"Сага о вибрациях": Лондон требует решить судьбу травмоопасных бронемашин "Аякс"

Проблемы со здоровьем, которые в ноябре вновь возникли у экипажей британских боевых бронированных машин (ББМ) "Аякс" (Ajax), не могли не привлечь внимание чиновников и оппозиционно настроенных парламентариев Соединенного Королевства. Последние не так давно поставили вопрос ребром: пан или пропал — история с травмированными военными — или "сага", как выразился замминистра обороны страны Люк Поллард, — дальше продолжаться попросту не может
Редакция сайта ТАСС
13:00

ББМ "Аякс"

О том, что Сухопутные войска (СВ) Великобритании на две недели приостановили эксплуатацию новых ББМ "Аякс" из-за жалоб военных на ухудшение самочувствия, газета "Файнэншл Таймс" (The Financial Times, FT) со ссылкой на представителя Минобороны Соединенного Королевства сообщила 25 ноября. Примерно за две недели до этого оборонное ведомство объявило о том, что "Аяксы" достигли начального этапа готовности к боевому применению. Это значит, что был сформирован батальон из 50 ББМ, из которых 27 бронемашин и экипажей уже полностью готовы к несению службы.

Однако уже через несколько недель, после учений "Железный кулак" (Iron Fist), состоявшихся на полигоне Солсбери-Плейн 22–23 ноября, стало известно о том, что около 30 военнослужащих пожаловались на плохое самочувствие из-за "шума и вибрации" ББМ. В Минобороны отметили, что "подавляющее большинство" пострадавших военных "прошло медицинское освидетельствование и продолжает нести службу". Однако некоторые из них на тот момент еще "продолжали получать квалифицированную медицинскую помощь".

По данным газеты, пострадавшие солдаты провели в "Аяксах" от 10 до 15 часов. В другом британском издании "Таймс" (The Times) отметили, что некоторых военных после выхода из машин рвало, а некоторых трясло из-за сильной вибрации. В результате Минобороны распорядилось "в качестве меры предосторожности" на две недели приостановить занятия боевой подготовки с применением этих ББМ.

Британские военные уже не впервые жалуются на проблемы со здоровьем после езды на "Аяксах", которые в начале этого года только начали поступать в войска. Испытания бронемашин как минимум дважды приостанавливались из-за проблем, связанных, в частности, с ухудшением слуха у членов экипажей. Кроме того, у ряда военнослужащих после нахождения в них были выявлены отеки суставов. Эксперты связывают это с конструктивными дефектами "Аяксов", которые выражаются в чрезмерной вибрации, в том числе не позволяющей вести стрельбу во время движения.

Между тем 6 ноября замминистра обороны Люк Поллард заявил, что все неполадки в ББМ были устранены и бронемашины готовы к выполнению всех возложенных на них задач. По мнению телеканала "Скай Ньюс" (Sky News), информация о новых случаях обращений военных к врачам может поставить крест на планах британских властей по экспорту этих бронемашин за рубеж.

Они что-то скрывают

"Аякс" выполнен на универсальном гусеничном шасси "Аскод-2" (ASCOD 2) производства GDELS (General Dynamics European Land Systems). ББМ на шасси "Аскод" несут службу в СВ (Сухопутных войсках — прим. ТАСС) Испании и Австрии, а также готовятся к поставке в Латвию. Программа закупки новых бронемашин для СВ Соединенного Королевства с самого начала ее реализации столкнулась со сложностями. Инициатива, изначально направленная на замену парка устаревших гусеничных разведывательных машин CVR(T) (Combat Vehicle Reconnaissance — Tracked), обошлась британской казне в 5,5 млрд фунтов ($6,7 млрд). Контракт на производство 589 "Аяксов" был подписан с GDELS еще в 2014 году. На тот момент машины носили имя "Скаут" (Scout). В "Аяксы" их переименовали в 2015-м.

