С каждым годом в общественном транспорте Москвы задерживают все больше безбилетников. При этом за последнее время город предложил пассажирам новые удобные способы оплаты проезда. Не забыли и про нарушителей - штраф они теперь могут оплатить через интернет.
О том, как нововведения сказались на работе столичных контролеров, в интервью ТАСС рассказал руководитель ГКУ "Организатор перевозок" Сергей Дьяков.
- Сколько "зайцев" в метро и наземном транспорте Москвы вы поймали в 2015 году?
- Вы, наверное, удивитесь, но количество протоколов лично для меня – не самое главное. Главное - объяснить людям, что нужно оплачивать проезд, как любую услугу или товар, который они покупают в магазине. Все говорят, что транспорт должен быть чистым, красивым, удобным, но при этом кто-то готов платить за проезд, а кто-то не считает нужным. То есть одни граждане хотят кататься за счет других. Я считаю, что это неправильно.
С начала 2015 года за нарушения правил проезда наши контролеры оштрафовали 242 тыс. человек. Это на 6 тыс. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Я думаю, что не нарушителей стало больше, а работать мы стали эффективнее. Дело в том, что в метро сейчас сложнее проехать без билета. На самых загруженных станциях установили новые турникеты, через которые уже так просто не перепрыгнешь. Кроме того, при использовании социальной карты на турникете загорается лампочка, и контролер сразу видит, какими льготами пользуется пассажир. И если у него возникают вопросы, он может проверить карту, так обычно и попадаются нарушители.
В трамваях, в которых нет турникета, а только валидаторы по всему салону, появление контролеров - своего рода профилактика безбилетного проезда. Когда бригада наших сотрудников входит в такой трамвай, многие сразу бегут к валидатору гасить поездку. Контролеры это видят, но таких людей не штрафуют, дают оплатить проезд и ехать дальше.
Мы постоянно совершенствуем методы работы, экспериментируем. Все это делается для того, чтобы максимально четко фильтровать из потока пассажиров тех, кто пытается проехать бесплатно. Один из наших экспериментов - с начала 2015 года мы перестали изымать чужие социальные карты, при этом штрафуем нарушителей при каждом использовании не своих льгот. То есть вместо 2,5 тыс. руб. человек может заплатить 5 тыс., и так далее, пока не перестанет нарушать. После введения этой меры количество задержанных с чужими социальными картами возросло в полтора раза. Стало ясно, что, даже получив штраф, люди не останавливаются и продолжают нарушать снова. Поэтому мы готовим обновление для устройств проверки билетов. Скоро эти приборы смогут блокировать социальные карты, которые используют незаконно. Думаю, тогда количество нарушений резко сократится.
- А как часто пассажиры пытаются "помешать" контролеру выписать штраф?
- Достаточно часто. Скажу так: в половине случаев использования чужой социальной карты пассажир начинает, что называется, уговаривать контролера не выписывать штраф, уверяет, что нарушил в первый и последний раз, некоторые даже пытаются откупиться. Бывают ситуации хуже, когда пассажиры набрасываются на контролеров с кулаками. В этом году было уже 27 таких случаев, и в половине из них наши сотрудники серьезно пострадали.
- И, конечно, одним штрафом за неправомерный проезд нападающие не отделались?
- Успокаивать хулиганов - не наши полномочия, даже если они нападают на контролеров. Это работа столичных полицейских. В этом году по факту нападения на контролера они возбудили четыре уголовных дела, три из них еще рассматриваются в суде. А по одному есть решение. Нарушитель получил условный срок - полгода, к тому же он заплатил штраф - 20 тыс. руб.
- То есть факт нападения еще нужно доказать в суде?
- Конечно. Для этого как раз сейчас мы вводим в работу видеорегистраторы. Это необходимо в первую очередь для безопасности наших сотрудников. Камеры крепятся поверх униформы на груди контролера и в хорошем качестве записывают его диалог с пассажиром. При включенной камере не каждый решит напасть или вести себя грубо. Да и контролеры тоже будут следить за своими манерами, ведь запись в любой момент сможет посмотреть их начальник.
Техника закуплена и в настоящее время проходит тестирование. Три сотни регистраторов мы выдадим контролерам наземного транспорта, 200 - контролерам метрополитена.
- Как часто неплательщиками оказываются жители с иногородней пропиской? Какую управу имеют на них столичные власти?
- Правила пользования общественным транспортом Москвы равны для всех независимо от места регистрации. Отдельную статистику о местных и иногородних пассажирах мы не ведем.
Что касается так называемых точек притяжения нарушителей, их больше на маршрутах, которые проходят вблизи крупных транспортно-пересадочных узлов, станций Кольцевой линии метро, железнодорожных вокзалов. Одним словом, где фиксируется наибольший пассажиропоток.
- А сколько времени есть у нарушителя на оплату штрафа?
- Жителям столицы дается 10 суток на обжалование штрафа и еще 60 дней - на его оплату. Если же они не внесут необходимую сумму, то к уже выписанному постановлению добавится новое, которое увеличивает штраф в двукратном размере. А если "накопить" штрафы более чем на 10 тыс. руб., могут закрыть выезд за границу.
