24 декабря 2019, 08:30
Интервью

Евгений Зиничев: вложенный в предупреждение ЧС рубль сэкономит 12 рублей

Евгений Зиничев. Пресс-служба МЧС России
Евгений Зиничев
Глава МЧС — о том, как прогноз погоды помог справиться с наводнением в Хабаровском крае, почему изменилась система учета пожаров и кто должен нести ответственность за безопасность населения

27 декабря в России отмечается День спасателя, ставший не только днем рождения МЧС России, но и праздником всех тех, кто ежечасно тушит пожары, спасает человеческие жизни и приходит на помощь в самый отчаянный момент. В преддверии праздника министр по чрезвычайным ситуациям Евгений Зиничев дал интервью ТАСС и рассказал, к чему стремится МЧС, какой экономический эффект приносит один рубль, вложенный в предупреждение ЧС, и почему ответственность за безопасность населения должны нести все уровни власти.

— Евгений Николаевич, вы в должности главы МЧС уже полтора года. Можете дать оценку состоянию дел в министерстве?

— Наша основная стратегическая цель — защита населения и территорий, а основные функции — предотвращение, спасение, помощь.

Существующая система реагирования на чрезвычайные ситуации, как я уже говорил, была грамотно структурирована и хорошо себя зарекомендовала. Но любая даже самая лучшая система должна развиваться и совершенствоваться.

Мы проанализировали действующие механизмы, посмотрели, что можно доработать или перенастроить, куда необходимо двигаться, чтобы работа МЧС стала еще более эффективной. Вывод был очевиден — надо стать технологичнее и современнее. 

Кропотливая работа с экономическим блоком правительства позволила нам получить дополнительное финансирование на техническое оснащение наших подразделений. А это и новая техника, и современное снаряжение спасателей.

Мы же не просто ликвидируем чрезвычайные ситуации, в результате нашей деятельности возникает экономический эффект. 

— 2019 год как раз в системе МЧС был Годом предупреждения. Какие цели вы перед собой ставили и каких результатов удалось добиться? 

— Почему 2019 год решили объявить Годом предупреждения? Потому что многие природные явления имеют циклический характер, то есть повторяются из года в год. Мы тратим колоссальные средства на их ликвидацию, не задумываясь над тем, что ЧС можно либо предотвратить, либо снизить его негативные последствия. И это значительно дешевле. Можно затратить сравнительно небольшие средства и впоследствии получить значительную экономию, в то же время защитить людей и объекты экономики. 

Практика показала, что каждый вложенный рубль в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций позволяет экономить до 12 рублей, предусмотренных на ликвидацию их последствий

И это неоднократно доказано на практике.

— Какие примеры эффективного предупреждения ЧС вы можете привести? 

— Наводнение в Амурской области и Хабаровском крае в августе этого года. Объем подтоплений там был в сотни раз больше, чем в Иркутской области, а объем ущерба в разы меньше. В Иркутской области, в Тулуне, Нижнеудинске затопило более 23 тыс. жилых домов и приусадебных участков, а в Хабаровском крае — 3,2 тыс. Разница ощутима. Благодаря превентивным мерам удалось защитить Комсомольск-на-Амуре. 

В середине июля, когда стало известно об угрозе наводнения, на Амуре была построена дополнительная дамба, которая на некоторых участках достигала высоты 7,5 метра, город не пострадал. Потратили 70 млн рублей, а если бы этого не сделали, то ущерб составил бы 2 млрд. А самое главное, что, сработав на упреждение стихии на Дальнем Востоке, удалось избежать человеческих жертв. 

— Вам прогноз погоды помог в этом? 

— Учитывая тот факт, что Росгидромет хоть и обладает разветвленной сетью гидропостов, но их количество пока незначительно, да и материальная база изношена, мы изучали и анализировали информацию из разных источников, включая международные гидрометеослужбы. Так вот, уже за две недели до наводнения прогноз по Амурскому бассейну был неутешительным. Мы обратились в правительство, и было принято решение выдать со складов Росрезерва наливные дамбы. Дополнительно усилили группировку наших сил. Губернаторов настроили на четкую работу. Это помогло избежать трагедии.

— А почему в Иркутской области не удалось предотвратить тяжелые последствия? 

— События в Иркутской области оказались быстротечными и масштабными. Первые прогнозные данные Росгидромета были размытыми и приблизительными. Изначально специалистами прогнозировался подъем воды в реках в основном за счет переувлажнения почвы, но неправильно был спрогнозирован объем осадков. Количество выпавших отличалось от предполагаемых в три раза. 

