16 февраля, 09:00
Статья

"Амир", сорвавший "Длинный прыжок": как разведчик Вартанян спасал Сталина

17 февраля исполняется столетие со дня рождения Геворка Вартаняна — выдающегося советского разведчика, Героя Советского Союза, многие задания которого засекречены по сей день. Наиболее громким из них стало участие в разгроме фашистского подполья в Тегеране, что обеспечило безопасность лидеров СССР, США и Великобритании во время Тегеранской конференции в конце 1943 года. ТАСС вспоминает жизнь и работу нелегального агента, носившего оперативный псевдоним "Амир"
Геворк Вартанян. Александр Саверкин/ ТАСС
Геворк Вартанян

Геворк Андреевич Вартанян родился 17 февраля 1924 года в Ростове-на-Дону. Его отец работал с советской внешней разведкой, что повлияло на дальнейшую судьбу будущего знаменитого нелегала. В 1930 году семья переехала в Иран — сначала в Тавриз, затем в столицу, Тегеран. Андрей Вартанян занимался в стране коммерцией (это давало средства и необходимые связи), параллельно проводя агентурную работу.

Историк разведки Николай Долгополов в книге "Вартанян" писал, что Вартанян-младший с детства понимал: его отец — советский разведчик. Иногда Геворк выполнял небольшие поручения, выступая в роли курьера или провожатого. В 1940 году 16-летний Геворк и сам устанавливает контакт с советской резидентурой и становится "Амиром".

Иран стратегический

Страны Среднего Востока в 1920-х годах находились в упадке. Будучи крупнейшей страной в регионе, Персия фактически не имела промышленности, импортировала от бумаги и продуктов питания до машиностроительной продукции, народ бедствовал, неграмотной была большая часть населения. Из-за арычного водоснабжения и при отсутствии системы здравоохранения свирепствовали кишечные и кожные болезни. При этом в стране было исторически сильно присутствие Великобритании, имевшей значительные преференции в области торговли. Ситуация начала меняться с 1921 года, когда в результате госпереворота (при британском участии) к власти пришли националисты во главе с Реза-ханом Пехлеви, предводителем местного казачества. В 1925 году он был провозглашен главой государства — шахом. С первых дней правления Реза-шах приступил к модернизации страны, проводя политику государственного капитализма, индустриализации. При нем Персия изменила название на Иран ("страна ариев"), провела судебную реформу, ввела новый Гражданский кодекс. При этом правление шаха-реформатора сопровождалось авторитаризмом, преследованием любых проявлений инакомыслия, унификацией прессы, полицейским произволом. В 1930-х годах Реза-шах по ряду причин выбрал в качестве союзника и инвестора фашистскую Германию, развивая отношения между странами. СССР и Великобритания, будучи союзниками по антигитлеровской коалиции, полагали, что территория Ирана станет плацдармом для дальнейшей экспансии нацистов, поэтому в августе — сентябре 1941 года ввели в страну войска. Советское правительство ссылалось на условия советско-иранского договора 1921 года, по которому территория Персии не могла превратиться "в базу для военных выступлений против России". 16 сентября 1941 года Реза-шах отрекся от престола, место занял его сын, а в 1942 году Иран подписал договор о союзе между СССР и Великобританией.

Работы для разведчиков в Иране хватало. В стране действовали агенты германской военной разведки и контрразведки (абвера), число которых в 1941 году оценивается в несколько тысяч. "Пятая колонна" фашистской Германии проникла в государственные структуры, организовала секретные аэродромы, склады вооружения, занималась обучением диверсантов, которые затем забрасывались в Советский Союз. Первым заданием Геворка Вартаняна стала организация группы, занимающейся выявлением абверовцев. По воспоминаниям Вартаняна, команда из семи разведчиков, прозванная в шутку "Легкой кавалерией", состояла из выходцев из СССР различных национальностей. Общение между единомышленниками шло как на русском, так и на фарси, который они изучали в школе.

