Первый министр Шотландии Никола Стерджен заявила в понедельник о намерении провести второй по счету референдум о независимости региона в период между осенью 2018-го и весной 2019 года. Таким образом Эдинбург дал ответ Лондону на его стремление прекратить членство Великобритании в Евросоюзе, использовав свой главный козырь в борьбе за сохранение членства Шотландии в евросообществе. В интервью ТАСС депутат парламента Великобритании от Шотландской национальной партии (ШНП) Роджер Маллин представил некоторые подробности относительно стремлений шотландцев к обретению суверенитета.
— Какими будут дальнейшие шаги ШНП после того, как Никола Стерджен не только объявила о проведении нового референдума о независимости Шотландии, но и назвала приблизительные его сроки?
— Мы будем рассматривать проведение второго референдума о независимости через призму переговоров по условиям выхода Великобритании из ЕС. Затем мы собираемся предоставить шотландскому народу право выбора: продолжить с правительством тори реализовывать Brexit или проголосовать за независимость Шотландии до того, как мы выйдем, чтобы мы смогли сохранить тесные отношения с Европой.
ШНП будет придерживаться взвешенного подхода в этом вопросе. Мы собираемся провести референдум, как я полагаю, сразу же после того, как появится соглашение по Brexit. Оно должно быть достигнуто за полгода до выхода Великобритании из ЕС, поскольку понадобится еще время для его одобрения членами ЕС.
— Есть ли у вашей партии план, если законопроект о проведении референдума будет заблокирован Вестминстером?
— Я думаю, можно предположить, что они (противники референдума) могут заблокировать его. Однако то же самое они говорили перед организацией последнего референдума в 2014 году. Как вы догадываетесь, это политический вопрос и в меньшей степени законодательный.
У нас есть достаточно много депутатов в британском парламенте и у нас есть определенное влияние там. Поэтому правящей (Консервативной) партии будет достаточно трудно, если она не согласится сесть с нами за стол переговоров.
— Предположим, вам удалось добиться независимости. С кем в первую очередь вы планируете выстраивать отношения?
— В качестве первого шага нам нужно будет установить отношения между Шотландией и Евросоюзом. Я должен сказать, что нашей главной задачей остается сохранение отношений с 27 другими членами ЕС.
— Что станет с военными базами на территории Шотландии, где базируются британские подводные лодки с ядерным оружием?
— Мы считаем, что в Шотландии не должно быть места для каких-либо ядерных объектов. Мы привержены к выводу (из Шотландии) ракетных систем Trident ("Трайдент"). Ядерное оружие Великобритании в основном сосредоточено в Шотландии, в то время как мы всегда выступали за отказ от него.
Как независимая страна, мы, конечно, бы хотели, чтобы у нас была своя армия, на вооружении которой не состояло бы оружие массового поражения. Мы хотели бы, чтобы она служила гуманитарным, а не агрессивным целям.
— Лидер Лейбористской партии Джереми Корбин считает, что независимость Шотландии обернется для нее экономическими проблемами, а именно введением политики "затягивания поясов". Это может случиться?
— Лейбористская партия на следующей неделе вместе с Консервативной партией проголосуют в шотландском парламенте против проведения референдума. Они недооценивают силу шотландской экономики. Мы входим в рейтинг 15 самых богатых стран мира по ВВП на душу населения.
У нас есть огромные ресурсы, управление которыми ведется очень неудачно. Если посмотрите на нашу социальную сферу, то заметите, что наши студенты не платят за учебу в университетах, людям не нужно платить за лекарства, выписанные по рецепту, и так далее. Мы собираемся инвестировать в инфраструктуру, которая обеспечит нашей экономике рост. Мы считаем, что мы находимся в очень сильном экономическом положении.
Беседовал Игорь Броварник