Монумент, знаменующий собой вековой юбилей пассажирских авиаперевозок в России, состоит из нескольких элементов. Центральным является полусфера, изображающая земной шар. Над ней "пролетает" сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144. Вокруг расположены плиты с тематической информацией, другие элементы и фигуры, связанные с гражданской авиацией.
100-летний юбилей отрасль отмечала в 2023 году: 9 февраля 1923 года Совет труда и обороны РСФСР принял постановление о создании Совета по гражданской авиации при Главном управлении воздушного флота. В том же году начались регулярные пассажирские перевозки.
Ходынка — время первых
"Ходынское поле не случайно называют колыбелью русской авиации, — рассказали ТАСС в пресс-службе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, в составе госкорпорации "Ростех"), ряд предприятий которой находится в районе Ходынки. — Именно здесь в 1910 году по инициативе Николая Егоровича Жуковского был создан аэродром Московского общества воздухоплавания, впоследствии Центральный аэродром имени М.В. Фрунзе. Тут проводились демонстрационные полеты первых русских авиаторов, размещались первые конструкторские бюро и авиационные предприятия Москвы".
В 1903 году братья Райт подняли в воздух свой аппарат, а уже к началу 1910-х полеты аппаратов тяжелее воздуха стали популярным зрелищем — они привлекали зрителей, покупавших билеты на "авиашоу". Помимо этого, аэропланы сделались модным спортивным снарядом среди обеспеченных граждан, боровшихся за призы на многочисленных соревнованиях. В Москве заграничную новинку впервые продемонстрировали в сентябре 1909 года: французский пилот Жорж Леганье, гастролировавший по Европе и Российской империи, на биплане конструкции Вуазена совершил ряд полетов на Московском ипподроме, примыкавшем к Ходынке. В мае 1910 года в небо над Ходынским полем впервые поднялся русский авиатор — Сергей Уточкин.
Во времена Российской империи на территории Ходынского поля (ранее называвшегося Ходынским лугом по названию протекавшей по нему реки Ходынки) располагались военные лагеря, казармы, проводились военные учения. Помимо этого, на Ходынке устраивали крупные выставки. Поле использовалось для торжественных мероприятий и массовых гуляний с 1775 года, когда императрица Екатерина II повелела праздновать на нем победу над Османской империей в Русско-турецкой войне 1768–1774 годов. В конце XIX века в районе Ходынского поля запускались аэростаты, а в августе 1910 года на поле состоялся воздухоплавательный праздник. Помимо аэростатов, в нем принимали участие большие воздушные змеи, один из которых нес фотографический аппарат для съемки с высоты.
По периметру поля начали появляться самолетные ангары, открылись цеха фабрики "Дукс", выпускавшей самолеты по иностранным чертежам, — к началу Первой мировой войны она стала крупнейшим российским авиазаводом. В первой половине 1910-х годов Ходынка превратилась в настоящий авиационный центр: под эгидой Московского общества воздухоплавания (МОВ) проводились научные исследования, испытывались построенные на "Дуксе" самолеты. К примеру, летом 1913 года на поле испытывался орнитоптер — аппарат с машущим крылом. Испытания прошли неудачно: устройство массой свыше 50 кг с мотоциклетным двигателем не обладало достаточной подъемной силой. На Ходынке обучались летчики (в том числе в частных авиашколах), в 1911 году была открыта авиашкола, готовящая военных летчиков, — она подчинялась военному комитету МОВ.
С началом Первой мировой "Дукс" нарастил выпуск аэропланов. Накануне войны в мае — июле 1914 года фабрику посещал Петр Нестеров, будущий основоположник высшего пилотажа. В качестве военного летчика он получал для своего авиаотряда самолеты. 26 августа того же года авиатор погибнет, совершив первый в мире воздушный таран.
Ходынка военная
В годы Первой мировой российская авиапромышленность существенно уступала в производстве самолетов и двигателей остальным участникам войны, а у российских копий иностранных самолетов страдало качество изготовления. Первые десятилетия советской власти стали периодом бурного роста отечественной авиаотрасли вместе со всей промышленностью. На базе Ходынского аэродрома, получившего в 1923 году название Центральный аэродром им. Троцкого (впоследствии — им. Фрунзе), возник научно-опытный аэродром. Постепенно развиваясь, в 1926 году он превратился в Научно-испытательный институт Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии (НИИ ВВС РККА). В 1920-е годы его специалисты проводили испытания первых советских самолетов и ряда иностранных образцов в интересах ВВС страны.
