Чаплин не готов "праздновать победу" после смены руководства Новосибирского театра

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. ИТАР-ТАСС/ Михаил Метцель
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин
"Мне бы хотелось не репрессий, а осознания этими людьми того, что они не правы", - заявил протоиерей

МОСКВА, 1 апреля. /ТАСС/. Председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин не готов "праздновать победу" из-за увольнения Бориса Мездрича с поста директора Новосибирского театра оперы и балета, где был поставлен спектакль "Тангейзер". Об этом протоирей заявил в среду на заседании комиссии Общественной палаты по культуре.

"Совершенно не хочется - по крайней мере, мне лично - праздновать победу. Мне бы хотелось не репрессий, а осознания этими людьми того, что они не правы, осознания того, что помещать священный символ, священный образ в унизительный контекст, - это плохо", - отметил Чаплин.

Саму постановку "Тангейзер" он считает "глубоко шаблонной" и не относит ее к "смелым экспериментам".

"Пытаться затронуть чувства христиан, предложить очередное кощунственное употребление священных символов - это то, что уже давно было. Если вы такие смелые, господа, попробуйте оспорить монополию на общественное пространство у тех, кто реально даст вам сдачу", - предложил театральным деятелям протоирей.

"Урок повышения взаимной ответственности"

Ситуация с постановкой "Тангейзера" в Новосибирском театре оперы и балета преподала "урок повышения взаимной ответственности и взаимного уважения", сказал советник президента РФ по культуре Владимир Толстой на заседании комиссии Общественной палаты по культуре.

"Мне кажется, что урок "Тангейзера", если его можно так назвать, - это урок повышения взаимной ответственности и взаимного уважения. Именно это должно быть нашим общим выводом, помимо административного и прочих", - сказал Толстой.

Особенно чиновника волнует, что ситуация с "Тангейзером" "усиливает нарастание напряжения в обществе" и в творческой среде. "То, что мы каждый раз как бы увеличиваем раскол в профессиональной среде - это тоже последствия вот такого рода событий, и они не могут не тревожить, потому что мы имеем дело с безусловно талантливыми людьми, у которых есть своя точка зрения, свой взгляд на мир, на действительность, на творческий процесс. И чем сильнее идет на них давление, тем больше у творческого человека желание освободиться, и это естественная реакция любого живого организма", - подчеркнул Толстой.

Он уверен, что власть не имеет права диктовать "художнику, писателю, режиссеру свою волю, свои представления о том, что и как должны делать творчески одаренные люди".

Толстой подчеркнул, что "искусство может предполагать какую-то долю провокативности, но она всегда должна быть соотнесена с возможной реакцией людей". "Никогда и никому, в том числе, и гениальному творцу, оскорбительные высказывания не позволительны. Причем особенно это чувствительно в области религии", - заключил он.

Скандальная постановка

Опера "Тангейзер" была поставлена на сцене Новосибирского театра оперы и балета в декабре 2014 года. В версии режиссера Иисус Христос стал героем эротического фильма, который снимает рыцарь Тангейзер. После обращения в прокуратуру митрополита Новосибирского и Бердского Тихона против режиссера Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича были возбуждены административные дела. Мировой суд Центрального района Новосибирска 10 марта прекратил производство "в связи с отсутствием события правонарушения". 19 марта прокуратура Новосибирска обжаловала постановления суда. В воскресенье, 29 марта, директор театра Борис Мездрич был уволен "за невыполнение указаний учредителя".