Два года — с января 2017 года — максимальная переплата по микрозаймам превышала сумму долга в 3 раза. Ограничение действовало для потребительских кредитов, которые выдавались сроком до года. При этом в лимит не входили штрафы, пени или платные услуги, которые предусматривал договор. То есть с займа в 100 тыс. рублей человек вместе с телом кредита должен был вернуть не больше 400 тыс. рублей.
Но ЦБ пытается навести порядок на рынке микрокредитования, и с 28 января в силу вступили ограничения процентов и неустоек по кредитам. Потребительские займы до года теперь стали дешевле, и это снижение происходит поэтапно:
- с 28 января по 30 июня 2019 года максимальная переплата могла составлять не больше 2,5-кратной суммы потребкредита (то есть, заняв 100 тыс. рублей, заемщик возвращал кредитору суммарно не больше 350 тыс.);
- с 1 июля по 31 декабря 2019 года она будет 2-кратной;
- с 1 января 2020 года — 1,5-кратной.
И теперь сюда входят все платежи, начисляемые на заем: проценты, штрафы, пени и любые платные услуги по договору. Принятые меры полностью соответствуют изначальному плану, который ЦБ предлагал еще в начале минувшего года.
Также закон ограничивает и ежедневную процентную ставку — 1,5% с 28 января и 1% с 1 июля 2019 года. Кроме того, власти ввели специализированный вид займа — "до зарплаты" — до 10 тыс. рублей на 15 дней. Увеличивать сумму такого кредита или продлевать договор по нему запрещено. А платежи сделали фиксированными и ограничили 3 тыс. рублей.
Главное — помнить, для каких кредитов действуют ограничения и как их применять. Например, требовать для ипотеки, чтобы переплата не превышала двукратной суммы кредита, бессмысленно — здесь эти лимиты не работают.
Микрофинансовые организации (МФО) делятся на два вида — микрофинансовые компании (МФК) и микрокредитные компании (МКК). К МФК требования ЦБ выше, чем к МКК, но и возможностей у такого вида организаций тоже больше. От того, кто выдает заем, и зависит его максимальный размер.
Физическим лицам МФК могут выдавать до 1 млн рублей, а МКК — до 500 тыс. рублей.
Юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям (ИП) и МФК, и МКК могут дать в долг до 3 млн рублей.
Возможное снижение объемов микрокредитования
ЦБ подсчитал, что среднее по рынку значение полной стоимости, то есть всех платежей заемщика, по микрозаймам (до 30 тыс. рублей на срок до месяца) на конец марта 2019 года составило 546,8%. Хотя еще по итогам 2018 года оно было на уровне 641,8%. И даже с учетом такой высокой стоимости короткие займы пользуются спросом.
По данным 2018 года, рынок продолжил рост, и объем займов в МФО увеличился в 1,5 раза, достигнув 164 млрд рублей. При этом бо́льшая часть займов — 82% — пришлась на физические лица, а средний размер практически не изменился и составил 10,3 тыс. рублей. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в первом квартале 2019 года средний размер микрокредита практически перестал расти и замер на отметке в 7,7 тыс. рублей против 7,6 тыс. рублей за аналогичный период 2018 года. Кроме того, рейтинговое агентство "Эксперт РА" еще в апреле спрогнозировало снижение объемов микрокредитования в России.
Кредиторов стало меньше, кредиты стали "длиннее"
При ужесточении требований ЦБ рынок столкнулся с необходимостью оптимизировать бизнес-процессы и тщательнее работать с рисками. Это привело к ужесточению оценки клиентов и снижению количества займов, получивших одобрение. "Если раньше мы были готовы работать с клиентом, который окупается в течение трех лет, то теперь сократили период выхода в плюс до двух лет", — объяснил генеральный директор группы компаний Eqvanta Андрей Клейменов.
Кроме ужесточения требований к заемщикам многие участники рынка начали отказываться от краткосрочных займов, а крупные игроки даже нарастили предложение более длинных кредитов (схожие продукты также предлагают кредитные кооперативы и банки), отметила директор саморегулируемой организации "Микрофинансирование и Развитие" (СРО "МиР") Елена Статьева.
