Начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры РФ Анатолий Паламарчук рассказал в интервью ТАСС, как ведомство защищает права многодетных семей, обманутых дольщиков, о выявляемых нарушениях в сфере ЖКХ, при расходовании бюджетных средств, о масштабных проверках образовательных организаций и о том, законны ли частные видеокамеры для фиксации нарушений на дорогах.
— В декабре Росстат озвучил данные о том, что почти четверть семей с детьми, особенно многодетные, находятся за чертой бедности. Проводит ли прокуратура проверки исполнения законодательства о защите семьи и детства, в том числе в части исполнения предусмотренных мер поддержки многодетных семей, и каковы их результаты?
— Могу подтвердить, что результаты нашей надзорной деятельности свидетельствуют о сохраняющихся проблемах при исполнении законодательства, главным образом — регионального в затронутой вами области. Это является основанием для принятия мер прокурорского реагирования в целях защиты прав и законных интересов многодетных семей.
В прошедшем году основанием к вмешательству прокуроров являлись факты отказа уполномоченных органов признать право семей с детьми на получение региональных мер социальной поддержки. По требованиям прокуроров восстанавливались права детей из многодетных семей на льготное обеспечение лекарственными средствами, на первоочередное зачисление в детские сады, пресекались нарушения, связанные с организацией бесплатного питания обучающихся в образовательных организациях, компенсировались расходы на приобретение школьной формы.
Всего в 2019 году в сфере надзора за исполнением законодательства о социальной поддержке многодетных семей прокурорами выявлено более 1,7 тыс. нарушений законодательства, в целях устранения которых внесено свыше 650 представлений, на незаконные правовые акты принесено 178 протестов, возбуждено 82 дела об административных правонарушениях, в суды направлено 648 исков и заявлений, по материалам прокурорских проверок возбуждено семь уголовных дел.
— В прошлом году прокуроры проверяли школы на соблюдение санитарных норм в школьных столовых, а также вопросы безопасности в школах и профилактики правонарушений. Что показали проверки и к каким выводам они привели? Насколько, по оценке прокуратуры, удалось обеспечить создание безопасного интернета в школах?
— Результаты проведенной в 2019 году масштабной прокурорской проверки показали, что вопреки требованиям Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в образовательных организациях повсеместно допускаются нарушения, создающие угрозу жизни и здоровью обучающихся.
По-прежнему не обеспечивается антитеррористическая безопасность образовательных организаций. Основными недостатками практически в каждом регионе являлись отсутствие квалифицированной физической охраны и ненадлежащий пропускной режим на объектах, не отвечающее требованиям состояние инженерно-технических сооружений, обеспечивающих защиту от несанкционированного проникновения на объект посторонних лиц. И это еще не весь список. Среди других недостатков — низкий уровень использования технических средств охраны в предупреждении возможных чрезвычайных ситуаций, а также недостаточность оборудования объектов средствами оповещения и системами видеонаблюдения.
Кроме того, мерами прокурорского реагирования пресечены многочисленные нарушения, связанные с условиями хранения продуктов, соблюдением норм питания и формированием рационов для детей, отсутствием контроля за поступающими продуктами и готовой продукцией. Именно эти нарушения нередко являлись причиной отравлений и инфекционных заболеваний учащихся.
Существенные проблемы выявлены в вопросах профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Что касается защиты детей от запрещенной информации, эти вопросы находятся на особом контроле. Да, образовательные организации принимают меры, направленные на защиту детей от вредной информации, но пока их недостаточно. Прокуроры по-прежнему выявляют факты ненадлежащей организации работы по обеспечению учебных компьютерных комплексов программами "контентной фильтрации" доступа к сети Интернет.
Информация о результатах проверок направлена в правительство РФ.
— Десять лет назад перед прокуратурой была поставлена задача реагировать на необоснованное завышение цен на основные продукты питания, медикаменты, пресекать факты ценовых сговоров. Остается ли эта задача в настоящее время и насколько отлажена система реагирования прокуратуры на такие факты? Правда ли, что благодаря работе прокуроров растет число пресеченных картельных сговоров в различных сферах экономики?
