ТАСС-ДОСЬЕ. В России социальная защита и поддержка инвалидов гарантирована более чем 25 различными законодательными актами, в том числе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (закон от 24 ноября 1995 года). Конвенцию ООН о правах инвалидов Россия ратифицировала 25 сентября 2012 года. Тем не менее, в РФ неоднократно фиксировались случаи ограничения прав инвалидов, которые имели широкий общественный резонанс. В хронологию включены шесть из них, получивших наибольшую огласку в СМИ.
5 февраля 2007 года большой резонанс получил случай, когда 19-летнюю студентку Людмилу Костину, передвигающуюся на коляске, охрана не пустила в самарский ночной клуб "Полет". При этом, по словам инвалида, ее оскорбили сотрудники клуба, назвав "попрошайкой". Впоследствии руководство клуба утверждало, что произошло недоразумение и отказа Костиной во входе не было. Согласно версии "Полета", сотрудники клуба просили ее войти через другой вход, чтобы не подвергать ее опасности на танцполе. Конфликт был улажен во внесудебном порядке, клуб при этом согласился изменить внутренние правила посещения.
30 июня 2008 года в аэропорту Домодедово Наталье Присецкой, передвигающейся при помощи инвалидной коляски, было отказано в посадке на борт самолета авиакомпании "Сибирь" (S7), вылетавшего во Владикавказ. Стюардесса, отказавшая пассажирке в посадке, объяснила это тем, что внутренняя инструкция авиакомпании запрещает принимать на борту инвалидов-колясочников без сопровождающего лица. Присецкая при этом настаивала, что эта мера является дискриминационной (о том, что она летит одна, женщина сообщила при покупке билета и регистрации). Вечером того же дня Присецкая вылетела во Владикавказ другой авиакомпанией. 17 октября 2008 года Черемушкинский суд Москвы частично удовлетворил ее иск к S7, потребовав от авиакомпании выплатить ей 50 тыс. рублей компенсации.
8 февраля 2009 года с авиакомпанией S7 произошел похожий инцидент - тогда на борт самолета, вылетавшего в Казань, не пустили инвалида I группы по зрению Павла Обиуха. Представитель авиакомпании сослался на то, что такие пассажиры могут летать только с сопровождающим лицами или специально обученной собакой. При этом Обиух утверждал, что при покупке билета уведомил компанию о своей инвалидности. В тот же день он вылетел в Казань рейсом другой авиакомпании. 28 апреля 2009 года суд Ленинского района Тульской области постановил взыскать с S7 в пользу Обиуха 25 тыс. рублей. После этого авиаперевозчик внес изменения в свои внутренние правила, разрешив перевозить большинство групп инвалидов без сопровождающего лица, если при этом их безопасность могут обеспечить бортпроводники.
Впоследствии похожие инциденты происходили неоднократно, в том числе с иностранными перевозчиками, выполнявшими рейсы из российских аэропортов. В октябре 2012 года - с немецкой авиакомпанией AirBelrin, бортпроводники которой отказались пустить на борт группу инвалидов-колясочников, следовавших рейсом из Москвы в Дюссельдорф; в сентябре 2013 года - с авиакомпанией "Уральские авиалинии", отказавшей в перевозке из Новосибирска в Китай тяжелобольному инвалиду; в октябре 2014 года - со словенской авиакомпанией "Адриа", не пустившей на борт самолета летевшую из Шереметьево в Любляну девочку-инвалида.
13 мая 2012 года жительнице Сыктывкара, вынужденной пользоваться электрическим кардиостимулятором, было отказано во вход в обувной магазин "ЦентрОбувь". Посетительница попросила отключить на время установленную на входе систему предотвращения краж, поскольку она могла помешать работе кардиостимулятора, однако руководство магазина ей отказало. 3 августа 2012 года руководство магазина было оштрафовано на 3 тыс. рублей, в 2014 году торговую точку обязали оборудовать вход для пропуска инвалидов с кардиостимуляторами.
30 мая 2015 года два подмосковных дома летних лагеря - "Ракета" в Ногинском районе и "Заря" в Дмитровском районе отказались взять на отдых 48 детей с синдромом Дауна в возрасте от 6 до 16 лет, которых привезли в лагерь на автобусе по оплаченным путевкам. В администрации лагерей заявили, что о приезде детей с отклонениями в развитии их не предупреждали, и необходимых условий для размещения у них нет. В результате детей привезли в Москву, а разместили в другом подмосковном лагере несколько дней спустя. Скандал произошел из-за изменений в законодательстве, согласно которым с 2015 года разрешено было принимать в обычных лагерях социально адаптированных детей с неврологическими или психическими отклонениями легкой степени. В июне 2015 года стало известно, что Департамент социальной защиты населения города Москвы направил претензионную жалобу организатору отдыха детей - компании "Алина-Тур", те, в свою очередь, обратились в претензией к администрации лагерей, которая не подготовилась к приему детей-инвалидов. 30 июля конфликт был урегулирован в досудебном порядке: директор лагеря "Ракета" извинился за произошедшее, а "Алина-Тур" выплатила неустойку московским властям.
В июле 2015 года большой резонанс в СМИ получила жалоба в социальной сети "ВКонтакте" жительницы Рязани Светланы Бульдяевой, матери девятилетнего ребенка, страдающего детским церебральным параличом. Бульдяева рассказала, что 12 июля 2015 года ее с ребенком выгнали из храма Солотчинского женского монастыря за то, что она испачкала пол коляской, в которой находился ее сын-инвалид. Женщина обратилась с жалобой к настоятельнице монастыря. 21 июля стало известно, что Бульдяевой были принесены извинения, а инокиня, обидевшая женщину с ребенком-инвалидом, была наказана. При этом в монастыре заявили, что женщину никто не выгонял из храма и во многом случившееся было недоразумением.