Но для более мелких компаний перестроиться на длинные займы — задача сложная, поэтому не все МФО сумели удержаться на рынке. По данным СРО "МиР", за пять месяцев 2019 года из реестра ЦБ исключили 227 компаний, из них 118 ушли добровольно. Также в СРО допустили, что в реестре еще остаются организации, которые уже решили уйти, но пока собирают выданные ранее кредиты. Всего в реестре ЦБ на конец июня 2019 года значилось 1970 микрофинансовых организаций. А ведь еще пять лет назад в России их работало около 4,5 тыс., рассказывала ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
"Микрофинансовые организации, которые выдают займы под проценты, приближенные к максимально возможным, должны будут поменять свою бизнес-модель либо уйти с рынка, — говорил еще в самом начале реализации нововведений директор департамента микрофинансового рынка ЦБ Илья Кочетков. — Мы осознаем, что изменения устроят не всех. Но главное, что они будут полезны для заемщиков и позволят значительно снизить их долговую нагрузку".
Что дальше
По мнению генерального директора МФК "Кредитех Рус" Дмитрия Селиванова, число компаний продолжит сокращаться, и в ближайшие пару месяцев процесс пойдет активнее. Также он рассказал, что на рынке наблюдается тренд на консолидацию организаций, при котором маленькие компании просто не выдерживают конкуренции с крупными МФО.
Объединение и слияние бизнесов для уменьшения "стресса" от рыночных изменений допустил и Андрей Клейменов. В остальном же, по его мнению, скорее всего продолжится ужесточение условий выдачи, вырастет доля "длинных" кредитов, станут активнее онлайн-игроки, и к ним присоединятся офлайн-компании. "А те, кто не готов к снижению доходности и росту затрат на выполнение требований законодательства, покинут рынок или перейдут в тень", — резюмировал эксперт.
Кроме ужесточения оценки клиентов и их отсеивания у МФО есть еще один вариант, как сохранить доходность, — продажа дополнительных продуктов, например страховок и т.п., отметил генеральный директор онлайн-сервиса GreenMoney Андрей Луцык.
Прячущиеся в тени
Эксперты напомнили, что ЦБ активно борется с уходом МФО в тень. Но "нелегалы" все-таки привлекают людей быстротой оформления займов, отсутствием бумажной волокиты и фиксации данных в бюро кредитных историй, объяснил Андрей Клейменов.
И чтобы клиентам не попасться на зуб мошенникам или тем, кто ушел с легального поля, нужно, во-первых, проверять юридические документы, которые публикуют компании, и, во-вторых, смотреть, есть ли на сайте МФО пометка ЦБ, что организация состоит в реестре регулятора (отображается при запросе через поисковик "Яндекса"). Если такой галочки нет, то можно даже не тратить время.
Также реестр ЦБ легко проверить на сайте "Финансовая культура" в разделе "сервисы" — пункт "проверить финансовую организацию".
Молодые квалифицированные работники
Мужчины чаще пользуются микрозаймами, чем женщины, отметили в "Кредитех Рус". Если говорить про возраст, то им 25–35 лет, это жители миллионника, в основном Москвы, Санкт-Петербурга и их областей, чаще всего семейные люди или находящиеся в так называемом гражданском браке с одним и более детьми. А деньги, как правило, берут на срочные нужды, которые не были запланированы в течение месяца, — если что-то ломается, что-то происходит со здоровьем, то есть что-то экстренное, на что не был рассчитан бюджет.
Примерно такая же гендерно-возрастная картина и у GreenMoney: чуть больше половины клиентов компании — это молодые люди 25–35 лет, из них 56% — мужчины и 44% — женщины. При этом большинство клиентов — 83,8% — работает по найму, а 5% — занимаются предпринимательством и фрилансом. Кредиты они берут в основном на ремонт — 32,3%, лечение — 13,1%, подарки — 12,6%, помощь близким — 9,4%, погашение других долгов — 8,5% и учебу — 6,2%.
Это квалифицированные работники в возрасте 30–35 лет, а вовсе не те, кто ничего не делает, как считается, — так еще в январе описывали типичных клиентов микрофинансовых организаций в группе компаний Eqvanta. Просто часто деньги нужны срочно и на небольшой срок, а в банках не самая оперативная система принятия решений, или они по каким-то причинам отказывают в выдаче средств. Андрей Клейменов также рассказал, что ориентация на онлайн-сервисы привлекает все более молодых и мобильных клиентов, которые хотят от МФО большего удобства, быстроты и легкости получения займов.
Рост доли молодых заемщиков в возрасте 18–30 лет отметили и специалисты МФК "Займер" — их количество выросло с 54,5% в 2018 году до 56,8% на конец июня 2019 года. При этом все остальные возрастные сегменты наоборот снижаются.
Арина Раксина