— В целях обеспечения добросовестной конкуренции и противодействия антимонопольным действиям прокурорами организовано постоянное взаимодействие с ФАС России, МВД России, ФСБ России, Росфинмониторингом и иными уполномоченными ведомствами.
Оперативно осуществляются совместные проверочные мероприятия по установлению нарушений, связанных с разделом товарных рынков и поддержанием монопольно высоких цен на них. По их результатам обеспечивается необходимое реагирование. Принятые организационные и практические меры позволили сформировать систему своевременного выявления и пресечения картелей.
В ряде случаев заключение картельных соглашений сопровождается злоупотреблениями со стороны должностных лиц. Нередко вмешательство прокуратуры вызвано ненадлежащим выполнением контролирующими и правоохранительными органами своих функций при выявлении и устранении нарушений.
— В 2019 году прокуратура заострила внимание на теме ЖКХ в том числе в связи с начатой реформой в сфере утилизации бытовых отходов. Часто ли приходилось реагировать на случаи незаконного завышения коммунальных тарифов? И удалось ли в целом качнуть маятник по декриминализации сферы ЖКХ?
— Прокуратура во взаимодействии с уполномоченными ведомствами организовала системную работу в этом направлении, в том числе в формате созданных межведомственных рабочих групп, координационных совещаний и совместных проверочных мероприятий. Приведу немного статистики: за период с 2018 года выявлено свыше 600 тыс. нарушений закона. Для их устранения внесено более 300 тыс. актов реагирования, к установленной законом ответственности привлечено около 200 тыс. лиц, по материалам проверок прокуроров возбуждено 2 тыс. уголовных дел.
Среди причин такого положения дел можно выделить ненадлежащую работу региональных органов власти. Ими повсеместно нарушаются права граждан путем сокрытия информации о финансово-хозяйственной деятельности, незаконного взимания платы за содержание жилых помещений, некачественного предоставления коммунальных услуг, необоснованного распоряжения общим имуществом.
Прокуроры реагируют на все такие факты.
В ряде регионов прокурорами приняты меры реагирования в связи с изданием органами власти правовых актов, устанавливающих экономически необоснованные тарифы и надбавки к ним. Повсеместно пресечены нарушения, связанные с начислением платежей за вывоз ТКО в качестве отдельной коммунальной услуги и одновременно в составе платы за ремонт и содержание жилья.
— В России изменились правила долевого строительства жилья, но остались проблемные объекты. Прокуратура совместно с региональными властями предпринимает усилия для решения их проблем, начиная от постановки таких объектов на учет. Насколько в прошедшем году удалось сократить реальное число проблемных долгостроев?
— Мы активизировали надзорную деятельность в целях улучшения состояния законности в области долевого строительства. В прошлом году Генпрокуратура провела межведомственные совещания, в ходе которых был выработан целый комплекс дополнительных мероприятий, который уже реализован.
Но несмотря на принимаемые уполномоченными органами власти меры, случаи несоблюдения прав дольщиков продолжают носить массовый характер. В 2019 году в Едином реестре проблемных объектов числилось более 2 тыс. домов, в реестрах пострадавших граждан — почти 50 тыс. человек. Многочисленные нарушения выявляются прокурорами в работе должностных лиц органов государственной власти.
Повсеместно нами пресекаются случаи включения в договоры участия в долевом строительстве незаконных условий, непредставления застройщиками в уполномоченный орган отчетности, опубликования неполной и недостоверной информации, несоблюдения порядка строительства домов и сроков передачи построенных объектов.