Дамба, построенная в Тулуне, была изначально рассчитана на больший подъем воды, чем это было при предыдущих подтоплениях. Поэтому прогнозы не вызывали беспокойства. Когда стало понятно, что ситуация очень сложная, в зону стихийного бедствия были направлены дополнительные силы и средства.

— Почему жители не верили прогнозам и предупреждениям?

— Находясь в Тулуне, я спрашивал жителей: "Вас предупреждали?" Мне отвечали: "Никто нас не предупреждал". Но в ходе общения стало понятно, что оповещение все-таки было. Люди не могли поверить в такой масштаб бедствия, потому что последний раз так значительно вода поднималась в 80-х годах, поэтому и дамба была построена со значительным запасом.

Сначала люди просто наблюдали за происходящим. Все рассчитывали, что дамба устоит, вода уйдет. Но в этот раз воды оказалось намного больше. 

— 31 декабря — год со дня еще одной масштабной ЧС, магнитогорской трагедии. Вы следите за судьбой маленького Вани, спасение которого 1 января стало новогодним чудом? 

— Магнитогорск стал очень тяжелым испытанием для всех граждан нашей страны в канун новогодних праздников. Надежды, что найдем живых при разборе завалов, было мало. Но Ваня — это действительно чудо! И это его заслуга, что он выжил в таких условиях, ну и, конечно же, спасателей, которые его нашли. 

У нас все ведомство следит за его судьбой. Его навещают наши коллеги, те, кто непосредственно участвовал в спасательной операции, кто услышал плач ребенка, кто достал и взял его на руки.

И кстати, не только я рассматриваю это как чудо. Хочу остановиться на одном интересном моменте.

На обвалившейся после взрыва стене дома, практически над тем местом, где нашли ребенка, уцелела икона

Один из волонтеров, который помогал нам на площадке, оказался священнослужителем, он и указал нам на нее. Это была икона Богородицы Семистрельная, как принято считать в народе, ограждающая от "всякого зла", "дарующая благодать" и "смягчающая сердца".

Эту икону впоследствии передали в собор Вознесения Христова в Магнитогорске.

— Трагедии, подобные Магнитогорску, труднопрогнозируемые. Но как, на ваш взгляд, можно если не предупредить, то хотя бы минимизировать возможные последствия таких катастроф? 

— Конечно, чрезвычайные ситуации техногенного характера в отличие от природных спрогнозировать нельзя. Но избежать катастрофических последствий и минимизировать потери — это в наших силах. Поэтому необходимо проводить внеплановые тренировки и учения, чтобы органы исполнительной власти понимали, как действовать в случае ЧС. 

Сейчас мы формируем и единое информационное пространство, в рамках которого в автоматическом режиме планируем обмениваться с органами власти и регионами мониторинговой и прогнозной информацией. 

С 1 октября мы запустили автоматизированную информационно-управляющую систему РСЧС (Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации ЧС), которая объединила все существующие информационные системы и ресурсы МЧС. Она позволяет рассчитывать количественные показатели риска, проводить моделирование последствий ЧС природного и техногенного характера. В нее уже внесена информация по 780 тыс. объектов.

— Космический мониторинг помогает в работе? 

— Безусловно. Благодаря ему нам удается осуществлять оперативный контроль практически на всей территорией РФ и даже соседних государств. Совместно с Роскосмосом мы работаем над увеличением группировки наземных станций, сейчас их уже шесть, планируем открыть еще одну в Анадыре. Это позволит получать данные дистанционного зондирования Земли со всей Арктической зоны.

— МЧС запустило интерактивный Атлас природных и техногенных опасностей и рисков. Какую практическую помощь он может оказать? 

— Это открытый информационный ресурс, предназначенный как для рядовых пользователей, так и специалистов. Для граждан он интересен тем, что в туристической поездке они могут знакомиться с особенностями того или иного региона, получать прогнозные данные, выстраивать маршрут независимо от способа передвижения — пешим ходом или на автомобиле. Информация о потенциальных и актуальных угрозах будет автоматически предоставляться на пути следования. При помощи атласа можно зарегистрировать туристический маршрут, для этого достаточно будет заполнить форму регистрации, и все сведения автоматически будут переданы в МЧС России.

