13 ФЕВ, 22:25

Сергей Прядкин: вопрос о расширении РПЛ требует тщательной проработки

Президент Российской премьер-лиги (РПЛ) Сергей Прядкин в интервью ТАСС объяснил, почему лига не стала выдвигать на рассмотрение исполкома Российского футбольного союза (РФС) вопрос об увеличении числа участников чемпионата России с 16 до 18 команд. Также он оценил утвержденную реформу Кубка России, прояснил ситуацию с его отмененным переизбранием на новый пятилетний срок со стороны избиркома РФС, а также высказался за сохранение трансляций футбола на телевидении, несмотря на развитие интернет-сегмента.

— В повестку исполкома РФС, который состоялся 13 февраля, не был включен вопрос о расширении премьер-лиги до 18 команд. В связи с чем РПЛ не обращалась в союз по этому вопросу?

— Мы проводим консультации на предмет оптимального формата проведения соревнования, вопрос один из самых ключевых для развития продукта премьер-лиги и требует тщательной проработки.

— Клубы РПЛ проголосовали за расширение премьер-лиги с сезона-2020/21. Вы, в свою очередь, в интервью ТАСС прошлым летом говорили, что до ЧМ-2022 этот вопрос рано поднимать. К какому варианту вы склоняетесь сейчас?

— Моя позиция в интервью ТАСС была обоснована по ряду причин.

Во-первых, на тот момент у нас не было на руках проекта структур календаря от УЕФА [Союза европейских футбольных ассоциаций] на четыре сезона вперед, поэтому при планировании спортивного календаря мы исходили из стандартных международных окон. И при таком раскладе, учитывая наши климатические особенности и проведение ЧМ-2022 зимой, у нас не было возможности вместить дополнительные туры.

Во-вторых, изменению формата проведения РПЛ должна предшествовать серьезная подготовительная работа по повышению минимального уровня клубов в инфраструктуре, кадровой политике, финансах. Мы должны минимизировать возможность повторения случаев "Тосно", "Амкара", "Анжи" и внести соответствующие изменения в лицензирование и регламенты.

Наконец, сама лига должна подготовиться и предложить действующим и потенциальным партнерам новый формат взаимодействия, ведь изменение формата несет за собой изменение количества матчей и формулы показа на ТВ, объема рекламного инвентаря и т. д.

Большинство клубов выступило за двухкруговую систему проведения РПЛ, без плей-офф. Для увеличения количества игр при такой соревновательной системе есть только один вариант — расширение лиги.

При этом не будем забывать поручение исполкома РФС — изучить возможность увеличения количества игр. Мы провели большую аналитическую работу совместно с PwC (аудиторской компанией, которая сотрудничает с РПЛ - прим. ТАСС) и подготовили более 15 вариантов изменения формата как с увеличением, так и уменьшением количества участников лиги. Моя позиция — не стоит торопиться с переходом, при любом формате нужна тщательная подготовка, к тому же есть более экономически выгодные варианты проведения РПЛ.

Помимо этого, есть позиция двухэтапная, сначала сокращение лиги, а через несколько сезонов увеличение, после дальнейшего ужесточения критериев лицензирования.

— Нет ли, на ваш взгляд, проблемы в том, что клубы из нижней части турнирной таблицы, голосуя за скорейшее расширение, отталкиваются только от своих интересов, а не от нужд всего российского футбола?

— В таком глобальном вопросе, безусловно, каждый субъект, имеющий право голоса, руководствуется разными принципами: личными или общими, а также позиционируя лигу как продукт, бизнес или как социальную историю. Моя позиция — нужно руководствоваться интересами лиги как продукта и следовать принципам целостности соревнований, не меняя регламенты нескольких лиг по ходу сезона.

— Есть ли сейчас необходимое число клубов, соответствующих требованиям РПЛ не только по составу и инфраструктуре, но и финансам, которые способны дать ротацию между лигами? Может ли столь быстрое и резкое решение о расширении РПЛ привести к тому, что как минимум в краткосрочной перспективе лига уподобится ФНЛ (Футбольной национальной лиге) — из нее нельзя будет вылететь, потому что клубы из дивизиона рангом ниже просто окажутся не готовы к повышению в классе?

— Мы находимся в постоянном контакте с коллегами из РФС по данному вопросу и, действительно, есть опасение, что будет минимально необходимое количество клубов для ротации и снижение уровня конкуренции на определенный период. Именно поэтому я озвучивал позицию о переходном этапе для реализации подготовительных программ. Напомню, что РПЛ была инициатором ужесточения лицензионных требований полтора года назад.

— Насколько целесообразной вы видите идею по реформе Кубка России в ее нынешнем формате? Преференция для выступающих в еврокубках команд, может, и положительно скажется на результатах этих клубов, но не будет ли это искусственной расчисткой календаря и нарушением спортивных принципов? Эта идея была встречена клубами более неоднозначно. Сразу семь из 16 высказались против. Какое у вас есть объяснение этому?

— Начну с того, что реформа Кубка России в целом назрела — коллеги из РФС как раз обозначили стратегические приоритеты: повышение престижа турнира и обеспечение коммерческой привлекательности. Преференция для выступающих в еврокубках команд увеличивает количество матчей в Кубке России с максимальным уровнем спортивного противостояния, что гарантирует "привлекательную вывеску” в решающих стадиях Кубка. Не считаю, что это нарушает спортивный принцип — ведь получить данное преимущество может каждый клуб, заняв соответствующее место в РПЛ по итогам сезона. Те семь клубов, кто был против, отстаивают свою позицию — все должны быть в равных условиях. При этом и общим собранием премьер-лиги и комитетом профессионального футбола РФС, куда входят РПЛ, ФНЛ и ПФЛ [Профессиональная футбольная лига], проект реформы Кубка был поддержан и предложен исполкому РФС к рассмотрению.