— На благополучии граждан отражается и ситуация с кредитной задолженностью, особенно по потребительским кредитам и микрозаймам, где проценты приводят людей на грань банкротства. Пять лет назад вы обращали внимание на то, что массовые нарушения в сфере финансовых услуг часто связаны с недостатками контроля и существованием огромного "серого" сектора предоставления займов. В 2017 году было подписано соглашение о взаимодействии между Генеральной прокуратурой и Банком России по противодействию нелегальной активности в сфере потребительских кредитов. Могли бы вы подвести первые итоги этой совместной работы? Какие регионы оказались затронуты больше всего таким полуподпольным кредитованием?
— Прокурорами реализуются комплексные мероприятия организационного и практического характера по противодействию нелегальным практикам на финансовом рынке, связанным с незаконным предоставлением потребительских займов. Координируется деятельность правоохранительных и иных уполномоченных органов, осуществляется мониторинг средств массовой информации, организованы надзорные мероприятия с принятием по их итогам соответствующих мер прокурорского реагирования, обеспечено привлечение виновных лиц к установленной ответственности.
Особое внимание уделяется противодействию фактам уголовно наказуемого характера, связанным с незаконным предпринимательством в данной сфере. Сообщения о таких преступлениях, причинивших крупный ущерб гражданам, организациям или государству, сопряженных с извлечением дохода в крупном размере либо совершенных организованной группой, рассмотрены правоохранительными органами республик Крым, Хакасия, Камчатского, Приморского краев, Кировской, Сахалинской областей и других регионов. По итогам возбуждены уголовные дела. В связи с допущенными нарушениями при проведении доследственных проверок и расследовании уголовных дел надзирающими прокурорами приняты меры реагирования.
Надзорные мероприятия на данном направлении продолжаются.
— Не могу не задать вопрос по другой социально значимой теме — дорожных штрафов. Они растут по мере установок камер видеонаблюдения на дорогах, которые теперь эксплуатируют и частные компании. Как оценивает Генеральная прокуратура ситуацию в этой сфере, законно ли привлечение частных компаний? В каких случаях речь может идти о нарушениях прав водителей?
— На протяжении последних лет состоянию законности при создании и эксплуатации комплексов автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения органами прокуратуры уделяется повышенное внимание. Анализ ситуации показывает, что в местах их функционирования отмечается снижение как общего количества ДТП, так и тяжести их последствий.
Что касается вопроса относительно возможности заключения в рамках государственно-частного партнерства концессионных соглашений о проектировании, создании и эксплуатации таких комплексов, то при условии соблюдения требований федерального законодательства такие договоры являются легитимными.
Между тем в ходе прокурорских проверок продолжают вскрываться многочисленные нарушения законодательства, связанные с ненадлежащей эксплуатацией комплексов, необоснованным привлечением лиц к административной ответственности либо освобождением от нее ввиду некорректной работы оборудования, необеспечением его технической защищенности.
Помимо этого, органами прокуратуры пресекались случаи картельного сговора. Приняты меры по противодействию длительному неиспользованию закупленного за счет бюджетных средств оборудования, незаконному наделению работников коммерческих организаций полномочиями по осуществлению оценки качества полученных с использованием комплексов фотоматериалов.
По всем выявленным фактам нарушений закона приняты меры прокурорского реагирования.
Состояние законности в указанной сфере в июле прошлого года обсуждалось на коллегии Генеральной прокуратуры, выработаны конкретные решения, реализация которых, по нашему мнению, позволит повысить безопасность на дорогах страны.
— Одна из ключевых задач надзора прокуратуры — обеспечение законности в использовании бюджетных средств. В 1995 году вы в интервью "Известиям" комментировали уникальный случай, когда налоговая инспекция Владикавказа просто, безо всякого основания раздавала бюджетные деньги коммерческим структурам. Как в настоящее время обстоит дело с исполнением бюджетной дисциплины, где больше всего нарушений — на федеральном, региональном или муниципальном уровне? Меняется ли ситуация в сфере госзакупок?
— Надзор за исполнением бюджетного законодательства является одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности.