Для специалистов и руководителей регионов будет доступна расширенная версия атласа, она содержит статистические и оперативные данные, появится возможность моделировать развитие обстановки и получать экспертную поддержку при принятии решений.
 
— Он работает в полном объеме? 

— Пока еще нет. Но атлас прошел успешные испытания в регионах Северного Кавказа, и с 1 декабря мы приступили к его опытной эксплуатации во всех субъектах. Будем наполнять базовые данные, исправлять ошибки. В 2020 году планируем довести до ума и запустить в полном объеме.

— И все же, на ваш взгляд, какой система предупреждения и реагирования на ЧС должна быть в идеале? 

— Идеальная картина, когда все службы, все федеральные органы исполнительной власти готовы к реагированию, оказанию помощи еще до начала события, когда заранее принимаются все необходимые решения, происходит оперативный обмен информацией. Регионы обязаны нас информировать о чрезвычайном событии, соответствующие соглашения подписаны. Росгидромет должен предоставлять прогноз о возможных опасных явлениях заблаговременно. Вся информация в автоматизированном режиме должна стекаться к нам. Мы же в свою очередь строим модели возможных последствий, принимаем меры, подключая и ресурсы всех необходимых ведомств. В идеале должно быть так. 

В защите населения от чрезвычайных ситуаций важна не столько роль МЧС, сколько роль всей системы РСЧС в целом. Усилиями одного министерства справиться с масштабными ЧС невозможно, поэтому в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС входят все федеральные органы исполнительной власти, а также региональные структуры и службы. И важно, чтобы все они понимали свою ответственность в этих вопросах. 

— Как я понимаю, еще есть к чему стремиться. Какие дополнительные меры вы предлагаете для повышения уровня реагирования на ЧС? 

— Во-первых, по поручению президента мы планируем ввести ответственность за неполную и недостоверную информацию о чрезвычайных событиях, которую мы получаем из других федеральных органов исполнительной власти. К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что некоторые из них используют безответственный подход: хочу — дам информацию, хочу — нет. Но ситуация меняется. 

Во-вторых, во время наводнения в Амурской области летом этого года мы столкнулись с еще одной проблемой — это отказ местного населения от эвакуации, несмотря на угрозу затопления. В итоге мы были вынуждены держать на таких территориях спецтехнику, плавсредства со спасателями, хотя они были остро необходимы в другом месте. Мы обратились к президенту, и он дал поручение внести изменения в законодательство, чтобы в случае ЧС была возможность обязательной (принудительной) эвакуации населения. Сейчас по закону ее можно осуществить лишь в двух случаях — при введении режима контртеррористической операции и режима чрезвычайного положения. 

— Если говорить о защите населения, у нас сейчас существуют две системы — РСЧС и гражданской обороны. Вам не кажется, что они фактически дублируют друг друга? Нет ли планов по их объединению? 

— РСЧС и система гражданской обороны по своим функциям действительно дублируют друг друга, и задачи у них фактически одинаковые — это защита населения и территорий во время ЧС. За исключением одного: у гражданской обороны есть еще задачи на период военного времени. И для меня это было очевидно сразу.

Я несколько месяцев назад поручил нашим профильным научным учреждениям посмотреть на задачи МЧС под другим углом. Мы ищем оптимальное решение. Возможно, будет создан новый закон, объединяющий РСЧС и ГО. Сейчас они регламентируются двумя законами — 28-м ФЗ "О гражданской обороне" и 68-м ФЗ "О защите населения", которые в некоторых положениях даже противоречат друг другу. 

Кроме того, МЧС осуществляет два надзора — и в области РСЧС, и в области гражданской обороны, что тоже, на мой взгляд, неправильно.

— Давайте поговорим о пожарах. С 2019 года МЧС России изменило систему их учета, исключив понятие "возгорание", поменялся и учет погибших. Насколько такая система оправданна? Сильно ли изменилось количество "статистических" пожаров? 

— До 1 января 2019 года были разделены такие понятия, как "пожары" и "возгорания". "Возгоранием" считали тот случай, когда якобы не возникало ущерба. Вот, например, сгорел сарай, собственника не нашли, заявление о возмещении материального ущерба никто не написал. А фактически пожарная техника выдвигалась, горючее использовалось, пожарные работали. Это затраты, а значит, и ущерб существует. И экологический ущерб присутствует. Поэтому мы убрали понятие "возгорание". Теперь все случаи учитываются как пожары. 

