16 ИЮЛ, 09:00

Увольнения в Zoom, "гробовщик" Кремниевой долины. Как пандемия изменила стартапы

Одни стартапы, которые создавали тренды, потеряли все, другие — еще год назад малоизвестные — переживают бум

Кому плохо из-за пандемии...

Чтобы оценить, насколько подорвана эта сфера, можно посмотреть на бизнес, который считается индикатором состояния стартапов. Мартин Пичинсон — известная личность в районе залива Сан-Франциско, который заполнен технологическими компаниями. Вообще-то разработчики предпочли бы с ним не встречаться. Пичинсона называют "гробовщиком" Кремниевой долины. Он основатель фирмы Sherwood Partners, которая занимается продажей активов компаний, потерпевших неудачу. Если до пандемии у него было три-четыре клиента в неделю, то в апреле, по его словам, он принимал от двух до пяти разработчиков в день. 

Многие компании не закрываются, а пытаются выстоять до лучших времен и сокращают работников. Еще один маркер состояния отрасли — это увольнения сотрудников в стартапах, которые отслеживает проект Layoffs.fyi. Каждый день на сайте появляются новости о том, сколько работников сократили в той или иной компании. А здесь общая статистика, сколько уволенных с того времени, как ВОЗ объявила пандемию. На момент написания статьи сервис насчитал 70 107 уволенных сотрудников из 531 компании.

Сервис по аренде электросамокатов Bird уволил работников в духе "Черного Зеркала". 406 работников, ранее переведенных на удаленку, пригласили в видеоконференцию Zoom, где им включили "голос робота", который объявил о том, что они уволены. Кстати, российский рынок проката самокатов тоже потерял стартап: "СамокатШеринг" заявил о банкротстве в апреле.

Airbnb увольняет 1,9 тыс. сотрудников (25% персонала). Этот сервис один из символов шеринг-экономики, как Uber или BlaBlaCar. "Мы потратили 12 лет на Airbnb и потеряли почти все за четыре-шесть недель, — говорит гендиректор Airbnb Брайан Чески. — Путешествие, каким мы его знали, закончилось". Компания прогнозирует спад выручки вдвое в этом году из-за пандемии.

Как и ожидалось, в первую очередь потеряли компании, связанные с туризмом и развлечениями. Подробнее о том, как рушилась сфера туризма (и другие отрасли экономики) еще в начале пандемии, можно почитать здесь. Некоторые локальные стартапы приостановили работу, как, например, сервис по краткосрочной аренде квартир Stay Alfred (США). Сервис деловых поездок TripActions, который быстро рос до пандемии и оценивался инвесторами в $4 млрд, уволил сотни сотрудников и чуть не обанкротился. Чтобы выстоять, компания привлекла $125 млн в виде долговых обязательств, которые могут быть конвертированы инвесторами в долю в бизнесе после IPO.

В марте британская компания OneWeb подала заявление о банкротстве и реорганизации в суд по делам банкротств Южного округа штата Нью-Йорк. OneWeb создала проект по развертыванию на околоземной орбите группировки из большого количества малых спутников (весом до 150 кг), которая позволит обеспечить мобильную связь и широкополосный доступ в интернет для пользователей по всему миру. Ранее компания вела переговоры о привлечении дополнительных инвестиций. Планы провалились из-за ухудшения мировой экономики в связи с пандемией. Среди инвесторов OneWeb были европейский концерн Airbus Group, американские компании Virgin Group, Coca-Cola, японская телекоммуникационная корпорация SoftBank, правительство Руанды и другие. 

...и кому хорошо

В середине марта 2020 года, когда мегаполисы опустели из-за пандемии коронавируса, акции сервиса видеоконференций Zoom подорожали на 40% за неделю. В конце мая капитализация видеомессенджера превысила $50 млрд. Еще в январе сервис оценивался в сумму на $30 млрд меньше, не было термина "усталость от Zoom" и мемов про него. Этим Zoom отличается от большинства стартапов-бенефециаров: он вышел почти из ниоткуда в самые популярные компании мира — все же чаще выигрывали на коронавирусе технологические компании, которые и раньше были на слуху и неплохо росли. Например, Amazon (глава компании Джефф Безос — самый богатый человек мира) наняла 175 тыс. сотрудников в разгар ограничений из-за коронавируса.

Сервисы доставки еды хорошо чувствовали себя и до пандемии коронавируса, но из-за карантина они переживали бум: в январе китайский гигант Meituan рассказал о росте заказов в четыре раза. В Южной Корее 51% потребителей, которые пользуются интернетом, заказывали доставку еды в марте. Российские лидеры рынка тоже росли на пандемии. Еще в середине марта — до того, как российские работодатели отправили людей по домам, — Delivery Club, "Яндекс.Еда" и "Яндекс.Лавка" сообщили о росте заказов. В мае — в разгар ограничений — Delivery Club выполнил свыше 5,5 млн заказов (без учета доставки продуктов питания и заказов навынос), это в три раза больше, чем в мае 2019 года.

Онлайн-образование — в числе отраслей, которые выиграли из-за пандемии. Из-за коронавируса учебные заведения — школы, колледжи, вузы — закрывались полностью или частично в 190 странах. Учащиеся вынуждены были отправиться на удаленное обучение. К тому же офисные сотрудники, которых отправили на удаленку, и люди, оставшиеся без работы из-за ограничений, стали учиться чему-то онлайн. Наверняка у вас тоже есть знакомые, которые стали проходить какой-либо курс на карантине (почитать подробно о том, как и зачем россияне стали осваивать новые навыки, можно здесь). Образовательные сервисы в этот период стали привлекательны для инвесторов — британский стартап Kano, который занимается обучением детей программированию, привлек около $45,5 млн. Среди инвесторов — Microsoft, который вложил более $1 млн. В России тоже были сделки в сфере онлайн-образования — например, Mail.ru Group инвестировала в онлайн-сервис SkillFactory, в результате холдинг получил долю в 18,31%. В конце марта в SkillFactory рассказали ТАСС, что взрослых студентов только на IT-курсах стало больше на 30%.

Выиграли разработчики решений, актуальных в период пандемии. Весной Ikea купила стартап, который создал сервис по "примерке" мебели. Технология Geomagical Labs позволяет отсканировать комнату с помощью камеры смартфона, получить 3D-картинку, в которой можно убрать старую мебель и добавить новую. 

И выросли медицинские стартапы, которые смогли предложить что-то важное для медицины и профилактики заражения коронавирусом. В Дании есть стартап Blue Ocean Robotics3, который собирает УФ-дезинфицирующих роботов UVD. Они появились раньше COVID-19, в 2019 году стартап заработал премию в области робототехники IERA Awards, его разработка использовалась более чем в 40 странах. В разгар эпидемии продукт стал популярнее, китайские больницы заказали свыше 2 тыс. таких роботов.

Большинство стартапов все-таки не выросли, а потеряли из-за пандемии. Инвестиции в технологический бизнес в первой половине 2020 года снизились на 7% по сравнению с тем же периодом прошлого года ( $129 млрд — в текущем году против $138 млрд в прошлом полугодии), по данным доклада о глобальном венчурном рынке Crunchbase. 60% компаний сообщили о том, что оценки капитализации их проектов упали на 20–30%, у 30% — снизились доходы, а 23,5% венчурных игроков сообщили об увеличении выручки.

Анастасия Степанова

Читать на tass.ru