Президент World Skate: правила скейтбординга создавали ребята с улиц

Сабатино Араку. Владимир Смирнов/ ТАСС
Сабатино Араку

Президент Международной федерации роллер-спорта и скейтбординга Сабатино Араку рассказал о триумфальном включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр и перспективах России на проведение международных турниров

Первый в истории чемпионат Европы по скейтбордингу завершился в Нижнем Новгороде 12 октября. Почетным гостем турнира стал президент Международной федерации роллер-спорта и скейтбординга (World Skate) Сабатино Араку. В интервью ТАСС функционер рассказал о триумфальном включении скейтбординга в программу Олимпийских игр, специфике роллер-спорта и перспективах России на проведение международных турниров.

— Что скажете об организации чемпионата Европы в Нижнем Новгороде, довольна ли федерация тем, как прошел этот исторический турнир?

— Организация соревнований была на очень высоком уровне. Но я не сомневался в том, что турнир так пройдет. В 2017 году я уже был свидетелем проведения международного соревнования в Москве (этап Кубка мира по скейтбордингу — прим. ТАСС), которое также организовывала Федерация скейтбординга России. В Нижнем Новгороде присутствовали спортсмены, которые были на всех самых значимых мировых соревнованиях, в том числе с многолетней историей, и они тоже дали очень высокую оценку этому турниру. Этими соревнованиями мы показали, что топовые турниры по качеству организации, по программе могут проводить не только в Америке и на Западе.

— Кубок чемпионата Европы был изготовлен из сломанных скейтбордов и украшен символом автомобиля "Волга", который производился на местном Нижегородском автомобильном заводе. Как вам такой дизайн награды?

— Это очень оригинально. В этом кубке, с одной стороны, прослеживается связь со скейтбордингом, а с другой — с местом проведения соревнований. В такой награде удачно сочетаются узнаваемые отсылки и к тому и к другому.

— Какие еще страны претендовали на проведение чемпионата Европы?

— Одна из стран, которая хотела провести этот турнир, — моя родная Италия. Но и моя оценка, и оценка всей международной федерации была такой — на данный момент объективно Россия в состоянии провести этот турнир на более высоком уровне, чем Италия.

И мы ни разу не пожалели о таком решении, всего за несколько месяцев в России организовали соревнования на высшем уровне.

— У России есть шансы на то, чтобы получить право на проведение чемпионата мира по скейтбордингу?

— Можно сделать больше — проводить в России ежегодный турнир мировой серии, чтобы это было постоянным мероприятием, которое войдет в отборочные старты Олимпийских игр. Это в планах федерации, и я вижу, что правительство России, Министерство спорта демонстрирует заинтересованность в том, чтобы поддержать этот проект. Это уже обсуждалось с министром спорта Павлом Колобковым и губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным.

Колобков посетил чемпионат Европы и дал очень позитивную оценку этому турниру. У него есть понимание того, что это вид спорта для молодежи, что за скейтбордингом будущее и что он нужен молодежи, в том числе молодежи России.

Вероятность проведения чемпионата мира в России высока, у нас есть большое доверие к вашей стране в плане проведения такого турнира. Но выбор страны — хозяйки турнира — это открытая процедура. Поэтому будут оценены заявки всех стран, из которых мы выберем лучшую.

— Что вы думаете об уровне развития скейтбординга как вида спорта у нас в стране? Какие позитивные моменты можно отметить?

— Здорово, что сейчас в России смотрят не только на уже состоявшихся спортсменов, лидеров сборной, но и дают шанс проявить себя молодым скейтбордистам. Это хороший задел, чтобы росли другие ребята. Это показывает спортсменам, что шанс есть у каждого.

— Какие шаги необходимо предпринять, чтобы по развитию скейтбординга Россия догнала мировых лидеров — США, Японию, Бразилию?

— Движение идет в верном направлении, и я очень рассчитываю, что поддержка со стороны федерального и региональных правительств будет увеличиваться, в том числе после этого мероприятия. Самое главное для развития ребят как спортсменов, для роста их мастерства, это появление большего количества скейт-парков, строительства профильной инфраструктуры, в том числе круглогодичных комплексов. Для этого требуются деньги, поддержка властей.

Я убежден, что после Олимпиады в Токио всем станет абсолютно очевидна перспективность и целесообразность развития этого вида спорта. И тогда точно увеличится финансирование.

— Насколько значимо включение скейтбординга в программу Олимпиады?

— Я считаю, что это блестящая идея Международного олимпийского комитета — обратиться к такому распространенному по всему миру виду спорта, который притягивает огромную аудиторию молодежи. Это действительно победа и залог того, что Олимпийские игры получат еще большую популярность по всем видам без исключения.

Представьте себе, правила этого вида спорта создали не мы, сотрудники федерации, их придумали ребята с улицы, а мы просто приняли их. И это уникальный случай среди других видов спорта.

— Какие сложности возникли после включения в программу Олимпиады? Ведь нужно было установить четкие правила дисциплин, согласовать все критерии судейства, форму проведения олимпийской квалификации...

— Да, трудности были. Например, в том, чтобы за такие сжатые сроки организовать систему соревнований, которые бы прошли во многих странах и стали бы отборочными стартами Олимпийских игр. Одним из таких стартов является чемпионат Европы.