Изменили мы и систему подсчета пострадавших на пожарах. Раньше человек, травмированный или получивший ожоги, считался живым, если его живым заносили в скорую помощь, даже если он через минуту мог скончаться. Сейчас погибшим на пожаре считается лицо, умершее в течение 30 дней после происшествия в результате полученных травм. 

Разумеется, в этом году количество статистических пожаров увеличилось, как и погибших. По нашим оценкам, за этот год число пожаров составит до 500 тыс., что примерно в четыре раза больше, чем в 2018 году. За десять месяцев 2019 года количество погибших возросло более чем на 13%, это почти 7,7 тыс. человек. 

Если взять статистику 2018 года и сложить в ней все пожары со всеми случаями возгорания, то получится, что у нас в целом идет динамика снижения, примерно на 2%. Конечно, это не совсем корректное сравнение, поэтому показательным будет следующий год. Тогда можно будет провести сравнительный анализ, исходя из новых правил ведения статистики. 

Но в целом, я считаю, новая система учета пожаров даст более объективную картину реального положения, позволяет оценить работу подразделений пожарной охраны, проанализировать слабые места, чтобы понять, где нужно усилить работу и федеральных органов исполнительной власти, и субъектов РФ. Объективная статистика нужна как правильный диагноз в медицине. 

— Предварительные выводы уже можно сделать по новой статистике, где чаще горит и какие основные причины гибели людей?

— Чаще всего объектами пожаров становятся жилые строения — 91%. Основные причины возгорания — неисправная электропроводка, нарушение правил эксплуатации электроприборов, и, как ни странно в XXI веке, 16% пожаров возникает из-за печного отопления, ну и нельзя забывать о неосторожном обращении с огнем, в том числе в состоянии алкогольного опьянения. 

Самое страшное, что часто сообщают о гибели детей. В основном это ребятишки из многодетных, социально неблагополучных семей. 69% погибших из них — в возрасте до семи лет. 

В среднем в год на пожарах погибает порядка 443 детей. Больше одного ребенка за сутки!

С этим мириться нельзя! Невозможно изменить ситуацию только усилиями государства, необходимо объединить усилия общества и каждого отдельного человека. 

— Что нужно делать для повышения уровня пожарной безопасности населенных пунктов? Какие проблемы наиболее остро стоят в этой сфере? 

— Обеспечение пожарной безопасности — это комплексная проблема, и для ее решения нужны нестандартные, я бы сказал, инновационные подходы, особенно на удаленных и труднодоступных территориях. Пожарная обстановка в первую очередь зависит от эффективности работы органов местного самоуправления в сфере реализации ими первичных мер пожарной безопасности.

Нами подготовлен законопроект, который закрепляет понятия "ландшафтный (природный) пожар" и "лесной пожар". В случае его принятия будут разделены сферы ответственности между органами власти в области тушения ландшафтных пожаров и предусмотрены внеплановые проверки населенных пунктов при введении особого противопожарного режима.

Кроме того, мы внесем изменения и в Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Населенные пункты, граничащие с лесными участками, будут ежегодно разрабатывать к началу пожароопасного сезона паспорта территорий садовых товариществ и детских лагерей, подверженных угрозе лесных пожаров.

— Насколько реальную помощь оказывают добровольные пожарные? В небольших населенных пунктах без них, наверное, не обойтись. 

— У нас насчитывается свыше 600 тыс. добровольных пожарных, на вооружении у которых более 17 тыс. единиц спецтехники. В этом году они участвовали в тушении почти 17 тыс. пожаров, из них более 4,5 тыс. было потушено без привлечения профессиональных огнеборцев. 

Отдельно хочу отметить волонтеров, которые оказывают существенную помощь в проведении поисково-спасательных операций, активно помогают в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказывают адресную помощь пострадавшим.

И в большей степени их помощь востребована как раз в труднодоступных, отдаленных населенных пунктах и сельской местности, где нет поблизости подразделений Федеральной противопожарной службы и профессиональных спасателей. 

— Госпожнадзору в 2020 году могут вернуть контроль над строительством объектов с массовым пребыванием людей. Каких еще нововведений стоит ждать и в связи с этим планирует ли МЧС расширять штат пожарных инспекторов? 

— Численность пожарных инспекторов будет увеличена на 2300 человек. В течение трех лет мы планируем оснастить подразделения надзорной деятельности современными техническими средствами и техникой. Ожидается, что сотрудники пожарного надзора получат 2 тыс. автомобилей повышенной проходимости.

