Продолжительность жизни в России, по прогнозам Минтруда, к 2020 году увеличится до 75 лет, что создаст прямые предпосылки для плавного увеличения пенсионного возраста. О том, какие схемы могут использоваться для увеличения срока выхода на пенсию в РФ, как будут индексироваться пенсии в 2016 году и стоит ли отменять трудовые книжки, рассказал в интервью ТАСС министр труда и социальной защиты населения России Максим Топилин на Петербургском международном экономическом форуме.
- Сейчас активно обсуждается тема повышения пенсионного возраста. В связи с этим, как вы считаете, когда могут быть подготовлены какие-то решения, заключения, мнения по этому поводу?
- Этот вопрос один из самых сложных, и мнения уже разделились. Я считаю, что пока у нас нет еще достаточных и точных, понятных, объяснимых расчетов, чтобы вступать в конструктивный диалог. Есть только некие параметры, по которым можно сделать первые выводы. Например, продолжительность жизни в России составляет 70-71 год. В странах, где пенсионный возраст составляет 63-67 лет, продолжительность жизни достигает 85 лет. Можем ли мы при таких показателях, которые есть у нас сейчас, повышать пенсионный возраст?
У нас разрыв между продолжительностью жизни мужчины и женщины очень серьезный, мужчины живут чуть больше 65 лет. Это означает, что продолжительность жизни на пенсии будет всего 5 лет. Это не разумно ни экономически, ни политически. Женщины у нас живут на пенсии несколько дольше, чем в европейских странах. Одни специалисты считают, что на 2 года, другие - на 3-4 года. Пенсионный возраст женщин в России - 55 лет - действительно достаточно низкий по европейским масштабам. Во многих странах для соблюдения принципа гендерного равенства установлен одинаковый пенсионный возраст для мужчин и женщин.
Но продолжительность жизни будет расти, и мы исходим из того, что к 2020 году средняя продолжительность жизни в России, если все будет нормально с вопросами здравоохранения, будет 74-75 лет. Я думаю, что, по крайней мере, 2-3 года нам потребуется, чтобы все просчитать, сбалансировать, обсудить с обществом, как оно настроено к возможным изменениям.
Кстати, пенсионный возраст не повышается сразу, допустим, с 60 до 63 лет, а плавно, например, на 3 месяца в год.
- Исходя из того, что вы говорите, можно сделать вывод, что через 2-3 года вы будете вплотную заниматься вопросом повышения пенсионного возраста?
- Проведем необходимые расчеты, посмотрим, насколько у нас будет увеличиваться продолжительность жизни. Поймем настроение общества, и, может быть, в пределах 2-3 лет можно будет сделать обоснованные выводы.
Но когда-то это в любом случае должно произойти, потому что население стареет, у нас будет не хватать и трудовых ресурсов, у нас будет серьезное снижение численности населения в трудоспособном возрасте. Сейчас оно уже на 5 миллионов уменьшилось и еще уменьшится на 5 миллионов за предстоящие 10 лет. Потребуется когда-то решать этот вопрос, это объективная реальность, никуда от этого не денешься. Но, мне кажется, сейчас к этому в нашем обществе еще не готовы. И социологические опросы говорят, что пока среди населения эта идея не воспринимается.
Некоторые считают, что повышение пенсионного возраста даст определенную экономию финансовых ресурсов. Но это не соответствует действительности, потому что сдвигается продолжительность жизни и параллельно повышается пенсионный возраст. Первые 2-3 года может возникать небольшая экономия, но потом эти все тенденции уходят на нет. Потому что люди работают дольше, значит, они зарабатывают больше прав, а у государства появляется больше обязательств, связанных с выплатой пенсий. Все должно делаться плавно: повышается продолжительность жизни, чуть-чуть, параллельно этому, повышается пенсионный возраст. Это балансировка, но не экономия.
- То есть, в принципе этот вопрос имеет право на существование при продолжительности жизни в 74-75 лет?
- Наверное, так. Как минимум, 74-75 лет.
- Насколько возможно продление моратория на накопительную часть пенсии на следующий год?
- Мы считаем сейчас параметры бюджета Пенсионного фонда (ПФР), ориентируясь на действующую нормативную базу. То есть исходя из того, что средства пойдут в накопительную составляющую, а Пенсионный фонд получит соответствующий трансферт из бюджета. Именно такие проектировки мы направили в Минфин, сейчас ждем от него ответа. То есть, мы исходим из того, что накопительная пенсия будет жить по правилам действующего законодательства, без заморозки.
- Сейчас вы исходите из того, что заморозки не будет. Но насколько она необходима, учитывая экономические реалии?
