".
Партнером Мазепина по "Хаасу" будет чемпион "Формулы-2" 2020 года сын легенды "Формулы-1" немца Михаэля Шумахера Мик Шумахер. Если россиянин попал в команду во многом благодаря финансовым вливаниям, то Шумахер получил место в "королевских гонках" за счет партнерства американского коллектива с "Феррари", членом академии которой является немец, и собственных выступлений в "Формуле-2". Шумахер-младший вместе с чемпионатом выиграл и в соперничестве с другими членами академии "Феррари" - британцем Каллумом Айлоттом (второе место в "Формуле-2") и пилотом программы развития российского автоспорта SMP Racing Робертом Шварцманом (четвертое место).
Битва во втором эшелоне
Несмотря на то, что борьбы за титул в личном зачете и Кубке конструкторов не получилось, сезон в целом вышел довольно зрелищным, а некоторые этапы болельщики наверняка будут пересматривать спустя годы. Чемпионат вместил в себя и первые победы с подиумами для некоторых пилотов, и скандал с "розовым "Мерседесом" ("Рейсинг Пойнт"), и жуткие аварии в Муджелло и Сахире, а сценарию отдельных Гран-при позавидовали бы даже в Голливуде. На пьедестал почета по итогам гонок в общей сложности поднялись 13 пилотов - небывалый случай для "Формулы-1" последних лет.
В очередной раз своих поклонников разочаровала "Феррари", и если в предыдущих сезонах они огорчались ближе к концу сезона, когда команда собственноручно лишала себя шансов на победу в личном зачете, то в этот раз болельщики "Скудерии" впали в уныние с самого начала чемпионата. Красные болиды не могли конкурировать по скорости не только с лидерами - "Мерседесом" и "Ред Булл", но и уступали многим командам из второго эшелона. Как итог - монегаск Шарль Леклер и Феттель лишь трижды на двоих поднимались на подиум, при этом все три раза это стало возможным благодаря проблемам у соперников или хаотичному течению гонки. "Феррари" заняла шестое место в Кубке конструкторов и показала худший для себя результат с 1980 года (тогда команда стала 10-й).
За место итальянцев в топ-3 развернулась нешуточная борьба, победителем из которой вышел "Макларен", при этом перед последней гонкой заветную позицию занимал "Рейсинг Пойнт", болиды которого окрестили "розовыми "Мерседесами" за то, что команда практически полностью скопировала прошлогоднюю чемпионскую машину немецкого концерна, чем вызвала негодование со стороны соперников. Они изначально собирались до последнего добиваться справедливости, но впоследствии согласились на мировую, и все в итоге ограничилось штрафом "Рейсинг Пойнт" в размере €400 тыс. и снятием 15 очков. Именно их команде и не хватило на финише сезона, чтобы стать третьей в Кубке конструкторов, но зато ее пилоты канадец Лэнс Стролл и мексиканец Серхио Перес впервые в карьере выиграли квалификацию и гонку соответственно. При этом Перес, который стал четвертым по итогам чемпионата, несмотря на два пропущенных из-за заражения коронавирусом этапа, на данный момент остается без контракта в "Формуле-1" на следующий год, в "Рейсинг Пойнт" ему предпочли четырехкратного чемпиона мира Феттеля.
Вместе с "Маклареном" и "Рейсинг Пойнт" за третье место боролась и команда "Рено", пилоты которой - австралиец Даниэль Риккьярдо и француз Эстебан Окон - на один раз больше гонщиков "Макларена" (испанца Каролса Сайнса - младшего и британца Ландо Норриса) поднимались на подиум по итогам гонок (три раза против двух), но этого им не хватило даже для того, чтобы занять четвертое место в Кубке конструкторов. В следующем сезоне составы команд претерпят изменения: Сайнс уйдет в "Феррари", его место в "Макларене" займет Риккьярдо, а австралийца в "Рено" заменит двукратный чемпион мира испанец Фернандо Алонсо, который вернется в "Формулу-1" после двухлетнего перерыва.
Битву аутсайдеров выиграла "Альфа Ромео" - финн Кими Райкконен и итальянец Антонио Джовинацци на двоих набрали восемь очков, оба продлили контракт с коллективом на один сезон. Второе место с конца занял "Хаас" - датчанин Кевин Магнуссен и француз Ромен Грожан только по разу финишировали в топ-10, набрав на двоих три балла. При этом француз на Гран-при Сахира попал в страшную аварию, итогами которой стали многочисленные ожоги и пропуск заключительных двух этапов сезона, где его заменял резервный пилот команды бразилец Пьетро Фиттипальди, внук двукратного чемпиона мира Эмерсона Фиттипальди. Последнее место в чемпионате третий сезон подряд занял "Уильямс" - британец Джордж Расселл и канадец Николас Латифи не принесли прославленному коллективу очков, сам Расселл при этом без набранных баллов не остался: на предпоследнем этапе он заменял заразившегося коронавирусом Хэмилтона в "Мерседесе" и финишировал девятым (а мог и выиграть гонку, если бы не ошибки команды на пит-стопах и прокол колеса).
Из-за пандемии только четыре этапа из 17 прошли в присутствии зрителей. Рекордсменом по количеству болельщиков на трибунах стал Гран-при России - уик-энд в Сочи посетило около 30 тыс. человек. В португальском Портимане их было около 27 тыс., в германском Нюрбурге - порядка 20 тыс., а в итальянском Муджелло - менее 3 тыс. Следующий сезон планируется начать в Австралии (19-21 марта).