Сергей Прядкин: вопрос о расширении РПЛ требует тщательной проработки
Президент Российской премьер-лиги (РПЛ) Сергей Прядкин в интервью ТАСС объяснил, почему лига не стала выдвигать на рассмотрение исполкома Российского футбольного союза (РФС) вопрос об увеличении числа участников чемпионата России с 16 до 18 команд. Также он оценил утвержденную реформу Кубка России, прояснил ситуацию с его отмененным переизбранием на новый пятилетний срок со стороны избиркома РФС, а также высказался за сохранение трансляций футбола на телевидении, несмотря на развитие интернет-сегмента.
— В повестку исполкома РФС, который состоялся 13 февраля, не был включен вопрос о расширении премьер-лиги до 18 команд. В связи с чем РПЛ не обращалась в союз по этому вопросу?
— Мы проводим консультации на предмет оптимального формата проведения соревнования, вопрос один из самых ключевых для развития продукта премьер-лиги и требует тщательной проработки.
— Клубы РПЛ проголосовали за расширение премьер-лиги с сезона-2020/21. Вы, в свою очередь, в интервью ТАСС прошлым летом говорили, что до ЧМ-2022 этот вопрос рано поднимать. К какому варианту вы склоняетесь сейчас?
— Моя позиция в интервью ТАСС была обоснована по ряду причин.
Во-первых, на тот момент у нас не было на руках проекта структур календаря от УЕФА [Союза европейских футбольных ассоциаций] на четыре сезона вперед, поэтому при планировании спортивного календаря мы исходили из стандартных международных окон. И при таком раскладе, учитывая наши климатические особенности и проведение ЧМ-2022 зимой, у нас не было возможности вместить дополнительные туры.
Во-вторых, изменению формата проведения РПЛ должна предшествовать серьезная подготовительная работа по повышению минимального уровня клубов в инфраструктуре, кадровой политике, финансах. Мы должны минимизировать возможность повторения случаев "Тосно", "Амкара", "Анжи" и внести соответствующие изменения в лицензирование и регламенты.
Наконец, сама лига должна подготовиться и предложить действующим и потенциальным партнерам новый формат взаимодействия, ведь изменение формата несет за собой изменение количества матчей и формулы показа на ТВ, объема рекламного инвентаря и т. д.
Большинство клубов выступило за двухкруговую систему проведения РПЛ, без плей-офф. Для увеличения количества игр при такой соревновательной системе есть только один вариант — расширение лиги.
При этом не будем забывать поручение исполкома РФС — изучить возможность увеличения количества игр. Мы провели большую аналитическую работу совместно с PwC (аудиторской компанией, которая сотрудничает с РПЛ - прим. ТАСС) и подготовили более 15 вариантов изменения формата как с увеличением, так и уменьшением количества участников лиги. Моя позиция — не стоит торопиться с переходом, при любом формате нужна тщательная подготовка, к тому же есть более экономически выгодные варианты проведения РПЛ.
Помимо этого, есть позиция двухэтапная, сначала сокращение лиги, а через несколько сезонов увеличение, после дальнейшего ужесточения критериев лицензирования.
— Нет ли, на ваш взгляд, проблемы в том, что клубы из нижней части турнирной таблицы, голосуя за скорейшее расширение, отталкиваются только от своих интересов, а не от нужд всего российского футбола?
— В таком глобальном вопросе, безусловно, каждый субъект, имеющий право голоса, руководствуется разными принципами: личными или общими, а также позиционируя лигу как продукт, бизнес или как социальную историю. Моя позиция — нужно руководствоваться интересами лиги как продукта и следовать принципам целостности соревнований, не меняя регламенты нескольких лиг по ходу сезона.
— Есть ли сейчас необходимое число клубов, соответствующих требованиям РПЛ не только по составу и инфраструктуре, но и финансам, которые способны дать ротацию между лигами? Может ли столь быстрое и резкое решение о расширении РПЛ привести к тому, что как минимум в краткосрочной перспективе лига уподобится ФНЛ (Футбольной национальной лиге) — из нее нельзя будет вылететь, потому что клубы из дивизиона рангом ниже просто окажутся не готовы к повышению в классе?
— Мы находимся в постоянном контакте с коллегами из РФС по данному вопросу и, действительно, есть опасение, что будет минимально необходимое количество клубов для ротации и снижение уровня конкуренции на определенный период. Именно поэтому я озвучивал позицию о переходном этапе для реализации подготовительных программ. Напомню, что РПЛ была инициатором ужесточения лицензионных требований полтора года назад.
— Насколько целесообразной вы видите идею по реформе Кубка России в ее нынешнем формате? Преференция для выступающих в еврокубках команд, может, и положительно скажется на результатах этих клубов, но не будет ли это искусственной расчисткой календаря и нарушением спортивных принципов? Эта идея была встречена клубами более неоднозначно. Сразу семь из 16 высказались против. Какое у вас есть объяснение этому?
— Начну с того, что реформа Кубка России в целом назрела — коллеги из РФС как раз обозначили стратегические приоритеты: повышение престижа турнира и обеспечение коммерческой привлекательности. Преференция для выступающих в еврокубках команд увеличивает количество матчей в Кубке России с максимальным уровнем спортивного противостояния, что гарантирует "привлекательную вывеску” в решающих стадиях Кубка. Не считаю, что это нарушает спортивный принцип — ведь получить данное преимущество может каждый клуб, заняв соответствующее место в РПЛ по итогам сезона. Те семь клубов, кто был против, отстаивают свою позицию — все должны быть в равных условиях. При этом и общим собранием премьер-лиги и комитетом профессионального футбола РФС, куда входят РПЛ, ФНЛ и ПФЛ [Профессиональная футбольная лига], проект реформы Кубка был поддержан и предложен исполкому РФС к рассмотрению.
