МОСКВА, 2 апреля. /ТАСС, Марианна Беленькая/. "Дьявол в деталях", — заявил глава МИД РФ Сергей Лавров 1 апреля, описывая предстоящую работу экспертов над техническими аспектами соглашений "шестерки" и Тегерана по иранской ядерной программе, выработанных в Лозанне. Российский министр сообщил, что Иран и "шестерка" достигли договоренности по всем ключевым аспектам на министерском уровне и до конца июня эксперты будут дорабатывать технические детали, "что потребует серьезных усилий".
Однако после этих слов переговоры в Лозанне продалжались еще почти на двое суток. "Дьявол" дал о себе знать до того, как было объявлено о подписании каких-либо договоренностей. Слишком высока цена, за которую идет торг. С одной стороны сделки, над которой дипломаты из разных стран бились уже более десяти лет, — отказ Тегерана от военной ядерной программы, с другой — превращение Ирана в центр силы на Ближнем Востоке, который сможет диктовать свои условия по самым разным вопросам от политики до экономики, причем не только соседям по региону.
В итоге в Лозанне был принят следующий документ:
Совместный всеобъемлющий план действий. Ключевые моменты
Торг о санкциях
Основной торг на последних этапах переговоров шел между Ираном и "шестеркой" "о снятии определенных санкций в ответ на конкретные ограничительные меры", сообщил ТАСС высокопоставленный источник, принимающий участие в переговорах. Именно в этом, по его словам, была основная сложность для переноса принципиальных договоренностей на бумагу.
Иранцам важно было понять: санкции снимаются или приостанавливаются, кто и как будет оценивать выполнения условий соглашения, не повлекут ли договоренности новых дополнительных условий, например приостановки каких-либо частей ракетной программы Тегерана (такие опасения высказывались в некоторых иранских СМИ).
В начале переговоров в Лозанне отмечалось, что отмена санкций СБ ООН скорее всего будет проходить поэтапно, по мере выполнения Ираном своих обязательств в рамках будущей договоренности. Речь может идти о сроке от нескольких месяцев до нескольких лет, сообщил ТАСС европейский источник на переговорах. Кроме того, отмечалось, что отмена односторонних ограничительных мер Евросоюза и США против Ирана не обсуждалась в Лозанне в формате "шестерки", а только в рамках двусторонних переговоров.
Сам Иран настаивал на включении пункта о снятии финансовых санкций, ограничений на сотрудничество в научной сфере, в том числе в авиастроении и обслуживании гражданского авиапарка.
По окончанию переговоров в Лозанне верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини на совместной пресс-конференции с главой МИД ИРИ Джавадом Зарифом заявила, что ЕС и США начнут отмену односторонних санкций параллельно отмене санкций СБ ООН. Позднее госдеп США пояснил, что санкции, введенные в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН, будут отменяться по мере осуществления Ираном всех необходимых действий "по проблемам, вызывающим наибольшую обеспокоенность (обогащение, объекты в Фордо и Араке, возможная военная направленность программы и транспарентность)". Что касается санкций, введенных США и ЕС, то они будут отменены после того, как МАГАТЭ подтвердит, что Иран предпринял все необходимые ключевые шаги.
Какие санкции действуют в отношении Ирана
Как переговоры в Лозанне скажутся на нефтяном рынке
На долю Ирана приходится 13% доказанных запасов нефти стран ОПЕК. По этому показателю он находится на третьем месте после Венесуэлы и Саудовской Аравии.
Судьба мировых цен на нефть решается в Лозанне, так описывал CNN Money происходящие в Швейцарии переговоры. Эксперты предсказывали —- если "шестерка" международных посредников и Иран придут к соглашению, то цены на нефть упадут на $5 за баррель. В случае снятия санкций с Ирана и соответственно эмбарго на экспорт нефти, объем предложений на это сырье на мировом рынке может увеличиться на 1-1,5 млн баррелей в сутки. Все это, подчеркивал CNN Money, нанесет удар по американским компаниям, занимающимся добычей сланцевой нефти (около 30% добычи нефти в США), да и в принципе подогреет спекуляции на нефтяном рынке.
Безусловно, возвращение Ирана на нефтяной рынок не будет быстрым и резким. Однако снятие санкций откроет двери для возвращения в эту страну иностранных компаний, и потенциальная битва за иранский нефтяной кусок может стать столь же острой, как и несколько лет назад в Ираке. Тем более, Иран гораздо перспективнее для инвестиций, чем его арабские соседи по региону. Здесь более стабильный режим, высокий уровень образования населения, развитые технологии.