Вокруг Центрального аэродрома продолжал формироваться кластер авиационных предприятий. Впоследствии здесь соберутся крупнейшие отечественные самолетостроительные фирмы с опытным производством: конструкторские бюро Сергея Ильюшина, Артема Микояна, Павла Сухого, Александра Яковлева. На аэродроме испытывались самолеты конструкции Андрея Туполева, "короля истребителей" Николая Поликарпова.
18 августа 1933 года на Центральном аэродроме состоялся авиационный парад в честь впервые отмечаемого Дня Воздушного флота (впоследствии авиационные праздники проводили на более просторном Тушинском аэродроме). На нем присутствовали советский лидер Иосиф Сталин, нарком обороны Клим Ворошилов, командующий ВВС Яков Алкснис, другие должностные лица СССР. В небе Ходынки пролетели десятки самолетов — от авиеток до тяжелых многомоторных бомбардировщиков.
К сожалению, во время испытаний новых образцов авиатехники на Центральном аэродроме случались катастрофы, в которых гибли летчики-испытатели. Зачастую это происходило в ходе вылетов экспериментальных летательных аппаратов. В мае 1937 года погиб Семен Козырев, испытывавший автожир А-12, — у аппарата сломался несущий винт. В июле 1945 года при испытаниях экспериментального скоростного истребителя И-250 (МиГ-13), оснащенного как поршневым мотором, так и реактивным, погиб Александр Деев. Незадолго до этого И-250 развил рекордную скорость 825 км/ч. В августе 1945-го у поселка Сокол врезался в землю Як-3РД, который пилотировал Виктор Расторгуев. Самолет был дооборудован жидкостным ракетным двигателем Валентина Глушко, будущего знаменитого конструктора двигательных установок ракетно-космической техники.
На окраине Центрального аэродрома погиб легендарный советский летчик Валерий Чкалов. 15 декабря 1938 года он впервые поднял в воздух перспективный истребитель И-180 конструкции Николая Поликарпова. Самолет создавался в сжатые сроки, руководство спешило начать летные испытания к очередному партийному съезду. Несмотря на недоделки, акт готовности к первому полету был подписан без участия Поликарпова, который был категорически против начала испытаний. В результате в ходе испытательного вылета у истребителя остановился двигатель. Чкалов пытался дотянуть до края летного поля, но разбился, уводя самолет от строений. Летчика привезли в Боткинскую больницу, расположенную рядом, где он скончался. В 1939 году при испытаниях второго летного экземпляра истребителя погиб летчик-испытатель Томас Сузи: капризная машина не выходила из перевернутого штопора, а у попытавшегося покинуть самолет летчика не раскрылся парашют. В 1998 году на месте падения самолета Чкалова — сейчас это сквер на обочине Хорошевского шоссе среди жилых кварталов — был установлен памятный камень.
"Наиболее активным эксплуатантом аэродрома был опытный завод ильюшинской фирмы, — сообщили в пресс-службе ОАК. — В разные годы отсюда взлетели практически все первые опытные самолеты ОКБ Ильюшина, начиная от первенца ЦКБ-26 и заканчивая огромным лайнером Ил-96-300".
С Ходынки впервые поднялся в воздух Ил-76 — основа военно-транспортной авиации Воздушно-космических сил России. "При подготовке первого взлета Ил-76 были проведены расчеты, показавшие, что даже с отказом одного двигателя взлет возможен, — рассказали ТАСС в Объединенной авиастроительной корпорации. — После получения соответствующих разрешений 25 марта 1971 года самолет совершил взлет и через сорок минут совершил посадку в ЛИИ (Летно-исследовательском институте — прим. ТАСС) города Жуковского". В том же году состоялась премьера самолета на международном авиасалоне в Ле-Бурже.
Хватило места для разбега на Ходынском поле и широкофюзеляжному Ил-96-300 с размахом крыла 60 м и максимальной взлетной массой 240 т. Самолет этого типа используется в качестве борта №1: на нем летает президент России. "И хотя опыт взлета самолетов Ил-18, Ил-76 и Ил-86 с этого аэродрома уже был, определенную тревогу этот взлет вызывал: Ил-96-300 был тяжелее своих предшественников и больших размеров. Тем не менее 28 сентября 1988 года самолет успешно поднялся в воздух и перелетел на аэродром в Жуковском", — сообщили в ОАК.
