30 марта 2017, 11:31

Возвращение домой: старообрядцы надеются на возрождение храмов

Глава Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий. Алексей Никольский/ пресс-служба президента РФ/ ТАСС
Глава Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий
Об ожиданиях староверов после встречи предстоятеля РПСЦ митрополита Корнилия с президентом Владимиром Путиным — в материале ТАСС

Дискуссия о передаче Русской православной церкви (РПЦ) Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге взволновала не только общественность, но и российских старообрядцев. Некогда принадлежавшие Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) здания храмов и молитвенные помещения сегодня заняты под больницы, столовые, мастерские, предназначены под снос либо пустуют.

Есть и примеры уважительного отношения, когда государство и местные власти поддерживают решение верующих о восстановлении их храмов. ТАСС собрал истории взаимоотношений РПСЦ с властями из разных регионов России. Немалые надежды возлагают староверы и на первую за 400 лет встречу митрополита с главой государства, прошедшую в марте.

В РПСЦ разговор президента России с митрополитом Корнилием, который состоялся 16 марта, расценивают как "знаковую встречу". Так, старообрядцы Волгоградской области теперь надеются, что местные власти будут уделять им больше внимания. Настоятель храма во имя святителя Николы в городе Калач-на-Дону иерей Георгий Гилев полагает, что встреча Путина и Корнилия поможет ускорить передачу РПСЦ здания, где раньше был женский старообрядческий монастырь, а потом располагалась онкологическая больница.

"Сейчас строение пустует уже больше года, так как медучреждение переведено в районную больницу. Идет процесс передачи здания из федеральной собственности в муниципальную, и затем нам его районные власти обещают передать. В этом одноэтажном здании мы хотим открыть второй старообрядческий храм в Калаче-на-Дону", — рассказал настоятель.

По его словам, единственный сегодня в городе храм во имя святителя Николы сильно обветшал, так как был построен в 1950-х годах и уже с трудом вмещает прихожан, число которых, особенно во время религиозных праздников, превышает 200 человек.

Кто такие старообрядцы

Русская православная старообрядческая церковь рассматривает себя как продолжение исторической русской православной церкви, существовавшей до реформ патриарха Никона в XVII веке. Никон, в частности, одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины по образцу греческой церкви и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды.

Сторонники старых русских обрядов были объявлены раскольниками, а впоследствии официально названы старообрядцами. Среди внешних отличий от Русской православной церкви — использование исключительно восьмиконечного распятия, написание "Исус" вместо "Иисус". Крестные ходы старообрядцы совершают по солнцу, а не против, в большинстве течений (поповцы, беспоповцы и еще 20 направлений) одобряется ношение древнерусской молитвенной одежды: косовороток, сарафанов, рубах и т.д.

В наши дни староверы и РПЦ существуют без конфликтов: Поместный собор РПЦ 1971 года снял все анафемы середины XVII века и признал все дониконовские обряды, принятые у староверов, в том числе самое известное отличие — двоеперстие — "равночестным и равноспасительным" наравне с троеперстием.

В Саратове: снести нельзя отдать

Для Саратовской области вопрос с возвращением храмов стоит особенно остро. Как рассказал настоятель храма во имя Успения Пресвятой Богородицы иерей Вадим Коровин, старообрядцы пытаются вернуть храм Казанской Богородицы, расположенный на улице Чернышевского, и Покровский собор на улице Кузнечной в Саратове. Оба здания признаны объектами культурного наследия, находятся в аварийном состоянии и сейчас пустуют.

"Покровский собор выкупил бизнесмен, объект находится под угрозой сноса, так как там планируется построить гостиницу. Храм Казанской Богородицы власти города также планируют продать, хотя мы просили их о передаче объекта нам и предоставили выписку из архива митрополии", — говорит Коровин.

По словам собеседника ТАСС, в помещениях церковь хочет открыть не только новые храмы, но и церковную школу и музей. В регионе несколько тысяч старообрядцев, при этом в областном центре действует лишь один храм, который удалось вернуть и восстановить в 1997 году.

"Еще один объект в Хвалынском районе в настоящий момент готовится к передаче в собственность Русской старообрядческой православной церкви. Храм, построенный по личному разрешению императора Александра II, находится на территории санатория, раньше в нем располагалась столовая, сейчас помещение пустует. Мы надеемся получить его в собственность в ближайшее время, однако точные сроки назвать сложно", — добавил Коровин.