- Помимо денежных взысканий, какие методы борьбы с недобросовестными пассажирами вы практикуете?
- Мы публикуем списки нарушителей на нашем официальном сайте. Правда, вносим туда не всех, а только тех, кто не оплатил штраф вовремя, то есть в течение 60 дней. Кроме того, контролеры фотографируют свою работу, и нарушители тоже попадают в кадр. Это не обязательно должен быть снимок крупным планом или, что называется, "как в паспорте". Фоторепортаж с каждого дня работы мы также вывешиваем на своем сайте.
- Контролер делает снимок незаметно?
- Не будет же наш сотрудник заставлять пассажира "позировать" на камеру. Иногда получается фото со спины или боковой снимок, человека на нем узнать не так просто. Все зависит от конкретной ситуации. Но никто из нарушителей еще не жаловался на то, что его фотографируют или размещают в интернете.
- Расскажите, а есть какие-то способы проверки самих контролеров, насколько они честно выполняют свои обязанности? Ведь на смену они идут без начальника.
- Все сотрудники, а особенно контролеры, проходят проверку на детекторе лжи. Таким образом мы определяем, склонен ли человек к тому, чтобы, например, брать взятки или еще как-то нарушать закон. Причем проверку проходят как контролеры, так и офисные наши работники.
- Кто-то уже лишился работы после этого?
- Мы часто проверяем кандидатов при устройстве на работу. Например, в этом году мы таким образом "отсеяли" 7% сотрудников. Периодически, раз в несколько месяцев, мы проводим повторные проверки, как говорится, чтоб уж наверняка.
- Повлиял ли финансовый кризис на востребованность профессии контролера?
- Не могу сказать, что штат наших сотрудников увеличился или уменьшился во время кризиса. Но открытые вакансии у нас есть всегда, это нормальная ситуация, ведь работа контролеров - не из простых. У нас даже была ситуация, когда контролерам пришлось принимать роды. И приняли - прямо в метро. В июне такой случай у нас был на станции "Кузьминки". Так что работа действительно сложная, бывает стресс, кто-то не выдерживает и увольняется.
Сейчас мы можем взять на работу порядка 30 контролеров. Больше всего бригад сосредоточено на маршрутах наземного транспорта, там работают 336 человек. Еще 212 сотрудников контролируют оплату проезда в метро.
- То есть штат у вас небольшой.
- На самом деле контроль оплаты проезда-– не единственная наша задача. Значительная часть сотрудников ГКУ "Организатор перевозок" проверяет коммерческих перевозчиков. С начала года мы выявили более 13 тыс. нарушений в их работе. Самые "популярные" - работа на маршрутах, не согласованных с правительством Москвы, за это нарушение было выписано 7,6 тыс. штрафных постановлений. Еще 4,5 тыс. штрафов - за невыдачу билетов пассажирам. Причем некоторые постановления выписываются как гражданам, так и юридическим лицам.
К примеру, за невыдачу билета мы можем наказать только водителя, он заплатит штраф в размере от 300 руб. до 1 тыс. руб. А вот за работу на незарегистрированных маршрутах можно привлечь к ответственности как водителя, так и владельца коммерческой компании. В таком случае водитель заплатит штраф 4 тыс. руб., юрлицо - 500 тыс. руб., а при повторении нарушения - миллион.
- Внушительные суммы. Объезжать пробку тоже нельзя? Ну, предположим, если соседняя улица не включена в маршрут, но очень кстати может пригодиться в часы пик…
- Формально - нет. Мы же не знаем, безопасен ли проезд по этой самой улице, по этим дворам, с нами такой маршрут не согласовывали. В таких случаях водитель может быть оштрафован на 1 тыс. руб., а компания, которая осуществляет перевозку, - на 2 тыс. руб.
- Летом в Москве завершилась очистка набережных от дебаркадеров, в чем вы принимали участие.
- Начиная с 2013 года по приказу департамента транспорта мы отбуксировали из акватории Москвы-реки 10 плавучих объектов, находящихся там на незаконных основаниях. Еще 23 дебаркадера владельцы переместили самостоятельно. В основном они находились в центральной части города - на Фрунзенской, Краснопресненской, Космодамианской и Бережковской набережных.
Владельцы 23 дебаркадеров попытались помешать этому через суд, но безрезультатно. Арбитражный суд Москвы отказал в удовлетворении всем истцам без исключения.
- Все плавучие объекты были возвращены владельцам?
- Не все, но мы будем рады скорее их вернуть. Еще девять дебаркадеров до сих пор остаются невостребованными на специальных местах хранения. Чтобы получить свое имущество, владелец должен возместить городу средства, потраченные на перемещение. Если в положенные сроки этого не произошло, дело может дойти до суда. Последний такой процесс прошел в августе. Согласно решению суда, ООО "Ватервилль" возместит бюджету Москвы более 9 млн руб., которые были потрачены на перемещение объекта "Дебаркадер № 602".
Демонтаж дебаркадеров вообще очень важное событие для москвичей. Набережные Москвы приводят в порядок, и уже сегодня они выглядят намного привлекательнее.
Беседовала Екатерина Масенина