Никакой оперативной подготовки у нас, конечно, не было, и старшим товарищам из резидентуры приходилось образовывать ребятню на ходу. Умело научили нас вести наружное наблюдение
Геворк Вартанян
разведчик-нелегал, Герой Советского Союза

Вскоре к группе подключилась 16-летняя Гоар — будущая супруга Вартаняна. Удар по вражеской резидентуре нанес ввод частей Красной армии в Иран и последующая масштабная зачистка нелегалов неприятеля, однако наиболее опытные агенты абвера сумели уйти в глубокое подполье. В течение двух лет "Легкая кавалерия" установила порядка 400 лиц, связанных с германской спецслужбой. Арестован был и шеф резидентуры Франц Майер, прежде работавший в СССР, отлично владевший фарси и русским. "До августа 1941-го, ввода наших войск в Иран, держали его плотно, — рассказывал Геворк Вартанян. — Хотя он, чтобы сбить с толку, и бороду отпускал, и одежду менял постоянно. Несколько раз вышагивал прямо по центру Тегерана в форме офицера Генштаба иранской армии". В конце концов руководитель германских нелегалов, изменив внешность, устроился могильщиком на армянском кладбище. Задержали Майера британцы, к огорчению их советских коллег: и те и другие пристально следили за шпионом. Зато "Легкая кавалерия" изобличила двух немецких радистов. "Наши ребята помогли обнаружить и помощника Майера, Отто Энгельке. Как мы потом поняли, без Майера и радиосвязи активность немцев к концу 1943-го резко заглохла", — вспоминал Вартанян.

Британская щедрость

Профессиональный уровень советского разведчика подтянули те же британские коллеги, сами того не подозревая. Несмотря на сотрудничество с внешней разведкой СССР, в 1942 году англичане организовали в Тегеране собственную разведшколу, готовящую кадры для заброски на территорию союзных республик. "Амир" получает задание: внедриться.

"В школе была прекрасная профессионально поставленная подготовка. Английские агенты работали с нами, не жалея сил. Шесть месяцев меня учили тому, как проводить вербовки, шифровки и дешифровки, тайниковые операции. Двусторонняя связь, радиосвязь, фотографирование", — делился воспоминаниями нелегал, отмечая, что эти навыки помогли ему в дальнейшей работе. Несмотря на строжайшую конспирацию, в школе, изображавшей из себя молодежный радиоклуб, соратники Вартаняна вычислили других курсантов. После переброски в Советский Союз новоиспеченных английских шпионов быстро ловили, а многие, по словам Вартаняна, были заранее перевербованы усилиями "кавалеристов". В итоге после откровенного разговора глав советской и британской резидентур в Иране "учебное заведение" пришлось прикрыть.

Иван Агаянц, глава советской резидентуры в Иране

В годы Великой Отечественной войны советскими разведчиками-нелегалами в Тегеране руководил Иван Агаянц, с которым Геворк Вартанян установил контакт и которого называл своим учителем. Агаянц родился 28 августа 1911 года в городе Гянджа (тогда — Елизаветполь одноименной губернии Российской империи) в армянской семье. Впоследствии переехал в Москву, через некоторое время был определен в структуру внешней разведки. Имея способности к лингвистике, изучил шесть языков, включая непростые турецкий и фарси. В 1937 году направлен оперативным сотрудником в резидентуру Парижа, участвовал в эвакуации испанских антифашистов в СССР после падения республиканского режима в Испании. В ноябре 1941 года разведчик вместе с супругой, ожидавшей ребенка, был доставлен на бомбардировщике в Иран. Тогда Ивану Агаянцу было всего 30 лет. В послевоенные годы Агаянц вернулся во Францию, затем был переведен на руководящую работу в Москву, возглавлял кафедру специальных дисциплин разведшколы №101 (будущей Академии внешней разведки), был заместителем начальника Первого главного управления КГБ.

Провальный "прыжок"

Осенью 1943 года советскому разведчику Николаю Кузнецову стало известно о готовящемся покушении германских спецслужб на лидеров СССР, США и Великобритании Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля во время Тегеранской конференции. Знаковая встреча, на которой союзники обсуждали открытие второго фронта и дальнейшие боевые действия против Германии и ее приспешников, подробно описана историками, раскрыты архивные документы.

Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль во время Тегеранской конференции. U.S. Signal Corps photo/ Public Domain/ Wikimedia Commons
Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль во время Тегеранской конференции

Группа опытных немецких диверсантов, сброшенная вдалеке от столицы страны, успела добраться до Тегерана и освоиться там. Однако ее передатчики были запеленгованы, сообщения расшифрованы, а группа — выявлена и ликвидирована. При этом советская и британская разведслужбы действовали в тесном контакте, и огромная роль в разоблачении агентов принадлежит группе Вартаняна. Узнав о провале диверсионного авангарда, Берлин не решился отправлять в Иран непосредственного исполнителя теракта — штурмбаннфюрера СС Отто Скорцени, любимца Гитлера, освободившего из плена итальянского диктатора Бенито Муссолини в результате дерзкой десантной операции.

"После предотвращения теракта наша "Легкая кавалерия" получила благодарственную телеграмму от начальника отдела из Центра. Телеграмма, полученная резидентурой из Москвы! Представляете?! Мы были счастливы. <...> Меньше всего в военные годы мы думали о наградах. Надо было помогать родине", — делился воспоминаниями "Амир".

По мотивам операции абвера "Длинный прыжок" снят советско-французско-швейцарский художественный фильм "Тегеран-43", вышедший на экраны в 1980 году. Впоследствии Геворк и Гоар Вартанян встречались с Игорем Костолевским, исполнившим в кинокартине роль советского разведчика. Гоар Левоновна поделилась воспоминаниями, что Тегеран не был таким обветшалым, как показано в кино (съемки проходили в Баку). В те годы в Иране шла модернизация, начатая Реза-шахом Пехлеви. В свою очередь Геворк Андреевич обратил внимание на то, что по сценарию актер непрерывно участвовал в перестрелках. "Разведчик перестает быть разведчиком, если начинает применять оружие. <...> Опытные люди, специально для этого подготовленные, взяли фашистов тихо, очень тихо", — отметил он, вспоминая разгром присланных в Тегеран абверовцев.

Послевоенный период

"После войны, в 1946-м, мы с Гоар поженились, обвенчались в армянской церкви и работали в Иране еще пять лет. Попросили у нашего руководства разрешения вернуться на родину. Хотелось получить высшее образование. И в 1951-м, в Ереване, взялись за учебу в институте иностранных языков", — вспоминал Геворк Вартанян.

Затем последовали новые загранкомандировки. Гоар Вартанян вспоминала, что за это время советские нелегалы посетили порядка ста стран, при этом основная работа была в нескольких десятках из них. Из последней поездки разведчики вернулись только в 1986 году.

Ветеран Службы внешней разведки, Герой России Юрий Шевченко во время презентации очередной книги о супругах Вартанян дал понять, что послевоенный период пары разведчиков-нелегалов был не менее насыщенным, чем иранский.

Надо было сделать одно мероприятие, которое не мог сделать ни бог, ни царь, а только будущий герой Геворк Андреевич. И он сделал то, что было невозможным. Это было нужно для Родины, и он это сделал. Но об этом еще не будет сказано 50 лет
Юрий Шевченко
ветеран СВР, Герой России

Геворк Андреевич ушел из жизни 10 января 2012 года на 88-м году жизни. Проститься с ним на Троекуровское кладбище приехал Владимир Путин, на тот момент премьер-министр России. 25 ноября 2019 года не стало Гоар Левоновны.

"Гоар Левоновна принадлежала к плеяде блестящих профессионалов, посвятивших свою жизнь служению Родине, — отметил Путин в телеграмме соболезнования. — Вместе с супругом, Геворком Андреевичем Вартаняном, они внесли поистине уникальный вклад в укрепление безопасности нашей страны, вписали яркие, героические страницы в историю отечественной внешней разведки".

Виктор Бодров

Использовались материалы книг Н.М. Долгополова "Вартанян", И.А. Дамаскина "100 великих операций спецслужб"