Президент Республики Кипр: визит в Россию является прекрасной возможностью "сверить часы"

Никос Анастасиадис. AP Photo/ Pavel Golovkin
Никос Анастасиадис
Никос Анастасиадис в интервью ТАСС рассказал о предстоящем визите, сотрудничестве Москвы и Никосии, борьбе с терроризмом и своем видении ситуации в кипрском урегулировании

Президент Республики Кипр Никос Анастасиадис перед своим визитом в Россию рассказал в интервью ТАСС о двустороннем сотрудничестве стран, борьбе с международным терроризмом, о своем видении ситуации в кипрском урегулировании, а также об ожиданиях от предстоящего визита. Кипрский лидер также затронул ситуацию в экономике страны и рассказал о российских туристах.

— Господин президент, этот приезд в Москву не первый для вас в качестве главы Республики Кипр. Так, в мае 2015 года вы принимали участие в праздничных мероприятиях, приуроченных к 70-летию Великой Победы, в феврале того же года посетили нашу страну с официальным визитом, в преддверии которого дали эксклюзивное интервью первому заместителю генерального директора ТАСС Михаилу Гусману. Какие вопросы вы планируете обсудить с российскими руководителями на этот раз? И каких результатов ожидаете от своего нового визита?

— Позвольте мне прежде всего поблагодарить ТАСС за предоставленную возможность обсудить вопросы, имеющие жизненно важное значение, в контексте двусторонних отношений с Россией и нашего международного сотрудничества в связи с моим визитом в Москву. С большим удовольствием я посетил гостеприимную российскую столицу в феврале 2015 года и в мае того же года. Оба визита подтвердили прекрасные и давние отношения между Кипром и Россией и предоставили возможность провести плодотворные переговоры с настоящими друзьями и надежными партнерами.

Сегодня устойчивая, давняя, историческая дружба между нашими двумя народами является движущей силой дальнейшего углубления нашего конструктивного сотрудничества в целом ряде областей. Теперь о повестке визита: я ожидаю полноценное обсуждение с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и премьер-министром Дмитрием Медведевым ряда двусторонних вопросов, представляющих взаимный интерес и значение. У меня также будет возможность рассказать как президенту, так и премьер-министру о последних событиях, касающихся наших усилий по достижению всеобъемлющего, справедливого и жизнеспособного урегулирования кипрской проблемы.

Я считаю, что настоящий и будущий статус отношений между ЕС и Россией также будет предметом обсуждения. Что касается конфликта на востоке Украины и событий в Сирии — не менее важно обсудить и обменяться мнениями. Даты этого визита имеют решающее значение. Они совпадают с непрерывными преобразованиями в нашем регионе и серьезными событиями на мировой геополитической арене. Это будет прекрасная возможность "сверить наши часы" по вопросам, представляющим взаимный интерес, и изучить возможности того, как мы можем внести вклад в стабильность и прогресс в регионе и во всем мире.

— Выступая на церемонии вручения верительных грамот новыми послами в РФ, среди которых был и киприот, президент России заявил, что по итогам вашего визита будут приняты важные двусторонние документы в самых различных областях. Не могли бы вы подробнее рассказать о подготовленных к подписанию соглашениях? Какие именно сферы двустороннего сотрудничества они затронут?

— Действительно, две наши страны были в тесном контакте в процессе подготовки к подписанию в Москве ряда важных соглашений, меморандумов о взаимопонимании и планов действий, которые будут способствовать дальнейшему укреплению нашего динамичного и широкого сотрудничества. Они касаются различных областей, включая морской транспорт, международные автомобильные перевозки, связь и информационные технологии, сотрудничество по вопросам правовой помощи, а также экономическое сотрудничество.

— Как известно, международный терроризм является одной из главных мировых угроз. Ваша страна, безусловно, заинтересована в сохранении безопасности в регионе. В чем Кипр видит свою роль в борьбе с международным терроризмом? Готова ли Никосия активизировать сотрудничество с Москвой в антитеррористической сфере?

— Терроризм представляет собой серьезную угрозу для регионального и международного мира и безопасности. Кипр является убежденным сторонником необходимости всесторонних и согласованных глобальных действий по противодействию этой угрозе. В этом отношении Кипр принимает активное участие в глобальных усилиях по ликвидации международного терроризма. Мы должны коллективно делать больше, чтобы пресечь передвижение террористов, но и решать вопрос с возвращающимися иностранными боевиками. Последнее становится все более уместным, так как "Исламское государство" (ИГ, террористическая группировка, запрещенная в РФ — прим. ТАСС) терпит поражение и ожидается, что большое количество иностранных боевиков вернется обратно в свои страны.

На национальном уровне Республика Кипр продолжает принимать меры по укреплению своей устойчивости и повышению своей готовности как к пресечению потока иностранных террористов, так и препятствованию финансовой и иной поддержки террористических групп. Принимая во внимание высокий уровень готовности, необходимый для эффективной борьбы с террористическими угрозами, мы хотели бы активизировать наше сотрудничество со странами, с которыми мы разделяем общие взгляды на предотвращение и устранение потенциальных угроз. Мы поддерживаем Россию в ее приверженности борьбе с международным терроризмом. Соглашение о борьбе с терроризмом между Республикой Кипр и Российской Федерацией, подписанное в феврале 2015 года, несомненно, ознаменовало новую эру сотрудничества и будет способствовать укреплению наших усилий по эффективному устранению террористических угроз.