Помимо того что нам вернут контроль над строительством объектов с массовым пребыванием людей, планируется, что изменится и сам подход к проверкам зданий. Мы будем осуществлять проверочные мероприятия объекта в целом, а не отдельные торговые места. Как можно магазинчик проверять отдельно от всего здания, если это общая система оповещения, пожаротушения?

— Что, на ваш взгляд, можно сделать еще для повышения уровня безопасности таких объектов, как ТРЦ? 

— Должно быть одно ответственное лицо, управляющая компания — если это большой торговый центр, — которая отвечает за пожарную безопасность. Конечно, это нагрузка на покупателей — издержки на содержание. Но бизнес должен быть в том числе и социально ответственным, думать не только о своей прибыли. 

— Бизнес пока не стал более ответственным.

— У нас все мыслят в коротких временных категориях и быстрых денег. Здесь и сейчас. Быстро заработать, а дальше — будет как будет. Многие не думают на среднесрочную, долгосрочную перспективу. Мы просим не жалеть деньги на превентивные мероприятия. Бизнес часто думает: а может, ничего и не произойдет? А произойдет — нас здесь уже не будет. Примерно так люди часто рассуждают, но не думают о цене человеческой жизни.

— Бизнесмены всегда опасаются и давления, и коррупционных проявлений. Как выдержать баланс между снижением давления на бизнес и проверками? 

— Любой надзор — это коррупционноемкая деятельность. Определенные риски, конечно, есть, и уповать на моральные, этические нормы приходится в последнюю очередь, надо быть реалистами. Поэтому мы ставим задачу — убрать условия для совершения коррупционного преступления. Среди вариантов решения данной проблемы — фиксировать на видео надзорные мероприятия на объекте, а также развивать обратную связь с предпринимателями. 

— Самое многочисленное подразделение МЧС — это пожарные. Удалось ли решить проблему численного некомплекта пожарных частей? Как эта работа будет продолжена в 2020 году?

— Комплектование дежурных караулов пожарно-спасательных частей в этом году было одним из приоритетных направлений нашей работы. И результат уже есть. Мы укрупнили дежурные караулы пожарно-спасательных подразделений, снизили количество вакантных должностей по категориям "пожарный" и "водитель пожарного автомобиля".

В целом укомплектованность в подразделениях ФПС уже увеличена на 20%. И в 2020 году мы эту работу, безусловно, будем продолжать. 

Кроме того, в течение года мы плотно и кропотливо работали с Минфином, и уже в августе нам удалось поднять зарплату работникам ФПС, неаттестованным пожарным, с 16 тыс. до 24 тыс. рублей, планируем, что в 2020 году она вырастет до 32 тыс. рублей. 

— Как в целом осуществляется техническое перевооружение МЧС? Есть ли дефицит спецтехники? Что планируется закупать в первую очередь?  

— Дефицит пока сохраняется. В последние годы МЧС закупало две единицы техники, а восемь списывалось по сроку службы. И то, что подлежало списанию, зачем-то вписывалось в техническую оснащенность, и выходило на бумаге так, что обеспеченность техникой составляла чуть ли не более 80%, но цифру-то любую нарисовать можно. Если техника ржавеет или ее ресурс превышает 30 лет, она никуда не поедет.

Сейчас ситуация постепенно исправляется. Впервые в этом году мы вышли на более-менее приемлемый уровень. Сейчас реальная картина такова, что обеспеченность техникой составляет более 50%.

В 2020 году для оснащения наших подразделений выделено порядка 15,7 млрд рублей. Эти средства будут направлены на закупку пожарно-спасательной техники, техники и средств для аварийно-спасательных работ, а также плавсредств

В первую очередь новейшими образцами техники, оборудованием и снаряжением будут оснащаться пожарная служба, специальные пожарные части, воинские и другие спасательные формирования.

— Планируется ли расширять парк авиационной техники? 

— Что касается авиации, дежурные силы у нас размещены в каждом федеральном округе и могут оперативно применяться на территории всей страны. В этом году ежедневно на дежурстве у нас находилось пять самолетов и 26 вертолетов, благодаря чему летом нам удавалось и пожары тушить, и последствия наводнения ликвидировать. Всего авиапарк МЧС составляет 79 единиц — 22 самолета и 57 вертолетов. Но, безусловно, авиапарк требует и ремонта, и даже замены.