Новосибирск и Санкт-Петербург: самостоятельно и при поддержке государства

В этом году Новосибирская община РПСЦ отметит 110-летие. 30 лет назад в Новосибирске открыли храм, который строили девять лет исключительно на пожертвования прихожан.

"Теперь мы им вполне довольствуемся, хотя в дни праздников тесновато: прихожан в Новосибирске около тысячи", — рассказал пресс-секретарь епархии Александр Емельянов.

По его словам, в 1920-е годы по "письму работающих женщин" помещение, где проводили службы старообрядцы, изъяли и передали под детский сад.

"На сегодняшний момент даже непонятно — сохранилось оно или нет, было перестроено или снесено. В любом случае, у нас нет никаких притязаний на возвращение какого-либо помещения", — уточнил он.

Северная столица считается одним из центров беспоповщины, здесь сосредоточены крупнейшие общины и проживают основные деятели этой веры, богословы и официальные руководители Древлеправославной поморской церкви. Наиболее известны два храма, являющиеся центрами жизни поморских общин. Один из них расположен в центре города, на Тверской улице, он отреставрирован и передан общине; второй в Рыбацком (восточная часть Петербурга. — ТАСС), оба храма являются центрами всероссийского значения.

Поповцев, по оценкам ученых, в Санкт-Петербурге меньше, чем в Москве, и община относительно малочисленная. Тем не менее РПСЦ имеет два крупных центра: в Обухово и в районе Лиговского проспекта, в Транспортном переулке, где сейчас идет реставрация переданного государством общине храма.

Научный подход в Новгороде

Церковь святого Илии Пророка (XV век) в Великом Новгороде в ближайшие два года преобразится. После возвращения от государства храма на 49 лет в безвозмездное пользование РПСЦ настоятель церкви Александр Панкратов сумел при поддержке местных властей и Министерства культуры РФ защитить проект по реставрации памятника культурного наследия стоимостью 97 млн руб. По его словам, в Новгородской области у общины старообрядцев с властями Новгородской области "сложились конструктивные деловые отношения".

"Храму необходима настоящая, научная реставрация. Проект уже выполнен и согласован. Возрождение начнется в 2017 году после проведения конкурса. Мы планируем сделать три в одном: в храме разместятся молитвенные помещения по первоначальному их предназначению, на паперти — музейная экспозиция по истории и археологии этого древнего храма старообрядцев, а в нижнем ярусе расположится приют для паломников", — уточнил он, отметив, что в XX веке в здании поочередно размещались общежитие, овощебаза и мастерские художников.

В 2001 году старообрядческая церковь в Великом Новгороде также получила в пользование храм Иоанна Богослова на Витке (XIV век). Помимо исторического наследия новгородские старообрядцы используют и новодел. Так, в 2016 году в Маловишерском районе области на пожертвования построили первый за последние 80 лет храм РПСЦ.

Новгородская община, по данным собеседника агентства, насчитывает около 60 человек, но она пополняется за счет переселенцев из стран ближнего зарубежья, в особенности из старообрядческих общин Украины и Молдавии.

Сколько старообрядцев в России

В России насчитывается от 3 до 6 млн старообрядцев, рассказал ТАСС эксперт Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург), старший научный сотрудник научно-просветительного отдела музея Сергей Подлесный.

"Прямых данных о численности старообрядцев нет, так же, как других верующих, поскольку в переписных анкетах нет пункта о вероисповедании, — пояснил он. — У религиоведов своя методика, которая позволяет оценить количество верующих. Она учитывает количество общин и на этой основе рассчитывает число наиболее активных прихожан. Их, как правило, примерно в пять раз меньше, чем тех, кто бывает в церкви раз от разу, и примерно в 20 раз меньше общего числа людей, вовлеченных в жизнь религиозной общины. На основании этой методики количество старообрядцев в современной России можно оценить примерно в 3–6 млн человек".

Ученый отметил, что современные старообрядцы, в отличие от своих исторических предшественников, сосредоточены в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, где расположены наиболее активные общины. По оценкам религиоведов, старообрядчество присутствует в России как религия, но не имеет тенденции к широкому распространению. "Динамика числа верующих падает не только у старообрядцев, — подчеркнул Подлесный. — Обрядность в наши дни не имеет такого значения, как раньше, и, видимо, со временем круг старообрядцев будет сужаться, а их количество — снижаться".

Региональная редакция ТАСС