Боевые разведывательные машины (БРМ) должны были начать поступать на вооружение СВ Соединенного Королевства еще в 2017 году. Однако срок был отложен до июля 2020-го, затем до июля 2021 года, а после — до неопределенного момента. В связи с тем, что за 10 с лишним лет разработчики так и не смогли предоставить ни одной боеспособной бронемашины, программа не раз подвергалась жесткой критике. В первую очередь она была вызвана просочившейся в СМИ информацией о проблемах с опытными образцами, которые поступали в СВ для войсковых испытаний и оценки.

Среди них отмечались все тот же повышенный уровень шума и сильная вибрация, которые вызывали у военных проблемы со слухом. Кроме того, самые первые прототипы "Аяксов" и вовсе не могли развивать скорость более 20 км/ч или вести огонь из своей 40-миллиметровой пушки с ходу. Как напомнил портал "Уор Зоун" (The War Zone, TWZ), еще в 2021-м британское Министерство обороны опубликовало доклад, из которого следовало, что на протяжении почти двух лет старшие офицеры и чиновники ведомства знали о проблемах с БРМ, которые "подвергали риску" здоровье военнослужащих. Там, в частности, отмечалось, что, хотя потенциальная опасность получения солдатами баротравм была выявлена еще в декабре 2018 года, испытания "Аяксов" впервые были приостановлены только в ноябре 2020-го. Год спустя более чем 300 военнослужащим было предложено пройти проверку слуха, и 17 из них на момент публикации документа все еще продолжали лечиться.

В том же 2021-м Объединенный королевский институт по исследованию вопросов безопасности и обороны RUSI (Royal United Services Institute for Defence and Security Studies) опубликовал доклад о программе разработки "Аяксов", в котором был сделан вывод, что она находится в глубоком кризисе. Эксперты RUSI отметили, что проблемы со слухом у экипажей возникали в первую очередь из-за гарнитур "Боумэн" (Bowman), которые улавливали шум двигателя "Аякса" и "направляли его прямо в уши экипажа". Хотя эту проблему, очевидно, можно было решить с помощью замены шлемофонов, у специалистов института возник вопрос, почему в принципе "Боумэны" не были протестированы на шумность еще до оснащения ими бронемашин.

Что касается сильной вибрации, как считают в RUSI, она, по крайней мере частично, связана с проблемами контроля качества при изготовлении корпусов БРМ британским подразделением генподрядчика — компанией GDLS UK. Эксперты констатировали, что вибрация не только причиняет сильный дискомфорт экипажу, но и имеет другие последствия: "препятствует стабилизации основного вооружения во время движения, а также повреждает электронные системы, что качественно снижает боеспособность "Аякса" и приводит к резкому росту количества отказов его компонентов".

По последним данным ведомства, за годы испытаний, которые были призваны в том числе проверить "Аякс" на отказоустойчивость и способность работать в сложных климатических условиях, ББМ преодолела в совокупности более 42 тыс. км. Из ее 40-миллиметровой пушки было осуществлено свыше 20 тыс. выстрелов, в том числе в движении. Зимой 2025-го первые серийные "Аяксы" начали наконец поступать в войска. Однако, несмотря на многочисленные заверения официальных лиц, судя по появлению новых сообщений о тех же самых проблемах при применении этой бронетехники, давно выявленные недостатки так и не были исправлены. В TWZ констатировали, что если уже четыре года назад будущее "Аяксов" находилось под большим вопросом, то теперь перспективы новой ББМ выглядят совсем туманными.

Герой, который не нужен?

Пока планируется, что до конца 2028 года британские СВ должны получить все заказанные ранее "Аяксы" в шести модификациях. Помимо стандартной версии с 40-миллиметровой пушкой, это бронетранспортер "Арес" (Ares), ремонтно-эвакуационная машина "Аполлон" (Apollo), машина материально-технического обеспечения "Атлас" (Atlas), машина инженерной разведки "Аргус" (Argus), служащая в том числе для возведения, сноса фортификационных сооружений и выполнения других инженерных задач в полевых условиях, а также командно-штабная машина "Афина" (Athena) с расширенными возможностями управления и связи.