3 июля 2003 года от взлетной полосы Центрального аэродрома оторвался модернизированный противолодочный самолет Ил-38. Его полет стал последним в истории Ходынки как аэродрома.
Ходынка пассажирская
В июле 1923 года на Ходынке заработала первая регулярная внутренняя пассажирская авиалиния — между Москвой и Нижним Новгородом. Полеты совершались на самолетах Junkers F13, маршрут в 420 км преодолевался за четыре часа. При этом летали пассажирские рейсы только в дневное время, чтобы пилот мог видеть железную дорогу и не сбивался с пути. Компания-эксплуатант "Добролет" стала прообразом "Аэрофлота", одной из крупнейших в мире авиакомпаний.
В 1931 году на территории Центрального аэродрома был открыт первый в Советском Союзе аэровокзал, а Ходынка стала главной воздушной гаванью страны. К середине 1930-х гражданская авиация СССР полностью перешла на отечественные самолеты.
В 1937 году Центральный аэродром на Ходынском поле реконструировали — построили бетонную взлетно-посадочную полосу, усовершенствовали аэродромные службы и подвергли реновации здание пассажирского терминала. К линиям наземного транспорта вскоре добавилась подземка — станция метро "Аэропорт", сделавшая поездки из центра города еще удобнее и быстрее. Однако гражданский аэропорт граничил с оборонными авиазаводами и особыми конструкторскими бюро, и по соседству испытывались новые военные самолеты, в том числе секретные. К тому же рядом с Ходынским полем росла городская застройка, ухудшалась безопасность полетов. Поэтому в 1938 году постановление Совета народных комиссаров предписывало начать строительство новой главной столичной авиагавани близ деревни Внуково в дополнение к уже существовавшему аэропорту Быково, открытому в 1933 году.
"9 мая 1945 году Ли-2 с экипажем под командованием О.И. Семенкова доставил в Москву акт о капитуляции фашистской Германии, — рассказали ТАСС в ОАК о знаковых событиях в истории Центрального аэродрома. — А 20 июня 1945 года из Берлина в Москву самолетом доставили Знамя Победы, которое было водружено над Рейхстагом".
В послевоенные годы пассажиропоток стремительно увеличивался, московский авиаузел прирос аэропортами Шереметьево и Домодедово, а пассажирских рейсов с Ходынского поля становилось все меньше, пока аэродром не начал выпускать правительственные рейсы и опытные самолеты. В 1965 году был построен аэровокзал, оснащенный по последнему слову техники. В протяженном двухэтажном здании можно было приобрести билеты, зарегистрироваться на рейс, пройти предполетный досмотр, а затем автобус-экспресс из "чистой" зоны аэровокзала доставлял пассажиров на перрон любого из московских аэропортов прямо к трапу самолета. Действовало даже "воздушное такси": согласно данным из открытых источников, перелет на вертолете Ми-4 во Внуково или Шереметьево занимал всего 15 минут и обходился в полтора рубля. Во время полета, проходившего на высоте 150–200 м, можно было полюбоваться видами на столицу и пригородные районы.
"Аэродром долгое время был правительственным, однако с конца 70-х, оказавшись в центре стремительно разраставшегося города, утратил свое значение", — напомнили ТАСС в Объединенной авиастроительной корпорации.
К началу ХХI века транспортная ситуация в Москве изменилась, в 2000-х годах аэровокзал прекратил работу, затем был переоборудован в торговый центр, а в 2017 году снесен. Сегодня на этом месте современная многоэтажная жилая застройка. Однако миниатюрное историческое здание, использовавшееся в 1920-е годы как аэровокзал, близ вновь появившейся улицы Уго Чавеса сохранилось до сих пор, хотя и неоднократно перестраивалось, меняя назначение и облик. Уцелели въездные ворота аэровокзала и часть ограды, построенные в послевоенные годы и признанные памятником архитектуры. В честь летчиков-испытателей и защитников неба Москвы на территории неподалеку от Ходынки установлен памятный камень, на территории бывшего аэродрома возведен храм-часовня архангела Гавриила — часть храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле. Как и монумент, открытый к 100-летию начала гражданских авиаперевозок, они напоминают о "месте силы" отечественной авиации.
Виктор Бодров
Использованы материалы книг "Ходынка: взлетная полоса русской авиации" А.А. Демина, "Книга памяти Ходынского поля (люди и самолеты)" Н.К. Шпилева, С.П. Елисеева