Есть трудности, связанные с подготовкой судей. Скейтбординг — субъективный вид спорта, и нам нужно быть уверенными, что судьи высокопрофессиональны и квалифицированы. Поэтому федерация тратит на это большие средства. Хотелось бы избежать случаев, которые бывали в других видах спорта, когда необъективные и спорные решения судей создавали скандалы. Мы делаем все, чтобы избежать этого.

— Какая именно работа проводится с судьями?

— Прежде всего, это обучение судей с очень конкретным подходом. Где бы ни проходили соревнования, кто бы их ни судил, система оценок должна быть универсальной и понятной как для спортсменов, так и для судей.

Чтобы получить десять высококвалифицированных профессиональных судей, нужно подготовить 200 арбитров, и только десять из них будут высшего уровня. Когда федерация начала готовиться к Олимпийским играм, у нас были только судьи-мужчины, но сейчас ситуация меняется. Мы стремимся к равноправию полов, чтобы судить могли и женщины, и мужчины.

— Международная федерация не думала о привлечении к популяризации скейтбординга одного из главных символов этого спорта — Тони Хоука? Или о том, чтобы пригласить для участия в Олимпиаде Шона Уайта?

— Тони Хоук действительно легенда, но это легенда уже довольно далекого прошлого, хотя он и пользуется огромной популярностью. Шон Уайт принимал участие в первом чемпионате мира по скейтбордингу и занял там 18-е место, так что он скорее звезда сноуборда. Когда мы только начинали проводить мировые соревнования, в них принимали участие всего восемь-десять стран, сегодня в них участвуют около 50 стран. Еще пару лет назад все ключевые мировые соревнования носили характер пригласительных турниров. Все спортсмены приглашались организаторами индивидуально, всем этим управляли частные юридические лица. Сейчас, когда всем этим занимается федерация, которая является международной общественной организацией и не имеет коммерческих задач, это дает абсолютно другие подходы.

Мы должны давать шанс ребятам, откуда бы они ни происходили — хоть из российской Сибири, хоть из африканской глубинки. Мы хотим дать шанс максимальному числу райдеров из разных стран, а дальше они должны проявить себя.

— Включение вида спорта в программу Олимпийских игр накладывает определенную ответственность в вопросах антидопинга. Какую работу проводит федерация для того, чтобы обеспечить грамотность скейтбордистов в этом вопросе?

— В течение последних двух лет перед всеми соревнованиями, которые проходят под эгидой Международной федерации роллер-спорта, проходит серия образовательных семинаров по вопросам антидопинга. И на каждом нашем турнире спортсмены проверяются на допинг. Все страны активно включились в эту работу, в том числе и антидопинговые агентства. Если спортсмен в сборной, то это ответственность и самого райдера, и федерации. Если кто-то не соблюдает правила, то он будет дисквалифицирован.

— Ожидаете ли вы включение в программу Олимпиады каких-то еще видов роллер-спорта?

— Инлайн-ролики уже вошли в программу Юношеских олимпийских игр, они дебютировали год назад в Буэнос-Айресе. Мир молодых очень любит роликовые виды спорта, скейтбординг сейчас — это, конечно, самая громкая и известная из роллер-дисциплин. Но перспективы на включение в программу Олимпиад есть и у других видов спорта.

Ряд компаний, торгующих спортивным инвентарем, проводили по всему миру исследования среди детей, посещающих эти магазины. Вопросы были про то, какие товары они хотели бы там купить, что им нравится и что должно присутствовать в ассортименте магазина. Очень высокий процент в возрастной категории от шести до 12 лет отвечали — ролики и скейтборды. Молодежь просто любит маленькие колеса.

— Стоит ли ожидать проведения в России мировых соревнований не только по скейтбордингу, но и по другим видам роллер-спорта?

— Мы готовы проводить в России соревнования по любым дисциплинам, будь то роллер-фристайл или фигурное катание на роликах. Обсуждали с министром спорта России возможность проведения в 2023 году мировых роллер-игр, которые являются одним из самых крупных мировых соревнований по численности спортсменов. Сила нашей федерации в том, что у нас много спортивных дисциплин, связанных с роликами. Но мы очень уважаем автономию и право на самоопределение каждого из этих видов спорта. Как организация, мы похожи на большой жилой комплекс, где прекрасное фойе, бассейн, подземная парковка, которой пользуются все, но при этом в нашем жилом комплексе у каждого вида спорта своя квартира.

— Насколько популярны мировые роллер-игры?

— Министр спорта Испании во время мировых роллер-игр, которые проходили в этом году в Барселоне, заявил, что это было второе после Олимпийских игр 1992 года соревнование по численности участвующих в нем спортсменов. За две недели было разыграно более 120 комплектов наград. Никакая другая федерация не имеет такого широкого спектра видов спорта и не сможет сделать такое мероприятие. В этом наша сила как мультиспортивной организации. Спорт для молодых, спорт в городе — вот наша специализация.

— Какие российские города могли бы претендовать на проведение Всемирных роллер-игр?

— В России очень много крупных городов — Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Сочи и другие города, которые могли бы принять такой турнир. Так что будем работать в этом направлении.

Беседовала Полина Панина