Между тем, по оценке экспертов RUSI, хотя британские СВ крайне нуждаются в новой бронетехнике, многострадальные "Аяксы" не очень вписываются в концепцию их боевого применения. В докладе отмечалось, что новые БРМ не станут подспорьем для пехотных подразделений ни в случае их применения в составе тяжелых бригад вместе с основными боевыми танками "Челленджер-3" (Challenger 3), ни в составе специальных разведывательных групп, как планировалось изначально. Эксперты считают "Аяксы" "слабой самостоятельной боевой единицей", к тому же слишком тяжелой, габаритной и имеющей сложную конструкцию. Все это лишь затруднит выполнение задач по ведению разведки за линией боевого соприкосновения, а не будет ему способствовать.

В TWZ же обратили внимание на то, что программа по закупке "Аяксов" стартовала тогда, когда беспилотники еще не играли такой роли в зоне боевых действий, как сегодня. Вследствие этого бронемашины не оснащены средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), хотя в британском Минобороны и утверждают, что броня "Аякса" может защитить экипаж как минимум от некоторых видов дронов-камикадзе. Портал выразил некоторое недоумение тем фактом, что оборонное ведомство уже говорит о намерении развернуть слабо защищенные от беспилотников "Аяксы" на Украине в случае мирного урегулирования и ввода на территорию страны воинского контингента государств — членов НАТО.

Конец "вибрационной саге"

Еженедельник "Дифенс Ньюс" (Defense News) сообщил 9 декабря, что после очередного инцидента с "Аяксами" в войсках оппозиционные британские политики призвали либо фундаментально пересмотреть программу этих ББМ, либо и вовсе свернуть ее. Накануне, 8 декабря, в парламенте по этому вопросу было созвано специальное слушание, на которое пригласили Полларда и его предшественника на посту замминистра по оборонным закупкам Джеймса Картлиджа.

"Перед тем как было объявлено, что "Аяксы" достигли начальной оперативной готовности, я лично спрашивал у высокопоставленных лиц Министерства обороны, и они заверили меня в письменном виде в том, что машины безопасны", — сказал Поллард законодателям. Замминистра добавил, что сейчас он на ежедневной основе проводит встречи с представителями GDLS, обсуждая пути решения проблем с вибрацией в машинах. "Чтобы было понятно, мы примем любые решения, которые необходимы, чтобы покончить с этой сагой так или иначе", — подчеркнул он.

"Эти возобновившиеся инциденты с шумом и вибрацией как-то достаточно сильно напоминают те проблемы, которые, как меня заверяли, когда я был замминистра по оборонным закупкам, были устранены, — заявил Картлидж со своей стороны. — Нас обоих ввели в заблуждение насчет перспектив и результатов программы "Аякс". "Естественно, что единственно возможный вывод [из всей этой ситуации] в том, что машины "Аякс" содержат в себе изначальные и серьезные дефекты", — продолжил Картлидж, настаивая на том, что "винить" во всем следует подрядчика. "Я так понимаю, замминистра (Поллард — прим. ТАСС) сейчас настолько же в ярости, насколько и я сам, из-за того, что те, кто несет ответственность за программу, постоянно кормят его ложными, как оказалось, заверениями. Все, что ему сейчас остается, — это либо все исправить, либо все провалить", — констатировал Картлидж.

"Я тоже был возмущен, когда услышал новости о травмах, которые получил наш личный состав, особенно после того, как нас заверили в том, что машины безопасны", — сказал Поллард, добавив, что, по его мнению, все еще поправимо. "Докопаться до истины в том, почему это все происходит, чрезвычайно важно, потому что машина "Аякс" в ходе тестов прошла уже 42 тыс. км, и за это время никаких подобных увечий [личному составу] зафиксировано не было, — указал замминистра. — Даже на тех учениях ("Железный кулак" — прим. ТАСС) не все машины причинили травмы [своим экипажам]". Как заявил Поллард, применение "Аяксов" в войсках, которое ранее было приостановлено на две недели, не возобновится по крайней мере до завершения расследования. По его словам, оно, как ожидается, продлится еще как минимум две недели. Между тем, по информации "Дифенс Ньюс", из 589 "Аяксов", закупка которых была предусмотрена соглашением девятилетней давности, GDLS изготовила уже около 160.

Татьяна Самойлова, Константин Алыш