Все предложения по развитию авиации МЧС мы направили в правительство, организована работа с холдингом "Вертолеты России" и Объединенной авиастроительной корпорацией.

В 2019 году мы получили самолет Бе-200, ожидается поставка еще трех воздушных судов — двух вертолетов Ми-8 и одного вертолета легкого класса "Ансат". В 2020 и 2021 годах планируем закупить два вертолета Ми-26 и два Ми-8. Кроме этого, нельзя забывать, что на МЧС возложена задача по обеспечению безопасности в Арктической зоне. Для обеспечения безопасности этого региона нами совместно с Минпромторгом России планируется дооснащение подразделений МЧС России вертолетами Ми-8 в арктическом варианте исполнения, их можно будет применять в условиях Крайнего Севера. 

Также планируется закупка более 200 беспилотных авиационных систем различных типов с дальностью применения до 250 км.

— Мир вступил в эпоху цифровизации, внедряются искусственный интеллект, роботы, беспилотные автомобили. Насколько это актуально для МЧС России? 

— Во-первых, в системе МЧС роботы используются уже более 20 лет. Во-вторых, ключевые направления развития робототехники и искусственного интеллекта закреплены в нашей Концепции развития робототехники в системе МЧС России до 2030 года. 

Наиболее перспективными для нас видятся технологии комплексного применения робототехники. В первую очередь это необходимо при проведении поисковых операций с применением беспилотных авиационных систем, в том числе и в условиях Арктики. 

— Временами первоисточником информации о ЧС становятся социальные сети.  Вам это помогает или мешает в работе? 

— Действительно, первичные данные о некоторых чрезвычайных происшествиях мы узнаем из интернета. Безусловно, они оперативно проверяются, и нам это дает возможность организовать реагирование по горячим следам. 

Но то, что некоторые очевидцы происшествия сначала фиксируют произошедшее на телефон, выкладывают это в интернет, а не звонят в оперативные службы, чтобы вызвать помощь, скорее свидетельствует об изменении жизненных принципов, о неправильной расстановке приоритетов.

Люди не задумываются о том, что, возможно, завтра им тоже понадобится помощь, но она быстро не придет. Потому что очевидцы события ради уникального видео просто забудут набрать единый номер 01 или 101

— Беспечность очень часто становится причиной многих трагедий. Что с этим делать? 

— Задача МЧС заключается не только в спасении, но и пропаганде, в обучении населения в области гражданской защиты, правилам личной безопасности, здорового образа жизни. Культуру поведения надо формировать с детского возраста. Мы активно ищем новые методы обучения и воспитания детей совместно с Минпросвещения, другими органами власти и общественными организациями. Им необходимо как можно больше давать наглядного и обучающего контента. Зачастую эффективно донести до взрослых необходимую информацию получается только через детей. Обучение детей должно проводиться в игровой форме, которая легко усваивается, — это может быть квест, фильм и мультфильм. 

Мы делаем акцент на практическую подготовку населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, обучаем правилам личной безопасности в повседневной жизни, навыкам оказания первой помощи. В подсознании людей должно отложиться, что в первую очередь они сами ответственны за свою безопасность. 

В целом профилактика должна иметь направленный характер на всех уровнях — федеральном, региональном и местном. И в этих вопросах огромную роль должны играть средства массовой информации. 

— Впереди новогодние каникулы, в этот период, как правило, растет число пожаров и погибших в них. Какие меры принимает МЧС для снижения трагических последствий? 

— Основные риски в это время связаны с массовым скоплением детей и повышенной пожарной нагрузкой. Мы ежегодно проводим профилактическую работу по снижению рисков при проведении новогодних и рождественских мероприятий, обеспечиваем пожарную безопасность и на общероссийской новогодней елке в Кремле, и в других местах, где проходят новогодние праздники.

На таких объектах дежурят сотрудники Государственной противопожарной службы, совместно с полицией обеспечивается контроль за потенциальными стихийными местами продажи пиротехники. Для запуска петард, фейерверков и салютов в каждом регионе предусмотрены свои места. 

Но главное, на что хочу обратить внимание, — это соблюдение требований пожарной безопасности, которые написаны, как говорят, кровью не только простых граждан, но и пожарных. Мы же со своей стороны приложим все усилия, чтобы праздники прошли без серьезных потерь.  

Беседовала Татьяна Хан