— Перейдем к внутрикипрской тематике. Переговоры по кипрскому урегулированию ведутся уже несколько десятилетий. В этом году в швейцарских городах Монт-Пелерине и Кран-Монтане прошли две международные конференции, в которых участвовали вы, господин президент, лидер турко-кипрской общины Мустафа Акынджи, страны-гаранты (Греция, Турция и Великобритания), а также — в качестве наблюдателя — Евросоюз. Однако обе конференции завершились безрезультатно. По заявлению бывшего спецсоветника генерального секретаря ООН по кипрскому урегулированию Эспена Барта Эйде, такой исход является "коллективным провалом". Согласны ли вы с этой оценкой? В чем, на ваш взгляд, действительная причина неудач?

— Хорошо известно, что последняя конференция по Кипру, проведенная в Кран-Монтане, была результатом соглашения от 4 июня 2017 года, в котором генеральный секретарь ООН публично подчеркнул, что глава о безопасности и гарантиях является важным элементом в достижении общего соглашения.

30 июня, после консультаций со всеми заинтересованными сторонами, господин Гутерриш установил рамки, в которых должны продолжаться переговоры, для достижения прогресса по шести тематическим вопросам, в том числе по главе о безопасности и гарантиях и вопросе (присутствия на острове — прим. ТАСС) иностранных войск. Действительно, генеральный секретарь ООН четко заявил, что договор о гарантиях и право одностороннего вмешательства должны быть прекращены и заменены строгой имплементацией (соглашения — прим. ТАСС) и механизмами мониторинга урегулирования, которые будут включать международный аспект.

Кроме того, генеральный секретарь ООН предусмотрел, что с первого дня вступления в силу соглашения об урегулировании следует резко сократить численность иностранных войск и впоследствии — количество сил, подлежащих сокращению до уровня 1960 года.

Действуя в рамках, оговоренных генеральным секретарем ООН, наша сторона представила всеобъемлющие предложения по всем шести тематическим областям. К сожалению, турецкая и турко-кипрская сторона представили предложения, которые не только противоречили идеям, установленными ООН, но также противоречили законодательству ЕС и Уставу Объединенных Наций.

Ввиду неминуемого тупика и прилагая все усилия для продвижения процесса вперед, я представил 5 июля 2017 года ряд предложений, в которых в полной мере учитывались опасения и позиции турко-кипрской общины, при соблюдении основополагающих принципов функционального и жизнеспособного государства и озабоченностей киприотов-греков. Мои предложения были представлены под строгим предварительным условием, что урегулирование приведет к независимому и суверенному государству, свободному от гарантий третьих стран, прав на интервенцию и оккупационных войск.

Далее, 6 июля 2017 года мы представили новое всеобъемлющее предложение о новой системе архитектуры безопасности для объединенного Кипра и заслуживающий доверия механизм мониторинга за реализацией решения, которое эффективно отражало озабоченности обеих общин.

К сожалению, в тот же день и в присутствии генерального секретаря ООН турецкая сторона отклонила его предложение выступить с заявлением для прессы, в котором, в частности, были бы зафиксированы приверженность сторон к отмене нынешней системы безопасности и гарантий и прекращение так называемых прав на вмешательство.

Вместо этого министр иностранных дел Турции повторил традиционные позиции Турции по сохранению системы безопасности и гарантий и постоянному присутствию войск на объединенном Кипре. Более того, вопреки принципам ООН в отношении территориального разделения (между двумя общинами — прим. ТАСС) Турция неуклонно отказалась снять озабоченности греков-киприотов.

Во избежание дальнейшего кризиса генеральный секретарь взял на себя бремя ответственности, заявив, что, как оказалось, по вопросу о прекращении действия договора о гарантиях и праве на вмешательство его предложения на протяжении всего периода проведения консультаций основывались на ложном понимании турецкой позиции, сложившейся во время его переговоров с министром иностранных дел Турции.

Действительно, глубоко разочаровывает тот факт, что в критический момент этого процесса, когда Турция была призвана доказать реальным образом свои заверения о том, что она готова к решению, она просто повторила свои хорошо известные неприемлемые позиции.

Мы искренне надеемся, что Турция, которая является оккупационной силой на Кипре после вторжения 1974 года, с более чем 40 000 оккупационных войск, незаконно размещенных на территории Республики Кипр, пересмотрит свои непримиримые позиции, особенно в областях безопасности и гарантии, а также требований, которые не соответствуют возможностям Кипра как государства — члена ЕС, с тем чтобы создать надежные перспективы достижения общего соглашения.

 Переговорный процесс вновь приостановлен. Не считаете ли вы, что новый этап переговоров окажется более эффективным, если к обсуждению внешних аспектов кипрского урегулирования подключатся все пять постоянных членов Совета Безопасности ООН? Что, по вашему мнению, могло бы стать эффективными гарантиями сегодня?