Несмотря на принимаемые прокурорами меры, в том числе и превентивного характера, нарушения бюджетного законодательства по-прежнему носят распространенный характер на всех уровнях.
В указанной сфере за 11 месяцев прошедшего года выявлено более 99 тыс. нарушений закона. Опротестовано 12,6 тыс. незаконных правовых актов, внесено 28,9 тыс. представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых 18,9 тыс. должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 1,2 тыс. лиц предостережено о недопустимости нарушения закона. В суды направлено 3,9 тыс. заявлений, из которых на конец года удовлетворено 3,2 тыс. По постановлениям прокуроров о возбуждении дел об административных правонарушениях к административной ответственности привлечены 1,3 тыс. виновных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 1,1 тыс. уголовных дел.
Органами государственной власти и местного самоуправления допускается несвоевременное финансирование предусмотренных мероприятий, не принимаются меры к оценке эффективности их реализации и обеспечению должного контроля за достижением установленных показателей.
По-прежнему не искоренены случаи хищений и нецелевого расходования бюджетных средств. Выявляются нарушения бюджетного законодательства при предоставлении и использовании субсидий, грантов и иных бюджетных выплат, в том числе предназначенных для финансирования решения важных социальных и экономических задач.
Нередко преступные посягательства на бюджетные средства сопряжены со злоупотреблениями и ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей должностными лицами.
— Генеральная прокуратура как надзорный орган проверяет и деятельность всех контролирующих органов в России, в том числе ведет сводный план и реестр внеплановых проверок предпринимателей. Правительство проводит реформу контрольно-ревизионных органов — так называемую регуляторную гильотину. Вносила ли прокуратура свои предложения в эту реформу?
— С учетом многолетнего опыта надзора за законностью правовых актов органы прокуратуры активно участвуют в работе по совершенствованию правовой основы взаимоотношений власти и бизнеса.
В минувшем году по нашей инициативе изменено или отменено более 25 тыс. правовых актов, содержащих незаконные требования.
Высокий уровень давления на бизнес со стороны контролирующих органов, массовость нарушений прав хозяйствующих субъектов, а также проведение в отсутствие законных оснований подавляющего большинства контрольных мероприятий, не подлежащих согласованию с прокурором, подтвердила проведенная в 2019 году проверка соблюдения законодательства о государственном контроле.
Отмечая большое количество нормативных правовых актов, подлежащих соблюдению предпринимателями, Генеральной прокуратурой направлена информация президенту и в правительство с предложением о внесении ряда изменений в федеральное законодательство.
Во-первых, необходимо распространить механизм обязательного согласования с прокуратурой на плановые (рейдовые) осмотры и административные расследования с учетом полученного опыта защиты прокурорами прав предпринимателей при согласовании внеплановых проверок.
Во-вторых, установленный Кодексом об административных правонарушениях запрет на замену штрафа предупреждением применять только к правонарушениям, причинившим вред охраняемым законом ценностям, и независимо от способа их выявления.
Кроме того, предложено скорректировать практику организации проверок по поручениям правительства России. Включение таких регулярных проверок (например, готовности детских оздоровительных лагерей к летней кампании, объектов экономики — к пожароопасному сезону) в сводный план позволит сократить их количество.
Работа по совершенствованию федерального законодательства, в том числе в рамках "регуляторной гильотины", Генеральной прокуратурой будет продолжена.
— Другой не менее обсуждаемой темой стало применение криптовалюты. Считаете ли вы, что нужно поддержать разрабатываемый законопроект о возможности ареста криптовалют и других виртуальных активов? Чем это вызвано?
— Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации" установлено, что официальной валютой нашей страны является рубль. Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.
Получившая определенное распространение криптовалюта — биткойн — не является долговым обязательством эмитента, не обеспечена реальной стоимостью. Цена на нее определяется исключительно спекулятивными действиями. Это влечет за собой высокий риск потери стоимости и, как следствие, нарушение прав граждан и организаций.
Беседовал Александр Шашков