Сегодняшнее решение исполкома РФС по утверждению структуры проведения Кубка на сезон-2020/21 — первый этап реформы турнира. Новый формат Кубка создает предпосылки к новому, более выгодному взаимодействию с партнерами из-за увеличения количества матчей и благодаря насыщенному весеннему этапу соревнования. В свою очередь, болельщики клубов ФНЛ и ПФЛ также останутся в плюсе — к ним гарантированно один-два раза приедут команды рангом выше.
— Перед стартом этого сезона вы говорили о том, что обладатель Кубка России в будущем может получить право сыграть в Лиге чемпионов. Учитывая тот факт, что в будущем у нас будет два клуба вместо трех, вы по-прежнему допускаете такое развитие событий?
— Я предполагал, что если этот вопрос можно было бы решить с УЕФА, то это стало бы хорошим стимулом для команд лиги выставлять на все матчи Кубка сильнейшие составы, что, несомненно, подняло бы престиж турнира. При изменении количества представителей России в УЕФА и появлении третьего еврокубка мы обсудим с коллегами целесообразность изменений.
— За счет чего и до какой суммы в обозримом будущем может быть увеличен призовой фонд кубка? Как обстоят дела с неймингом Кубка России? Есть ли конкуренты у нынешнего титульного спонсора?
— 16 января на заседании общего собрания лиги РФС представил презентацию, в которой говорилось о возможном увеличении призового фонда Кубка за счет качественных изменений в коммерческой и медийной программе. Не могу отвечать за соответствующие подразделения РФС, но знаю, что они проводят большую работу в этом направлении.
— На собрании клубов РПЛ вы были переизбраны на новый пятилетний срок, но исполком РФС признал его неправомерным. Насколько сказались события последних дней на вашей работе? Как отреагировали на решение избиркома РФС?
— Избирком РФС обратил внимание только на процедурное несоответствие. Поддержка со стороны Александра Валерьевича и клубов от этого решения меньше не стала, и мое единогласное выдвижение это подтверждает. За что я очень благодарен своим коллегам.
— Учитывая тот факт, что новые выборы пройдут на безальтернативной основе, какую программу развития лиги до 2025 года вы собираетесь предложить клубам? Какие цели ставите перед собой?
— На декабрьском заседании правления лиги нами была обозначена необходимость актуализации Стратегии развития РПЛ, вне зависимости от того, остался бы я президентом или нет. На очередном заседании мы представим анализ реализации текущей стратегии, сроки актуализации и основные приоритеты. Конкретные и измеримые цели я буду готов представить в ближайшие месяцы после доработки стратегии и ее представления клубам. Готов поделиться своим видением РПЛ — она должна быть популярной, конкурентоспособной, коммерчески успешной медийной компанией.
Если мы хотим добиться ощутимого роста доходов — то должны уходить от классической ассоциации организатора турниров — мы должны предлагать новые услуги, расширять лицензионную линейку, создавать контент и нести бо́льшую ответственность за его дистрибуцию — становиться медийной компанией. Яркий пример — испанская Ла Лига.
— В прошлом году вы говорили, что РПЛ может пересмотреть контракт с "Матч ТВ" в декабре 2020-го, если показатели KPI не будут соответствовать плану. Проводила ли лига промежуточный аудит? Как канал справляется с поставленными задачами?
— Сезон-2019/20 — это второй сезон нашего сотрудничества с "Матч ТВ" (НСТ) в рамках нового контракта. По его окончании мы с коллегами сядем и обсудим результаты, в том числе те, которые попадают под определение KPI; можно сказать, что это и будет подведением промежуточных итогов. С представителями вещателя мы регулярно встречаемся, обмениваемся информацией; мы вместе (подчеркиваю) очень заинтересованы, чтобы показатели по охвату, выручке, развитию платного телевидения росли и соответствовали планам и ожиданиям. По итогам текущего сезона, как я говорил выше, будем понимать, что необходимо сделать, чтобы к декабрю 2020 года выйти на плановые показатели, какие меры будут самыми эффективными для лиги, для развития продукта лиги.
— Готова ли РПЛ в случае неудовлетворительной работы "Матч ТВ" полностью уйти с телевидения, переключившись на вещание в интернете?
— Такие вопросы нельзя обсуждать абстрактно, в отрыве от реальности. Мы подписали соглашение с "Матч ТВ", по которому все права, включая трансляции в интернете, принадлежат вещателю, действуем в его рамках. Если говорить о трансляциях в интернете, то, действительно, этот сегмент считается самым перспективным, есть смысл его развивать и осваивать, думаю, наш вещатель тоже это понимает. При этом нельзя говорить о том, что телевидение совсем не нужно, ведь большая часть населения в силу возраста или местоположения смотрит именно телевизор. Мы и так сократили количество матчей на федеральном канале, чтобы создать условия роста системы платного вещания. Считаю, что футбол на ТВ должен быть обязательно, главное сохранить правильный баланс.
Беседовал Андрей Михайлов