— Прежде всего я хотел бы вновь выразить нашу глубокую признательность за решительную поддержку правительства РФ наших усилий по прекращению неприемлемого статус-кво и воссоединению нашей страны и ее народа в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН, законодательством ЕС, его ценностями и принципами, соглашениями высокого уровня между лидерами двух общин и совместной декларацией от 11 февраля 2014 года.

От своего имени я хотел бы самым ясным образом сказать, что мы твердо намерены вести переговоры по решению в рамках параметров, установленных генеральным секретарем ООН, для достижения жизнеспособного всеобъемлющего урегулирования в полном соответствии с европейским и международным правом, которое воссоединит Кипр в действительно независимое и суверенное государство, свободное от любых зависимостей от третьих стран.

Во время моей недавней встречи с генеральным секретарем ООН в Нью-Йорке я подчеркнул, что исключительно важно, чтобы Турция и турко-кипрская сторона придерживались упомянутого плана, в частности по главам безопасности и гарантий и территориального разделения.

В то же время я особо отметил необходимость избегать повторения недостатков прошлого. Поэтому перед созывом новой конференции по Кипру нужна тщательная подготовка вместе с необходимой политической волей всех вовлеченных сторон.

С этой целью я подчеркнул, что коллективная помощь постоянных членов Совета Безопасности и в поддержку миссии добрых услуг Организации Объединенных Наций была бы наиболее желанной и особенно ценной для обеспечения того, что процесс приведет к положительному результату. Это тем более применимо, с того момента как Совет Безопасности ООН, как предполагается, должен сыграть активную роль в вопросах безопасности урегулирования, а также обеспечения плавной и безопасной имплементации положений урегулирования.

Кроме того, как я уже упоминал, наше всеобъемлющее предложение от 6 июля 2017 года, представленное в Кран-Монтане по новой системе архитектуры безопасности для объединенного Кипра и по надежному механизму контроля за имплементацией решения, предполагает роль для Совета Безопасности ООН.

Объединенному Кипру и его гражданам будут предоставлены защиты и гарантии в силу членства страны в международных и региональных организациях, таких как Организация Объединенных Наций, Европейский союз и Совет Европы, как по защите основных прав человека для всех киприотов, так и по защите Кипра от внешних угроз посредством многочисленных соответствующих положений.

 Несколько лет назад экономику вашей страны поразил глубокий финансовый кризис. Он причинил убытки и российскому бизнесу на Кипре. Можете ли вы с уверенностью сказать, что сегодня экономика Кипра оправилась от удара и вновь встала на ноги? Не столкнутся ли российские инвесторы с аналогичными рисками вновь?

— Во время моего избрания президентом Республики Кипр Кипр находился на грани финансового краха, что стало следствием недальновидной политики прошлого. Сегодня мы можем с гордостью — еще раз — говорить о росте и потенциале Кипра: мы находимся на правильном пути, так как наша экономика добилась сильного и устойчивого восстановления. Кипр в настоящий период является одной из самых быстрорастущих экономик ЕС, в настоящее время с темпами роста ВВП 3,5%, темпами, которые, как ожидается, останутся на этом уровне в течение следующих нескольких лет. Наш план состоит в том, чтобы постоянно улучшать бизнес-среду страны, чтобы укрепить позицию Кипра в качестве конкурентоспособного, инновационного, стабильного и полностью прозрачного места для бизнеса и инвестиций.

Мы признаем важность сохранения устойчивого государственного финансирования и стремимся поддерживать стабильный и конкурентный налоговый режим. Мы будем продолжать инвестировать в наш человеческий капитал, поддерживая высшее образование и исследования. И мы будем продолжать поддерживать местное и зарубежное деловое сообщество, постоянно стремясь создать благоприятную для бизнеса экономическую среду.

 Для российских туристов Кипр остается одним из излюбленных мест отдыха. Число россиян, посещающих остров, растет из года в год. Что готов предложить Кипр для дальнейшего увеличения турпотока из России?

— Кипр является важным и популярным направлением для российских туристов. Приток туристов из России увеличился с невероятной скоростью: со 129 889 в 2000 году до 781 634 в 2016-м. В текущем году имеющиеся данные пока показывают, что с января по сентябрь 2017-го количество туристов, прибывающих на Кипр из России, увеличилось на 5% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Также, по оценкам, в этом году мы увидим самый высокий объем приезда туристов из России, когда-либо зафиксированный на Кипре.

Мы постоянно стремимся улучшать воздушное сообщение между нашими двумя странами, что в принципе является одним из основных приоритетов моего правительства, а также сосредоточены на расширении впечатлений для российских туристов, предлагая все более качественные услуги. В настоящее время есть рейсы, связывающие Россию и Кипр каждую неделю, а иногда и каждый день. Мы считаем, что скоро сообщение будет еще лучше, поскольку новые компании, такие как Cyprus Airways, начинают полеты в Россию и из России.

Беседовала Анастасия Филимонова