- Это вопрос, наверное, лучше адресовать министерству финансов. Пенсионные накопления - это 345 миллиардов в следующем году, это больше триллиона на трехлетний период. Если Минфин считает, что эти средства можно компенсировать в Пенсионном фонде, отдав их в НПФ, значит, есть на это средства.
- Как вы оцениваете идею повышения взносов в социальные фонды до 34%?
- Мы с такой идеей не выходили, но обсуждали. Мы исходим из того, что тариф, который сегодня составляет 26%, обеспечивает существующий уровень пенсионного обеспечения. Отдельный блок – льготные ставки по страховым взносам, которые принимает государство законодательно. Сюда входят квоты по свободным зонам, льготы по территориям опережающего развития. Накопительная система – это тоже льготы, потому что необходимо эти деньги вынуть из бюджета Пенсионного фонда, отдать в НПФ, которые потом будут расплачиваться с населением.
Я не говорю о том, что не считаю, что нужно повышать взносы. Нужно заниматься, скорее, увеличением собираемости взносов, ухода от "серых" схем. Именно здесь скрываются серьезные ресурсы. У нас порядка 20 миллионов человек, за которых не платятся страховые взносы. Мы видим в их легализации источник пополнения всех внебюджетных фондов.
- Индексация пенсий - тоже достаточно интересная тема. Как вы относитесь к предложению привязать размер пенсии к доходности Пенсионного фонда? И будет ли индексироваться пенсия в следующем году?
- Пенсия в будущем году будет обязательно индексироваться. В том, что Минфин предлагает привязать индексацию к доходности, никакой новости нет. У нас индексация пенсии к доходности привязана. Другой вопрос, что в законодательстве не прописано, что пенсии индексируются по доходам Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера, но при этом не ниже инфляции.
Раньше экономическая ситуация складывалась так, что доходы были всегда больше, чем инфляция, зарплаты росли. Поэтому всегда были две индексации: в феврале по инфляции, а с 1 апреля - на доходность Пенсионного фонда. Сейчас ситуация поменялась. Доходность Пенсионного фонда стала несколько ниже, чем инфляция. И теперь Минфин говорит: давайте не будем по инфляции индексировать. Норма по доходности осталась, это базовая норма. Это суть вообще индексации пенсии и гарантия, которую дает государство, чтобы пенсии не обесценивались. Сейчас, когда поменялась экономическая ситуация, я не считаю экономически и социально правильным отменить индексацию пенсии по уровню инфляции.
Государство должно сохранять правила игры. Иногда это бывает игра в одну сторону, иногда - в другую сторону. Два года назад, когда доходность ПФР была выше инфляции, Минфин предлагал ввести норму о том, чтобы индексировать пенсии "инфляция плюс два". Это было тогда выгодно. Но нельзя же менять правила индексации в зависимости от того, как меняется экономика. Это же все-таки доходы граждан, их покупательная способность. Пенсионеры - это те люди, которые покупают отечественные продукты. Это спрос на наши производства, все, что связано с поддержанием производства, в том числе сельхозпроизводителей, самых простых, элементарных продуктов питания. Поэтому я считаю, что должна сохраниться индексация, как минимум по уровню инфляции.
- Как складывается ситуация на рынке труда?
- Регистрируемая безработица колеблется постоянно. Показатель, который нас больше всего волнует, - это неполная занятость. В начале июня произошел прирост частичной занятости на 6,3%, находились в простое или трудились неполное время порядка 330 тысяч человек. С 10 по 17 июня неполная занятость пошла вниз, на 11%, и теперь она уже составляет 296 тысяч человек. Пока серьезного оптимизма это не вызывает, поскольку в эти месяцы всегда идет стандартное снижение.
На днях детально смотрели, как складывается ситуация на рынке труда в Свердловской, Челябинской и Кировской областях. Ситуация с занятостью там вызывает серьезные опасения, и я думаю, что мы будем принимать решение о выделении им средств из федерального бюджета. Сейчас эти регионы компонуют, переформатируют свои программы. По предварительным подсчетам им потребуется порядка 600-700 миллионов рублей дополнительно на реализацию своих программ. Осень покажет.
- Обсуждается ли в правительстве вопрос отмены трудовых книжек или их переформатирования в электронный вариант?
- В перспективе, конечно, было бы неплохо, чтобы был такой электронный банк данных, дублирующий стандартную трудовую книжку. Но я думаю, что это удаленная перспектива. Это все равно будет документ, в котором будет вестись учетная запись о том, кем ты работал, какие поощрения получил. Думаю, что появление электронных трудовых книжек приведет к снижению количества поддельных документов. К этому надо, безусловно, стремиться, но пока, я думаю, что мы к этому не готовы даже чисто организационно, и прежде всего, не готовы сами работодатели. Мы будем вести с ними консультации. Посмотрим.
Беседовали Татьяна Виноградова и Глеб Брянский