Сегодняшнее решение исполкома РФС по утверждению структуры проведения Кубка на сезон-2020/21 — первый этап реформы турнира. Новый формат Кубка создает предпосылки к новому, более выгодному взаимодействию с партнерами из-за увеличения количества матчей и благодаря насыщенному весеннему этапу соревнования. В свою очередь, болельщики клубов ФНЛ и ПФЛ также останутся в плюсе — к ним гарантированно один-два раза приедут команды рангом выше.

— Перед стартом этого сезона вы говорили о том, что обладатель Кубка России в будущем может получить право сыграть в Лиге чемпионов. Учитывая тот факт, что в будущем у нас будет два клуба вместо трех, вы по-прежнему допускаете такое развитие событий?

— Я предполагал, что если этот вопрос можно было бы решить с УЕФА, то это стало бы хорошим стимулом для команд лиги выставлять на все матчи Кубка сильнейшие составы, что, несомненно, подняло бы престиж турнира. При изменении количества представителей России в УЕФА и появлении третьего еврокубка мы обсудим с коллегами целесообразность изменений.

— За счет чего и до какой суммы в обозримом будущем может быть увеличен призовой фонд кубка? Как обстоят дела с неймингом Кубка России? Есть ли конкуренты у нынешнего титульного спонсора?

— 16 января на заседании общего собрания лиги РФС представил презентацию, в которой говорилось о возможном увеличении призового фонда Кубка за счет качественных изменений в коммерческой и медийной программе. Не могу отвечать за соответствующие подразделения РФС, но знаю, что они проводят большую работу в этом направлении.

— На собрании клубов РПЛ вы были переизбраны на новый пятилетний срок, но исполком РФС признал его неправомерным. Насколько сказались события последних дней на вашей работе? Как отреагировали на решение избиркома РФС?

— Избирком РФС обратил внимание только на процедурное несоответствие. Поддержка со стороны Александра Валерьевича и клубов от этого решения меньше не стала, и мое единогласное выдвижение это подтверждает. За что я очень благодарен своим коллегам.

— Учитывая тот факт, что новые выборы пройдут на безальтернативной основе, какую программу развития лиги до 2025 года вы собираетесь предложить клубам? Какие цели ставите перед собой?

— На декабрьском заседании правления лиги нами была обозначена необходимость актуализации Стратегии развития РПЛ, вне зависимости от того, остался бы я президентом или нет. На очередном заседании мы представим анализ реализации текущей стратегии, сроки актуализации и основные приоритеты. Конкретные и измеримые цели я буду готов представить в ближайшие месяцы после доработки стратегии и ее представления клубам. Готов поделиться своим видением РПЛ — она должна быть популярной, конкурентоспособной, коммерчески успешной медийной компанией.

Если мы хотим добиться ощутимого роста доходов — то должны уходить от классической ассоциации организатора турниров — мы должны предлагать новые услуги, расширять лицензионную линейку, создавать контент и нести бо́льшую ответственность за его дистрибуцию — становиться медийной компанией. Яркий пример — испанская Ла Лига.

— В прошлом году вы говорили, что РПЛ может пересмотреть контракт с "Матч ТВ" в декабре 2020-го, если показатели KPI не будут соответствовать плану. Проводила ли лига промежуточный аудит? Как канал справляется с поставленными задачами?

— Сезон-2019/20 — это второй сезон нашего сотрудничества с "Матч ТВ" (НСТ) в рамках нового контракта. По его окончании мы с коллегами сядем и обсудим результаты, в том числе те, которые попадают под определение KPI; можно сказать, что это и будет подведением промежуточных итогов. С представителями вещателя мы регулярно встречаемся, обмениваемся информацией; мы вместе (подчеркиваю) очень заинтересованы, чтобы показатели по охвату, выручке, развитию платного телевидения росли и соответствовали планам и ожиданиям. По итогам текущего сезона, как я говорил выше, будем понимать, что необходимо сделать, чтобы к декабрю 2020 года выйти на плановые показатели, какие меры будут самыми эффективными для лиги, для развития продукта лиги.

— Готова ли РПЛ в случае неудовлетворительной работы "Матч ТВ" полностью уйти с телевидения, переключившись на вещание в интернете?

— Такие вопросы нельзя обсуждать абстрактно, в отрыве от реальности. Мы подписали соглашение с "Матч ТВ", по которому все права, включая трансляции в интернете, принадлежат вещателю, действуем в его рамках. Если говорить о трансляциях в интернете, то, действительно, этот сегмент считается самым перспективным, есть смысл его развивать и осваивать, думаю, наш вещатель тоже это понимает. При этом нельзя говорить о том, что телевидение совсем не нужно, ведь большая часть населения в силу возраста или местоположения смотрит именно телевизор. Мы и так сократили количество матчей на федеральном канале, чтобы создать условия роста системы платного вещания. Считаю, что футбол на ТВ должен быть обязательно, главное сохранить правильный баланс.

Беседовал Андрей Михайлов

Читать на tass.ru
Теги