Именно на инвестиции, и не только в нефтяную сферу рассчитывает иранское руководство, которому необходимо решать серьезные экономические проблемы. Как отмечается в справке министерства экономического развития РФ, в 2013 г. в результате санкций объем экспорта иранской нефти снизился до 1,1-1,2 млн баррелей в день, а доходы от него составили всего $35 млрд по сравнению со $100 млрд в 2011 году. Также в 2013 г. реальный уровень безработицы в Иране, по данным независимых экспертов, оценивали в 20%, в то время как иранские официальные источники дают цифру в 13%. Показатель инфляции в том же году по данным ЦБ ИРИ составил 45%, но, по данным международных экспертов, он реально колебался между 50% и 80%. Впрочем, в результате жесткой фискальной и монетарной политики, к декабрю 2013 г. уровень инфляции снизился почти в два раза – до 24-25%.
Возвращение Ирана в большую политику
Снятие санкций с Ирана и улучшение его отношений с ЕС и США позволит Тегерану играть более активную роль в ближневосточных делах. Иран и так оказывает существенное влияние на происходящее в Ираке, Сирии, Ливане, Бахрейне, Йемене, однако до сих пор официально его роль, как участника переговорного процесса по урегулированию тех или иных региональных кризисов, не признавалась. Достаточно вспомнить, сколько усилий пришлось потратить Москве, чтобы доказать необходимость включения Ирана в переговоры по выходу из сирийского кризиса. Благодаря успеху в Лозанне ситуация может измениться. Это не нравится арабским странам, в первую очередь Саудовской Аравии, не устраивает Пакистан и абсолютно неприемлемо для Израиля, который делал все возможное, чтобы сделка между "шестеркой" и Ираном не состоялась.
Самой большой угрозой для нашей безопасности и нашего будущего остаются усилия Ирана, направленные на создание ядерного оружия. Вырисовывающееся в Лозанне соглашение открывает дорогу к этой цели
По мнению Нетаньяху, Иран получит расщепляющиеся материалы для ядерной бомбы менее чем через год. "Соглашение, которое прорабатывается сейчас в Лозанне, оставит Ирану его подземные установки, ядерный реактор в Араке, а также продвинутые центрифуги", — сказал израильский премьер.
Позиция Израиля по иранскому вопросу впервые за историю американо-израильских отношений не находит понимания в Белом доме, где считают переговоры "самым надежным способом предотвратить получение Ираном ядерного оружия", однако продолжает пользоваться полной поддержкой среди американских конгрессменов.
Так, одновременно с началом переговоров в Лозанне, сенат США единогласно принял поправку к бюджетной резолюции, которая дает верхней палате Конгресса возможность оперативно усилить санкции против Ирана, если Тегеран нарушит условия соглашения по его ядерной программе. Автором поправки выступил сенатор-республиканец от штата Иллинойс Марк Кирк. По его словам, палата "проголосовала за безопасность Соединенных Штатов и Израиля". Документ предусматривает принцип введения санкций в отношении Ирана за срыв соглашений. Кроме того, он позволяет Конгрессу пойти на такие меры, если президент США не сможет убедить парламентариев в том, что Тегеран выполняет все условия договоренностей.
А примерно за две недели до принятия этого решения 47 членов американского сената направили письмо иранским властям, в котором предупредили, что соглашение по ядерной программе, которое может быть достигнуто с нынешней администрацией США, не переживет срок полномочий нынешнего президента (январь 2017 г.). Президент США Барак Обама назвал этот случай беспрецедентным.
Они адресовали письмо аятолле - верховному лидеру Ирана, которого они называют смертельным врагом США - с призывом не заключать соглашений с американским президентом, поскольку якобы нет уверенности в том, что он их выполнит. Это беспрецедентный случай
Подобный раскол мнений в Вашингтоне вызывает у Ирана опасения в надежности и долговременности достигнутых в Лозанне соглашений.
В то же время госсекретарь США Джон Керри подчеркнул, что на "всех, кто противодействует" попыткам "шестерки" заключить с Ираном всеобъемлющую договоренность, "лежит обязанность... предложить жизнеспособную, реалистичную альтернативу". "А я пока не вижу, чтобы кто-то это сделал", — отметил политик.
Заявление госсекретаря США и в целом позиция администрации Обамы удивительно созвучна тому, что на протяжении многих лет пыталась объяснить Москва — альтернативы дипломатическому урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы нет. Российские дипломаты потратили немало усилий, чтобы сблизить позиции Ирана и США.
"Мы внесли вклад в работу, которая предшествовала этому этапу (в Лозанне), предложив принцип поэтапности и взаимности в подходе к различным аспектам этой проблемы", — заявил Лавров. "Вся концепция, которая легла в основу этой работы, базируется на той позиции, которую выдвинул президент РФ Владимир Путин несколько лет назад, призвав решать проблему ядерной программы Ирана на основе безусловного права этой страны на мирную ядерную программу, включая обогащение урана, при постановке всей этой программы под надежный контроль МАГАТЭ и при снятии всех санкций, которые были введены против Ирана", — добавил он.